Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ К/Р



2015-11-10 961 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ К/Р 0.00 из 5.00 0 оценок




Он погружался в то особенное состояние, когда кажется, что жизнь возможна без всякого счастья или несчастья, - эти понятия в такие минуты кажутся несуществующими, и, хоть голову руби, сейчас хочется лишь растянуться на земле и спать, сладко спать (А.Ким).

1. [он пъгр˚ужáлсъ фт˚ó Λс˚ó˙б’ьнъjь състΛjá˙н’иjь / кΛгдá кáжъцъ / шт˚ó жы·´з’н’ вΛзм˚óжнъ б’Иэсфс’·áкъвъ ш’äс’т’jь ú·л’и н’Иэщäс’т’jь// э·´т’и пΛн’äт’иjь фтΛк’ǘjь м’ин˚ýты кáж˚уцъ н’ьс˚ущ’Иэств˚ýj˚ущ’им’и / и х˚ó˙д’ г˚óлъв˚у р˚уб’˙ú / с’Иэч’˙áс х˚ó˙ч’ьцъ л’˙ú ш ръс’т’Иэн˚ýцъ нъ з’Иэмл’˙э´ / и спá˙т’ / слáткъ спá˙т’ //].

2. ВПОЛОВИНУ - [ФПЪЛΛВ’И´Н˚У]

[Ф] – согласный, губно-зубной, щелевой, твердый, глухой;

[П] - согласный, губно-губной, взрывной, твердый, глухой;

[Ъ] – гласный, редуцированный, ср. ряда, ср. подъема;

[Л] – согласный, зубной, смычно-проходной (боковой), твердый, сонорный;

[Λ] – гласный, безударный, средне-нижнего подъема, средне-заднего ряда, нелабиализованный;

[В’] – согласный, губно-зубной, щелевой, мягкий, звонкий;

[И] – гласный ударный, верхнего подъема, перед. ряда, нелабиализованный;

[Н˚] – согласный зубной, смычно-проходной (носовой), твердый, сонорный, лабиализованный;

[У] – гласный безударный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный

 

3. Сильные и слабые позиции звуков в тексте (знаком «+» отметить сильные позиции, знаком « - » слабые позиции).

 

[он пъгр˚ужáлсъ фт˚ó Λс˚ó˙б’ьнъjь състΛjá˙н’иjь //]

+- +-++ - ++-+ - - + + -+ + - - +-- - +- -+-++ + ---

 

4. А) Фонетические явления в области гласных:

 

а) качественная редукция:

1) [э] // [Иэ] // [ь] – [нъ з’Иэмл’˙э]–[з’˙э´мл’и]; [б’Иэсфс’˙áкъвъ]-[б’˙э´згъд˚у];

2) [о] // [Λ] // [ъ] – [пъгр˚ужáлсъ]-[п˚óбък˚у] ;[г˚óлъв˚у]- [гΛл˚óвк˚у]; [пΛн’äт’иjь]-[п˚ó˙н’ьт];

3) [’а] // [ Иэ] // [ь] –[ръс’т’Иэн˚ýцъ]-[рΛс’т’äн’ьт];

4) [а] // [Λ] // [ъ] – [нъ з’Иэмл’˙э´]-[нáпъл].

б) количественная редукция:

1) [у´] // [у] - [пъгр˚ужáлсъ]-[гр˚у´c]; [г˚óлъв˚у]-[стрΛн˚у´];

 

в) аккомодация (артикуляционное изменение непереднерядных ударных гласных под влиянием мягких согласных): [Λс˚ó˙б’ьнъjь], [състΛjá˙н’иjь], [ш’äс’т’jь], [пΛн’äт’иjь], [фтΛк’ǘjь], [нъ з’Иэмл’˙э´] [жы˙´з’н’].

 

Б) Фонетические явления в области согласных:

а) ассимиляция по глухости:

1)[в] // [ф] - [фт˚ó] [вл’э´с]; [ф тΛк’ǘjь] [в м˚ ó˙р’ь]; 2) [з] // [с] - [б’Иэсфс’˙áкъвъ] [б’Иэз ó˙з’ьръ]; 3) [д] // [т] - [слáткъ]-[слáдък];

б) ассимиляция по звонкости:

[т’] // [д’] - [х˚ó˙д’ г˚óлъв˚у]-[хΛт’˙á];

в) ассимилятивное смягчение согласных:

[жы˙´з’н’], [н’Иэщäс’т’jь], [ръс’т’Иэн˚ýцъ];

г)аккомодация согласных звуков( лабиализация):

т˚ó], [пъгр˚ужáлсъ], [Λс˚ó˙б’ьнъjь], [вΛзм˚óжнъ], [м’ин˚ýты];

ж )аккомодация твредых парных согласных (смягчение):

[л’] // [л] - [нъ з’Иэмл’˙э´]-[з’Иэмл’˙á];

д) диссимиляция:

[ч] // [ш] - [шт˚ó] [ч’Иэв˚ó];

е) упрощение групп согласных:

[Λс˚ó˙б’ьнъjь], [кáжъцъ], [х˚ó˙ч’ьцъ], [ръс’т’Иэн˚ýцъ];

з) диэреза: [с’Иэч’˙áс].

 

5. Примеры исторических чередований: погружался – грузить (ж//г); кажется - казался (з//ж); голову – глава (-оло-//-ла-); хочется – хотение (т//ч); сладко – солоделый (-ла-//-оло-).

7. Характеристика орфоэпических норм:

 

а) в области гласных звуков в безударных позициях в соответствие с нормами литературного языка наблюдается:

1) после твердых согласных «аканье», например, [състΛ˙н’иjь], [вΛзм˚óжнъ], [пΛн’äт’иjь] и др.;

2) после мягких согласных «иканье», например, [б’Иэсфс’˙áкъвъ], [н’Иэщäс’т’jь], [н’ьс˚ущ’Иэств˚ýj˚ущ’им’и], [ръс’т’Иэн˚ýцъ], [с’Иэ-ч’˙áс], [з’Иэмл’˙э];

б) в области согласных звуков:

1) сочетание букв СЧ по старомосковской норме произносится как [щ], в этой позиции допускается вариант [щч] ([щ’äс’т’jь], [н’Иэщäс’т’jь]);

2) в окончаниях прилагательных, местоимений сочетания –ЕГО (-ОГО) произносится со звуком [в], например, [б’Иэсфс’˙áкъвъ];

3) сочетание букв ЧТ произносится как [шт] ([шт˚ó]);

4) возвратная частица -СЯ в глагольных формах произносится как [съ], допускается вариант [c’ь] ([пъгр˚ужáлсъ]);

5) на месте двух одинаковых букв в слове «особенное» произносится короткий звук [н].

 

7. Функции букв «твердый знак» и «мягкий знак» в тексте.

а) функция смягчения (жизнь, хоть,спать);

б) разделительная (предупредительная) функция (счастья, несчастья);

в) грамматическая функция (лишь- частица).

 

9. Орфографический анализ слов.

1) растянуться – а) рас- - правописание согласной буквы на конце приставок (раз-(рас-) и правописание гласной в приставках рос-(рас-); роз-(раз-) основано на фонетическом принципе написания; б) правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (-растяжка-) соответствует морфологическому принципу с опорой на фонематический;

2) голова – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (головка) – морфологический принцип с опорой на фонематический;

3) на земле – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (земли) – морфологический принцип с опорой на фонематический;

4) сладко – а) правописание проверяемых согласных букв в корне (сладок); б) правописание гласной буквы на конце наречия (хорошо) – морфологический принцип написания с опорой на фонематический;

5) особенно, возможно – правописание непроверяемых гласных букв в корне слова – традиционный принцип написания.

 

3.2. ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ - экзамен,

1) включающий ответы на два теоретических вопроса;

2) практическое задание предполагает анализ языкового материала, состоящего из выполнения следующих заданий:

- фонетическая и фонемная транскрипция,

- характеристика звуков и описание их артикуляции,

- составление фонемных рядов,

- нахождение и описание позиционных чередований,

- определение принципов написания орфограмм,

- деление слова на слоги и для переноса, построение схемы слогораздела, обоснования деления,

- определение основного и второстепенного звукового значение букв в слове,

- определение способа обозначения на письме мягкости-твердости согласных и звука «йот»,

- определение орфоэпических норм в произношении данных слов и их возможные варианты.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Современный русский литературный язык как предмет изучения. Понятия «современный», «русский», «литературный», «язык».

2. Предмет и задачи фонетики. Методы изучения фонетики.

3. Дихотомическое исследование звука (фонетика частная и общая, диахроническая/синхроническая, сопоставительная и экспериментальная).

4. Понятие о звуке речи. Основные аспекты изучения звуков.

5. Артикуляционный аспект фонетики. Строение речевого аппарата.

6. Артикуляционная классификация гласных звуков.

7. Изменение гласных в потоке речи. Редукция. Типы редукции.

8. Артикуляционная классификация согласных звуков.

9. Проблемный характер классификации согласных звуков по способу образования.

10. Место образования согласных. Освещение классификации в разных учебных пособиях.

11. Характеристика согласных по признакам шумность/сонорность, звонкость/глухость. Коррелятивные пары и внепарные согласные по данным признакам.

12. Палатализация. Корреляция согласных по твердости/мягкости. Непарные согласные звуки.

13. Фонетическая транскрипция: принципы, правила.

14. Законы сочетаемости звуковых единиц в русском литературном языке. Позиционная мена согласных звуков.

15. Исторические и фонетические чередования.

16. Позиционная мена гласных звуков.

17. Комбинаторные изменения звуков в потоке речи. Ассимиляция, её типы. Диссимиляция, диереза, гаплология.

18. Взаимодействие гласных и согласных в потоке речи. Аккомодация.

19. Сегментные и суперсегментные единицы фонетического членения речи.

20. Слог. Современные теории слога. Слогоделение.

21. Ударение: характеристика, функция, типы.

22. Интонация. Основные компоненты интонации, их характеристика, функции. Типы интонационных конструкций.

23. Фонема, её дифференциальные признаки, функции. Фонема и звук речи.

24. Понятие фонемы в трактовке Московской фонологической школы и Ленинградской фонологической школы.

25. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие фонемного ряда, аллофоны фонемы.

26. Понятие нейтрализации. Гиперфонема, архифонема.

27. Фонематическая транскрипция.

28. Состав и система гласных фонем современного русского языка.

29. Состав и система согласных фонем современного русского языка.

30. Фонематическая самостоятельность [ы], [и].

31. Фонетическая самостоятельность [г'], [к'], [х'].

32. Русская орфоэпия. Историческая основа современного русского произношения. Основные тенденции в произношении. Соотношение понятий «старшая» и «младшая норма».

33. Соотношение понятий норма – вариант нормы. Причины возникновения произносительных вариантов.

34. Основные правила произношения гласных и их сочетаний.

35. Основные правила произношения согласных звуков и их групп.

36. Произношение отдельных грамматических форм слов.

37. Произношение заимствованных слов.

38. Графическая система русского языка. Алфавит. Из истории становления русской графики и орфографии.

39. Слоговой и фонемный принципы русской графики. Отступления от слогового принципа русской графики.

40. Орфография. Характеристика разделов орфографии.

41. Принципы русской орфографии, их характеристика.

42. Отражение раздела «Фонетика» в школьной программе.

 




2015-11-10 961 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ К/Р 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ К/Р

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)