Звуковая организация художественной и нехудожественной речи
Звуковая организация речи – это целенаправленное применение элементов звукового состава языка: гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов и др. Применяется для усиления художественной выразительности речи. ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ - художественно-выразительное, выполняющее определенные стилистические функции применение в прозаическом или стихотворном тексте тех или иных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксических оборотов, повторений слов и др. Поэтическая фонетика (фоника) – звуковаяорганизация художественной речи, основным элементом которой является звуковой повтор как орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов в стихе. Различают следующие виды звуковых повторов:
Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего 41 фонема), поэтому случайное повторение тех или иных звуковых явлений естественно происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти повторения, используя их для эстетического воздействия. Упорядоченность частично канонизируется, превращаясь в твёрдые нормы (область стихосложения частично остаётся более свободной (область Ф. в узком смысле слова - она же эвфония, инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонической организации текста было различно (в рус. поэзии - в 20 в. больше, чем в 19 в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе
В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность.
Звуковое оформление нехудожественного текста должно отвечать единственному требованию – не привлекать внимания. Применительно к нехудожественной речи говорят о требовании благозвучия – такое использование звукового ряда, который легок для восприятия и произнесения и приятен на слух. Существует точка зрения, что наиболее приятна на слух та речь, в кот много гласных, однако для русского языка основным требованием благозвучия является чередование гласных и согласных. Стечение нескольких гласных на стыке слов оценивается как произносительная сложность. Его называют внешнее зияние.( у Тани и у Оли).внутреннее зияние- признак заимствованных слов ( поэт). При построении текста необходимо учитывать длину слов – слишком короткие дадут много ударений и речь будет отрывистой( сад был тих, гол, тускл). И наоборот, слишком длинные слова делают речь вялой и монотонной. В области согласных следует избегать объединения слов, одно из кот завершается несколькими согласными, а другое с них начинается. Следует избегать повторов одного звука. -стечение шипящих и свистящих, особенно если используется акустический усилитель. Повторов слогов на стыке слов( тормоза за закрытым окном.) Необходимо избегать преднамеренной ритмизации и рифмизации высказывания. Надо избегать слишком активное использование слов одного падежа. Звуковая организация художественного текста. Применительно к звуковой организации худ текста говорят о звукописи. Ее употребление предполагает возникновение смысловых связей между словами, соотнесенными по звучанию. Основные приемы звукописи: !) аллитерация – повтор согласных, особенно явный, если слово начинается с 1-ого согласного. ( из алых листьев клена свила ложе). 2)ассонанс – повтор гласных, преимущественно ударных( пора, пора, рога трубят). 3) паронимическая аттракция – реализуется в возникновении смысловых связей между словами, никак не связанными в языке.переводческая сложность. 4)звукоподражание : 1)ономатопея – имитация звуков живой и неживой природы, а также звуков, возникающих в результате деятельности человека. 2) звуковой символизм – приписывание значений звука. Звуки «и», «э» считаются легкими, приятными, светлыми и должны использоваться для обозначения таких же предметов в речи. Звуки «о», «у»- применимы для обозначения печальных и трагических предметов речи. «ы»- самый страшный звук в рус яз. «а»- двояк – обозначает и высокие и страшные предметы в речи. Неблагозвучие обычно используют для создания отрицательных образов.( тьму рабства свет притвори). Билет 10
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6645)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |