Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


СИСТЕМА ПИСЬМЕННЫЙ РАБОТ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 1

Тема: ТРАНСКРИБИРОВАНИЕ ТЕКСТА. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

ЦЕЛЬ: закрепление навыков транскрибирования текста фонетической транскрипцией; отработка умения характеризовать гласные и согласные звуки с учетом их отличительных признаков, находить в тексте и объяснять фонетические процессы.

Оборудование:орфоэпические словари

Задание №1. Записать фонетической транскрипцией текст данного варианта.

Методика выполнения:

Транскрибируемый текст заключается в квадратные скобки; все слова пишутся со строчной буквы; знаков препинания не ставится, так же как и знаков переноса. Ставятся знаки фразовых (/) и текстовых (//) пауз, а также знаки проклитик и энклитик.

Обозначаются ударение, мягкость согласных, долгота звуков (соответствующими знаками). Обозначаются все позиционные мены гласных и согласных звуков, иными словами, транскрипция фиксирует с возможной точностью звучащую речь.

Типичные ошибки в транскрипции:

1. Необозначение мягкости согласных звуков.

2. Неправильное обозначение звука «йот».

3. Неправильное обозначение редуцированных гласных.



4. Необозначение пауз, нерасстановка ударений, скобок, написание слов с боль-шой буквы, необозначение проклитик и энклитик.

 

Образец транскрипции:

И за всю войну впервые В честь победы огневые

Немца нет перед тобой. Грянут залпы над Москвой.

[ изΛфс’о•у´ вΛйн°у´ фп’иэрвы´jь /

н’•э´мцъ н’•э´т п’ьр’ьттΛб°о´й //

фч’•э´•с’т’ пΛб’•э´ды Λгн’иэвы´jь /

гр’•а´н°уд за´лпы нъдмΛскв°о´й // ]

 

Задание № 2. Артикуляционная характеристика звуков. Охарактеризовать все звуки по их классификационным признакам в любом трехсложном (не менее) слове, взятом из анализируемого вами текста

Образец выполнения: ВПОЛОВИНУ – [ФПЪЛΛВ’И´Н°У]

[Ф] – согласный, губно-зубной, щелевой, твердый, глухой (парный);

[П] – согласный, губно-губной, взрывной, твердый, глухой (парный);

[Ъ] – гласный, редуцированный 2-ой степени, ср. ряда, ср. подъема;

[Л] – согласный, зубной, боковой (щелевой), твердый, сонорный;

[Λ] – гласный, редуцированный 1-ой степени, средне-нижнего подъема, средне-заднего ряда, нелабиализованный;

[В’] – согласный, губно-зубной, щелевой (срединный), мягкий, звонкий (парный);

[•И´] – гласный, ударный, верхнего подъема, перед. ряда, нелабиализованный, измененный на начальной стадии образования: аккомодация односторонняя, прогрессивная;

[Н°] – согласный, зубной, носовой, твердый, сонорный, лабиализованный

[У] – гласный, безударный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный.

Типичные ошибки при выполнении задания:

 

1. Указываются не все признаки звука.

2. Слово неверно транскрибируется, а потому задание выполняется с ошибками.

3. Неверно пишутся термины, например, делаются орфографические ошибки в словах «сонорный», «лабиализованный», «аккомодация» и др.

Задание №3. Указать все фонетические процессы в тексте, охарактеризовать их.

Справочные материалы к заданию:

А) звуковые процессы в области гласных звуков:

1) редукция качественная 1-ой степени/ 2-ой степени;

2) количественная редукция;

3) аккомодация переднерядных гласных (и,э);

4) аккомодация непереднерядных гласных (а, о, у, ы);

5) аккомодация односторонняя/ двусторонняя; прогрессивная/ регрессивная;

6) переход И в Ы.

Б) звуковые процессы в области согласных звуков:

1) ассимиляция:по глухости/ звонкости; по мягкости; полная (по месту образования/ по способу образования)/ частичная; контактная/ дистантная;

2) диссимиляция: по месту образования/ по способу образования; контактная/ дистантная; прогрессивная/ регрессивная;

3) аккомодация (лабиализация):

4) явление конца слова;

5) упрощение групп согласных;

6) диэреза; гаплология,

7) протеза, метатеза, эпентеза.

Образец выполнения задания:

Подсказку –[пΛтскаск°у]

В данном слове наблюдаются следующие фонетические процессы:

1) в области гласных звуков: качественная редукция 1-ой степени в приставке: о//Λ; количественная редукция звука [у] в окончании существительного;

2) в области согласных звуков: ассимиляция по глухости (в приставке: д//т) – частичная, регрессивная, контактная; (в корне: з//с) – частичная, регрессивная, контактная;

3) аккомодация согласного звука [к] (лабиализация: к°у)


ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 2

Тема: ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА ЗВУКОВ

Цель: закрепить знания о системе гласных и согласных звуков и выработать умение анализировать их в речевом потоке с учетом законов их позиционных изменений.

Задание: в тексте транскрипции к лабораторной работе № 1 найти все случаи позиционноймены согласных и гласных звуков; выполняйте строго по образцу.

Методика выполнения:

1. Найдите звуки в слабых позициях (для гласных звуков (ГЗ)– все безударные позиции являются слабыми); для согласных звуков (СЗ) – 1) конец слова; 2) шумный СЗ в позиции перед шумным СЗ; 3) СЗ в позиции перед гласным ’Э и его позиционными вариантами; 4) взрывные СЗ (д, т) в позиции перед аффрикатами (ц,ч); 5) свистящие СЗ (з,с) в позиции перед шипящими СЗ (ч, ш, щ, ж).

2. Определите морфему, в которой находится проверяемый звук.

3. Проверяемый звук поставьте в сильную позицию в пределах той же самой морфемы. Помните, что проверяемые ГЗ и СЗ в корне проверяются подбором однокоренных слов; в других морфемах проверка звуков в слабых позициях осуществляется подбором одноморфемных слов, где проверяемые звуки находятся в сильных позициях.

4. Сильной позицией для ГЗ является позиция под ударением.

5. Для СЗ существуют сильные позиции по глухости/звонкости и твердости/мягкости.

По глухости/звонкости сильными позициями являются следующие:

а) перед любым ГЗ; б) перед сонорными звуками (м,н,р,л); в) перед звуками в, j. (В этих позициях глухие и звонкие СЗ различаются).

По твердости/мягкости сильными позициями являются следующие:

а) перед любым ГЗ, кроме звука ’Э и его вариантами; б) абсолютный конец слова. (В этих позициях твердые и мягкие СЗ различаются).

6. Если проверяемый звук нельзя поставить в сильную позицию в пределах данной морфемы, то его не следует брать для анализа.

7. Примеры должны быть на разные случаи позиционной мены. При выполнении задания пользуйтесь методикой нахождения п/мен звуков и используйте таблицу «Позиционная мена гласных звуков».

 

 

Образец выполнения задания:

Позиционная мена гласных и согласных звуков

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7