Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные черты каждого стиля (доминанты)



2015-11-10 3806 Обсуждений (0)
Основные черты каждого стиля (доминанты) 4.67 из 5.00 6 оценок




Когда сформировалась наука стилистика?

2. Что являлось предпосылкой формирования стилистики как науки?.
Стилистика относится к античной риторике, но она относительно молодая.
Зафиксирована в 20м веке.
У истоков стилистики стояла поэтика и риторика.
Риторика- учение о словесном выражении мысли предусматривался отбор слов, их сочетаний и изучение фигур речи
Значительная роль трудов Ломоносова. В этих трудах заложены основы стилистики как учение о выразительных средствах языка.
Теория 3х штилей Ломоносова вызывала споры, на почве этой теории возникли 2 направления о изучении языков (новатор-Карамзин, архаист-Химиков)
Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.
Средний штиль — элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.

Объект и предмет стилистики

Предмет стилистики- предметом стилистики явл выразительные возможности и средства разных уровней яз системы, их стилистич значения и окраска, а также закономер. Употреб. Яз в разных сферах и ситуациях общения
Объект стилистики- Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения), т.е. язык изучается «по всему разрезу его структуры сразу» (Г.О. Винокур).Низкий штиль — комедии, письма, песни, басни.

4.Определение стилистики.
Стилистика- раздел языкознания имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина, как индивидуальную манеру исполнения речевых актов
Стилистика исследует эволюцию стилей, язык худож. Лит. В его развитии универсальные приемы
Предметов стилистики явл. Изучение экспрессивных средств яз. Фигур речи и тропов, которые не связаны с каким-либо определенным стилем
Стилистика явл. Связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением
В отличае от наук имеющих единицы стилистика единиц не имеет и носителями значений явл фонетические, лексические и т д единицы
Основной задачей стилистики явл исследование и описание функциональных стилей. Определенной стилевой нормы, опис стилистич свойств и признаков языковых единиц т е стилистическая окраска

6. Функциональный стиль речи.
Функциональный стиль - это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией [3].

Внутренняя структура стиля опред.главным стилеобразующим фактором-это то обстоятельство ,кот.влияет на принципы организации в той или иной функциональной разновидности,кот.влияет на актуализаци определенных разрядов лексики грамматических категорий в данной функциональной разновидности.

 

7. Для выделения функциональных стилей речи существуют следующие основания:

Сфера человеческой деятельности (наука, право, политика, искусство, быт);

Специфическая роль автора текста (учёный, гражданин, журналист, писатель, юрист, родитель и т. д.);

Специфическая роль адресата текста (ученик, учреждение, читатель газет или журналов, взрослый, ребёнок и т. д.);

Цель стиля (обучение, установление правовых отношений, воздействие и т. д.);

Преимущественное использование определённого типа речи (повествование, описание, рассуждение);

Преимущественное использование той или иной формы речи (письменной, устной);

Вид речи (монолог, диалог, полилог);

Тип коммуникации (общественная или частная)

Набор жанров (для научного стиля — реферат, учебник и т. п., для официально-делового — закон, справка и т. п.);

Характерные для стиля черты.

 

Подстили Функц.стиля.

Стили речи имеют разновидности,по-другому эти стили наз.подстили:научно популярный,религиозный ,технический.

Основные черты каждого стиля (доминанты).

Основн.черты научн.стиля:1)основная форма речи –письменная,2)основная цель-собщение объективной информации.

Осн.черты офиц.-делового стиля:1)высокая терминологичность,сущ-ет в основном в письменной форме.

Осн.черты публицистич.стиля:1)использ.в газетах,телепередачах,общественно политических журналах,документальных фильмах,2)главной функцией является сообщение и воздействие,2)этот стиль предназначен для массовой аудитории.Массовая аудитория-совокупность людей разных профессий и культур,слабо взаимодействующих между собой.

Осн.черты разг.стиля речи:1)общение в первородном виде,2)исп.в широкой сфере неофицальных ,неслужебных отношений,3)исп.во всех сферах жизни.

10.Книжные стили речиКнижных стилей 4: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Разговорный стиль
Цель речи: Непосредственное повседневное общение
Обстановка речи: Сфера бытовых взаимоотношений, неофициальная обстановка
Речевые жанры: Дружеская беседа, частный разговор, частные письма
Языковые средства: Разговорная и просторечная лексика
Стилевые черты речи: Эмоциональность, образность, конкретность, простота.

Книжные стили

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Цель речи: Сообщение научных сведений, объяснение фактов
Обстановка речи: Официальная обстановка
Речевые жанры: Научная статья, доклад, учебная литература, диссертация
Языковые средства: Терминология и профессионализмы
Стилевые черты речи: Строгость, логичность, объективность, точность, отвлеченность и обобщенность.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Цель речи: Сообщение, информирование
Обстановка речи: Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовая
Речевые жанры: Законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, справки, инструкции и т.д.
Языковые средства: Официально-деловая лексика, стандартизированные обороты речи
Стилевые черты речи: Точность, не допускающая иного толкования

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Цель речи: Функция воздействия через СМИ
Обстановка речи: Выступления в газетах, журналах, по радио, телевидению, на митингах и собраниях
Речевые жанры: Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь
Языковые средства: Общественно-политическая лексика
Стилевые черты речи: Логичность и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
Цель речи: Язык художественной литературы
Обстановка речи: Непосредственное воздействие на читателя, его чувства, эмоции
Речевые жанры: Эпические, лирические, драматические
Языковые средства: Использование всех богатств лексики
Стилевые черты речи: Образность, эмоциональность, возможность использование разных стилей.

11. Устная и письменная речь Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения; она создается в процессе говорения; для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки, смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.Говорящий человек создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой.Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.Устная форма литературного языка представлена в двух своих разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь.

Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу, как коммуникация, для которой характерны непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими людьми; неподготовленность речи; непосредственное участие говорящих в акте коммуникации; широкое применение невербальных средств коммуникации (жестов, мимики и т. д.).Кодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения (симпозиумы, съезды, конференции, собрания, заседания). Чаще всего она бывает заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладом, сообщением, информацией, отчетом). Для нее характерно умеренное использование невербальных средств коммуникации.

Письменная речь – это речь, графически закрепленная. Она может быть заранее обдумана и исправлена. Для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов и др.). Обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значение слов, проверить по словарям правильность понимания терминов

12. Устная публичная речьРазновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в двух разновидностях — разговорной и публичной — и противопоставляется её письменной форме. Некоторыми исследователями устная форма литературного языка называется его устно-разговорной разновидностью. В основе выделения разговорной и публичной речи лежат различия в коммуникативной функции, в теме и ситуации речи. К У. п. р. говорящий прибегает при осуществлении прежде всего функций сообщения и воздействия при наличии интеллектуализированной темы и в ситуации публичного общения в производственной и социально-культурной сферах.

13. Как формировались стили речи?Понятие о стиле (или слоге) как особом качестве речи зародилось в античной поэтике и риторике (греч. stylos - заостренная с одного конца палочка, которой писали на восковых дощечках; другой конец палочки имел форму лопатки - им разравнивали воск, стирая написанное). Древние говорили: "Поворачивай стило!", что означало в прямом смысле ‘стирай написанное', а в переносном -работай над слогом, обдумывай

написанное'. С развитием науки о языке представления ученых о том, что такое стиль, менялись. Противоречивые мнения по данному вопросу высказываются современными учеными. Однако общим является признание функциональной природы стилей, их связи с определенной сферой речевого общения и видами человеческой деятельности, понимание стиля как исторически сложившейся и общественно осознанной совокупности приемов употребления, отбора и сочетания единиц языка.

1.Разг.стиль речи-осн.функция –общение.

2.Офиц.деловой стиль речи.

3.Научн.стиль речи.(17-18век)

4.Художественный стиль речи(11 век.)

5.Публицистический (18 век.)

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ:
14.Формирование
.15. Характерные черты.16. Особенности развития научной речи в России.

Воз.научного стиля связано с многообразием сфер деят-ти чеовека,на первых порах научн.стиль близок к художественному,позднее научн.терминология пополнилась латынью,которая стала интернациональным научным языком.В России научн. стиль складывался в 18 веке,когда авторы научных книг стали создавать русскую научную терминологию.Во 2-ой половине 18 века благодаря Ломоносову была создана научн. терминология. Он заменил иностранные термины отечественными,в других случаях вводил в оборот известные русские выражения для обозначепния научных понятий,предавал иноязычным терминам формы близкие к нормам отечественной грамматики.Окончательно сложился научн.стиль в 19 веке.

Форма речи-письменная,основная цель сообщение объективной информации. Содержательная сторона предъявляет свои требования к форме существования научной речи. Исконная форма существования научной речи письменная, и это не случайно. Во-первых, письменная форма долговре­менно фиксирует информацию (а именно этого требует наука, отражающая стабильные связи мира). Во-вторых, она более удобна и надежна для обнаружения малейших информативных неточно­стей и логических нарушений (которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины). В-третьих, письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия. Так, например, научный доклад, который в устном выра­жении занимает 40 минут, хорошо подготовленным в данной области адресатом может быть воспринят в письменной форме за 5 минут (чте­ние "по диагонали"). Наконец, в-четвертых, письменная форма позволяет обращаться к ин­формации многократно и в любое время, что также очень важно в на­учной работе.Конечно, и устная форма тоже часто используется в научном общении, но эта форма в научном общении вторична: научное произведение чаще сначала пишут, отрабатывая адекватную форму передачи научной информации, а потом уже в тех или иных вариантах (в докладе, лекции, выступлении) воспроизводят в устной речи. Первичность письменной формы накладывает заметный отпечаток на строй научной речи.В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.



2015-11-10 3806 Обсуждений (0)
Основные черты каждого стиля (доминанты) 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Основные черты каждого стиля (доминанты)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)