МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ К/Р
Он погружался в то особенное состояние, когда кажется, что жизнь возможна без всякого счастья или несчастья, - эти понятия в такие минуты кажутся несуществующими, и, хоть голову руби, сейчас хочется лишь растянуться на земле и спать, сладко спать (А.Ким). 1. [он пъгр˚ужáлсъ фт˚ó Λс˚ó˙б’ьнъjь състΛjá˙н’иjь / кΛгдá кáжъцъ / шт˚ó жы·´з’н’ вΛзм˚óжнъ б’Иэсфс’·áкъвъ ш’äс’т’jь ú·л’и н’Иэщäс’т’jь// э·´т’и пΛн’äт’иjь фтΛк’ǘjь м’ин˚ýты кáж˚уцъ н’ьс˚ущ’Иэств˚ýj˚ущ’им’и / и х˚ó˙д’ г˚óлъв˚у р˚уб’˙ú / с’Иэч’˙áс х˚ó˙ч’ьцъ л’˙ú ш ръс’т’Иэн˚ýцъ нъ з’Иэмл’˙э´ / и спá˙т’ / слáткъ спá˙т’ //]. 2. ВПОЛОВИНУ - [ФПЪЛΛВ’И´Н˚У] [Ф] – согласный, губно-зубной, щелевой, твердый, глухой; [П] - согласный, губно-губной, взрывной, твердый, глухой; [Ъ] – гласный, редуцированный, ср. ряда, ср. подъема; [Л] – согласный, зубной, смычно-проходной (боковой), твердый, сонорный; [Λ] – гласный, безударный, средне-нижнего подъема, средне-заднего ряда, нелабиализованный; [В’] – согласный, губно-зубной, щелевой, мягкий, звонкий; [И] – гласный ударный, верхнего подъема, перед. ряда, нелабиализованный; [Н˚] – согласный зубной, смычно-проходной (носовой), твердый, сонорный, лабиализованный; [У] – гласный безударный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный
3. Сильные и слабые позиции звуков в тексте (знаком «+» отметить сильные позиции, знаком « - » слабые позиции).
[он пъгр˚ужáлсъ фт˚ó Λс˚ó˙б’ьнъjь състΛjá˙н’иjь //] +- +-++ - ++-+ - - + + -+ + - - +-- - +- -+-++ + ---
4. А) Фонетические явления в области гласных:
а) качественная редукция: 1) [э] // [Иэ] // [ь] – [нъ з’Иэмл’˙э]–[з’˙э´мл’и]; [б’Иэсфс’˙áкъвъ]-[б’˙э´згъд˚у]; 2) [о] // [Λ] // [ъ] – [пъгр˚ужáлсъ]-[п˚óбък˚у] ;[г˚óлъв˚у]- [гΛл˚óвк˚у]; [пΛн’äт’иjь]-[п˚ó˙н’ьт]; 3) [’а] // [ Иэ] // [ь] –[ръс’т’Иэн˚ýцъ]-[рΛс’т’äн’ьт]; 4) [а] // [Λ] // [ъ] – [нъ з’Иэмл’˙э´]-[нáпъл]. б) количественная редукция: 1) [у´] // [у] - [пъгр˚ужáлсъ]-[гр˚у´c]; [г˚óлъв˚у]-[стрΛн˚у´];
в) аккомодация (артикуляционное изменение непереднерядных ударных гласных под влиянием мягких согласных): [Λс˚ó˙б’ьнъjь], [състΛjá˙н’иjь], [ш’äс’т’jь], [пΛн’äт’иjь], [фтΛк’ǘjь], [нъ з’Иэмл’˙э´] [жы˙´з’н’].
Б) Фонетические явления в области согласных: а) ассимиляция по глухости: 1)[в] // [ф] - [фт˚ó] [вл’э´с]; [ф тΛк’ǘjь] [в м˚ ó˙р’ь]; 2) [з] // [с] - [б’Иэсфс’˙áкъвъ] [б’Иэз ó˙з’ьръ]; 3) [д] // [т] - [слáткъ]-[слáдък]; б) ассимиляция по звонкости: [т’] // [д’] - [х˚ó˙д’ г˚óлъв˚у]-[хΛт’˙á]; в) ассимилятивное смягчение согласных: [жы˙´з’н’], [н’Иэщäс’т’jь], [ръс’т’Иэн˚ýцъ]; г)аккомодация согласных звуков( лабиализация): [шт˚ó], [пъгр˚ужáлсъ], [Λс˚ó˙б’ьнъjь], [вΛзм˚óжнъ], [м’ин˚ýты]; ж )аккомодация твредых парных согласных (смягчение): [л’] // [л] - [нъ з’Иэмл’˙э´]-[з’Иэмл’˙á]; д) диссимиляция: [ч] // [ш] - [шт˚ó] [ч’Иэв˚ó]; е) упрощение групп согласных: [Λс˚ó˙б’ьнъjь], [кáжъцъ], [х˚ó˙ч’ьцъ], [ръс’т’Иэн˚ýцъ]; з) диэреза: [с’Иэч’˙áс].
5. Примеры исторических чередований: погружался – грузить (ж//г); кажется - казался (з//ж); голову – глава (-оло-//-ла-); хочется – хотение (т//ч); сладко – солоделый (-ла-//-оло-). 7. Характеристика орфоэпических норм:
а) в области гласных звуков в безударных позициях в соответствие с нормами литературного языка наблюдается: 1) после твердых согласных «аканье», например, [състΛjá˙н’иjь], [вΛзм˚óжнъ], [пΛн’äт’иjь] и др.; 2) после мягких согласных «иканье», например, [б’Иэсфс’˙áкъвъ], [н’Иэщäс’т’jь], [н’ьс˚ущ’Иэств˚ýj˚ущ’им’и], [ръс’т’Иэн˚ýцъ], [с’Иэ-ч’˙áс], [з’Иэмл’˙э]; б) в области согласных звуков: 1) сочетание букв СЧ по старомосковской норме произносится как [щ], в этой позиции допускается вариант [щч] ([щ’äс’т’jь], [н’Иэщäс’т’jь]); 2) в окончаниях прилагательных, местоимений сочетания –ЕГО (-ОГО) произносится со звуком [в], например, [б’Иэсфс’˙áкъвъ]; 3) сочетание букв ЧТ произносится как [шт] ([шт˚ó]); 4) возвратная частица -СЯ в глагольных формах произносится как [съ], допускается вариант [c’ь] ([пъгр˚ужáлсъ]); 5) на месте двух одинаковых букв в слове «особенное» произносится короткий звук [н].
7. Функции букв «твердый знак» и «мягкий знак» в тексте. а) функция смягчения (жизнь, хоть,спать); б) разделительная (предупредительная) функция (счастья, несчастья); в) грамматическая функция (лишь- частица).
9. Орфографический анализ слов. 1) растянуться – а) рас- - правописание согласной буквы на конце приставок (раз-(рас-) и правописание гласной в приставках рос-(рас-); роз-(раз-) основано на фонетическом принципе написания; б) правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (-растяжка-) соответствует морфологическому принципу с опорой на фонематический; 2) голова – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (головка) – морфологический принцип с опорой на фонематический; 3) на земле – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением (земли) – морфологический принцип с опорой на фонематический; 4) сладко – а) правописание проверяемых согласных букв в корне (сладок); б) правописание гласной буквы на конце наречия (хорошо) – морфологический принцип написания с опорой на фонематический; 5) особенно, возможно – правописание непроверяемых гласных букв в корне слова – традиционный принцип написания.
3.2. ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ - экзамен, 1) включающий ответы на два теоретических вопроса; 2) практическое задание предполагает анализ языкового материала, состоящего из выполнения следующих заданий: - фонетическая и фонемная транскрипция, - характеристика звуков и описание их артикуляции, - составление фонемных рядов, - нахождение и описание позиционных чередований, - определение принципов написания орфограмм, - деление слова на слоги и для переноса, построение схемы слогораздела, обоснования деления, - определение основного и второстепенного звукового значение букв в слове, - определение способа обозначения на письме мягкости-твердости согласных и звука «йот», - определение орфоэпических норм в произношении данных слов и их возможные варианты. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Современный русский литературный язык как предмет изучения. Понятия «современный», «русский», «литературный», «язык». 2. Предмет и задачи фонетики. Методы изучения фонетики. 3. Дихотомическое исследование звука (фонетика частная и общая, диахроническая/синхроническая, сопоставительная и экспериментальная). 4. Понятие о звуке речи. Основные аспекты изучения звуков. 5. Артикуляционный аспект фонетики. Строение речевого аппарата. 6. Артикуляционная классификация гласных звуков. 7. Изменение гласных в потоке речи. Редукция. Типы редукции. 8. Артикуляционная классификация согласных звуков. 9. Проблемный характер классификации согласных звуков по способу образования. 10. Место образования согласных. Освещение классификации в разных учебных пособиях. 11. Характеристика согласных по признакам шумность/сонорность, звонкость/глухость. Коррелятивные пары и внепарные согласные по данным признакам. 12. Палатализация. Корреляция согласных по твердости/мягкости. Непарные согласные звуки. 13. Фонетическая транскрипция: принципы, правила. 14. Законы сочетаемости звуковых единиц в русском литературном языке. Позиционная мена согласных звуков. 15. Исторические и фонетические чередования. 16. Позиционная мена гласных звуков. 17. Комбинаторные изменения звуков в потоке речи. Ассимиляция, её типы. Диссимиляция, диереза, гаплология. 18. Взаимодействие гласных и согласных в потоке речи. Аккомодация. 19. Сегментные и суперсегментные единицы фонетического членения речи. 20. Слог. Современные теории слога. Слогоделение. 21. Ударение: характеристика, функция, типы. 22. Интонация. Основные компоненты интонации, их характеристика, функции. Типы интонационных конструкций. 23. Фонема, её дифференциальные признаки, функции. Фонема и звук речи. 24. Понятие фонемы в трактовке Московской фонологической школы и Ленинградской фонологической школы. 25. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие фонемного ряда, аллофоны фонемы. 26. Понятие нейтрализации. Гиперфонема, архифонема. 27. Фонематическая транскрипция. 28. Состав и система гласных фонем современного русского языка. 29. Состав и система согласных фонем современного русского языка. 30. Фонематическая самостоятельность [ы], [и]. 31. Фонетическая самостоятельность [г'], [к'], [х']. 32. Русская орфоэпия. Историческая основа современного русского произношения. Основные тенденции в произношении. Соотношение понятий «старшая» и «младшая норма». 33. Соотношение понятий норма – вариант нормы. Причины возникновения произносительных вариантов. 34. Основные правила произношения гласных и их сочетаний. 35. Основные правила произношения согласных звуков и их групп. 36. Произношение отдельных грамматических форм слов. 37. Произношение заимствованных слов. 38. Графическая система русского языка. Алфавит. Из истории становления русской графики и орфографии. 39. Слоговой и фонемный принципы русской графики. Отступления от слогового принципа русской графики. 40. Орфография. Характеристика разделов орфографии. 41. Принципы русской орфографии, их характеристика. 42. Отражение раздела «Фонетика» в школьной программе.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |