Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



2015-11-10 671 Обсуждений (0)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является формирование у студентов знаний в области современного русского языка.

 

Задачи дисциплины:

- дать студентам научное представление о звуковом строе и основных функциональных особенностях фонологической системы русского языка;

- показать соотношение звуковой организации русского языка и письменной формы его существования;

- повысить культуру устной речи студентов через освоение основных особенностей произносительных стилей и овладение основными орфоэпическими нормами русского языка;

- познакомить с основными особенностями русской графики, с основными принципами и правилами русской орфографии;

- подготовить студентов к преподаванию раздела фонетики в школьном курсе русского языка.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

 

Дисциплина «Современный русский язык, ч.1, фонетика» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Современный русский язык, ч.1 фонетика», является образование.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими областями профессиональной деятельности бакалавров:

-обучение,

-воспитание,

-развитие,

-просвещение,

-образовательные системы.

Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

а) в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирования на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и отражающих специфику предметной области;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

б) в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.

Для освоения дисциплины «Современный русский язык, ч.1, фонетика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Введение в языкознание».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Общее языкознание».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

- способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

Специальные компетенции:

- способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

- способность выделять и анализировать единицы разных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

- владение основными понятиями о функциях языка в обществе, языковых универсалиях и законах (СК-3);

- способность ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5);

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- предмет, задачи, методы исследования фонетической стороны языка;

- основные лингвистические понятия и термины науки фонетики

уметь: применять полученные знания на практике

владеть: основными методами приемами лингвистического (фонетического) анализа языковых явлений.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестр  
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Консультации
Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
В том числе:    
-подготовка к практическим занятиям; -написание аннотации на аудиолекцию; -подготовка фрагмента урока по теме; -подготовка к викторине; -конспектирование научной литературы; -подготовка к коллоквиуму -подготовка к контрольной работе; -подготовка к тестированию; - подготовка к терминологическому диктанту; -подготовка к дискуссии на научную тему
Вид промежуточной аттестации (экзамен)

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
МОДУЛЬ №1. ФОНЕМНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА (4 ЗЕ)  
Раздел 1. Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц ДЕ №1. Предмет фонетики. Задачи фонетики как раздела языкознания.Общая, описательная, сопоставительная и историческая фонетика. Экспериментальные методы изучения фонетики. Фонетические единицы и основные аспекты их изучения. Сегментные и суперсегментные единицы. Фонетическая транскрипция. Правила транскрибирования гласных и согласных звуков. Транскрипция в объеме школьной программы по фонетике. ДЕ №2. Принципы артикуляционной и акустической характеристики звуков. Органы речи и их функционирование. Сравнительная характеристика гласных и согласных звуков. Характеристика гласных по степени подъема языка, по зоне образования и по наличию / отсутствию лабиализации. Характеристика согласных по участию в их образовании голоса и шума, по месту и способу образования, по наличию отсутствию палатализации. Характеристика согласных звуков, предусматриваемая школьной программой
Раздел 2. Характеристика суперсегментных единиц   ДЕ№1. Слог и слогораздел в русском языке. Экспираторная теория слога. Сонорная теория слога. Динамическая теория слога. Разновидности слогов. Закон открытого слога. Слогораздел. Законы слогоделения в современном русском языке. Вопрос о слоге и слогоразделе в школьной программе ДЕ №2. Ударение. Фонетическая природа ударения. Место ударения в слове. Клитики. Слабое ударение. Побочное ударение. Фразовое, тактовое и логическое ударение. ДЕ №3. Интонация. Типы интонационных конструкций.
Раздел 3. Функциональный аспект изучения звуковых единиц ДЕ №1. Фонологическая система языка. Понятие фонемы Конститутивные и переменные признаки фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Сигнификативная и перцептивная функции фонем. Архифонема. Гиперфонема. Понятие сильной и слабой позиции согласной фонемы. Состав и система согласных фонем в современном русском языке. Понятие сильной и слабой позиции гласной фонемы. Состав и система гласных фонем в современном русском языке. Фонематическая транскрипция. Основные фонологические концепции. Концепция фонемы Бодуэна де Куртенэ. Московская фонологическая школа. Ленинградская (С-Пб) фонологическая школа. Концепция Н.С. Трубецкова. ДЕ №2. Фонетические чередования.Общая характеристика фонетических процессов. Ассимиляция. Диссимиляция. Редукция. Аккомодация. Коартикуляция. Диэреза. Законы сочетаемости звуков. Позиционные и непозиционные чередования.
Раздел 4. Орфоэпическая система русского языка ДЕ №1. Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие орфоэпической нормы. Нормы современного русского литературного произношения в области гласных и согласных звуков. Орфоэпические нормы отдельных грамматических форм. Орфоэпические нормы заимствованных слов. Вопросы орфоэпии в школьной программе Современные акцентологические нормы. Тенденции развития.
МОДУЛЬ №2 ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ОРФОГРАФИЯ (1 ЗЕ)
Раздел 1. Графические средства языка. ДЕ №1. Графика как раздел языкознания. Буквенные и небуквенные графические средства. Фонематический принцип графики. Позиционный (слоговой) принцип графики. Обозначение на письме фонемы <j>. Обозначение на письме твердости/мягкости согласных. Значения букв. Школьный фонетический анализ слова.
Раздел 2. Орфография. ДЕ №1. Орфография как раздел языкознания. Орфограмма. Передача буквами фонемного состава слова. Фонематический принцип русской орфографии. Морфематический (морфологический) принцип орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Основные разделы русской орфографии и их содержание. Слитные, раздельные и дефисные написания слов. Употребление прописных и строчных букв. Перенос Перенос части слова на другую строку. Графические сокращения. Сведения из истории русской графики и орфографии. Графика и орфография русского языка допетровского периода. Орфографическая реформа Петра 1. Реформа русского правописания 1917-18 г.г. «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г. и перспективы их совершенствования. Проект реформы орфографии 2002 года.


2015-11-10 671 Обсуждений (0)
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (671)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)