РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МОДЕЛИ
Рынок: понятие, условия возникновения, функции. Основные черты (институциональные основы) рынка. Сегодня экономика большинства стран мира является рыночной. Очевидно, что она значительно отличается от чистого (классического) капитализма 19 века. Современное государство активно вмешивается в рыночный механизм и оказывает существенное воздействие на деятельность индивидов, домохозяйств, фирм и экономическую систему в целом. Таким образом, современная рыночная экономика, в отличие от эпохи свободной конкуренции, является регулируемой. Однако, и сегодня ее основным институтом по-прежнему является рынок. При всем многообразии определений рынка можно выделить два подхода к трактовке данной категории: определение рынка в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова рынок понимается как механизм обмена, который позволяет посредством цен согласовывать действия экономически обособленных субъектов хозяйствования; в широком смысле слова рынок – это саморегулирующаяся система движения благ и услуг в форме товаров и денег в масштабах всего общественного воспроизводства и на всех уровнях экономической системы. К числу условий возникновения рынка относятся: регулярность обмена; общественное разделение труда; экономическая обособленность товаропроизводителей. Регулярность обмена является следствием углубления общественного разделения труда и усиления экономической обособленности производителей. Общественное разделение труда предполагает обособление различных видов общественного труда, в условиях которого производители специализируются на изготовлении определенных видов продукции. Очевидно, что в этом случае для удовлетворения всего спектра потребностей они вынуждены обмениваться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает независимость и самостоятельность производителей в принятии хозяйственных решений относительно того, что и как производить, кому, в каком количестве, когда, где и по какой цене продавать. Адекватной основой такого экономического порядка является существование частной собственности на экономические ресурсы и произведенные блага. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Самой важной его функцией является саморегулирование или координациядействий участников рыночных сделок на основе формирования рыночной цены через механизм взаимодействия спроса и предложения. Благодаря действию «невидимой руки» (так образно называл А.Смит действие рыночных сил) экономические агенты, преследующие в своей хозяйственной деятельности исключительно личную выгоду, достаточно успешно обеспечивают достижение общественных целей. Стимулирующая функция рынка проявляется в побуждении субъектов хозяйствования к деловой активности, к эффективному использованию экономических ресурсов, уменьшению издержек, обновлению продукции и повышению ее качества. Информационная функция рынка заключается в обеспечении субъектов экономики информацией о состоянии экономической коньюнктуры. В рыночной экономике основным информационным сигналом как для продавцов, так и для покупателей является цена. Санирующая функция рынка состоит в том, что рыночный механизм освобождает общественное производство от неконкурентоспособных фирм, устаревших производств и отраслей и поощряет развитие эффективно функционирующих субъектов хозяйствования. Выполняя дифференцирующую функцию, рынок расслаивает производителей, обогащая наиболее успешных и разоряя неэффективно функционирующих. Рынок обеспечивает также реализацию коммуникативной функции, предоставляя продавцам и покупателям возможность найти друг друга, согласовать свои действия и экономические интересы, выбрать наиболее приемлемые варианты сделок. Выполняя распределительную функцию, рынок, во-первых, распределяет ограниченные экономические ресурсы между различными отраслями, отдельными видами хозяйственной деятельности и предприятиями (организациями), во-вторых, распределяет доходы между индивидами (домашними хозяйствами). Размеры этих доходов зависят от количества и качества принадлежащих домохозяйствам ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей), а также от их рыночной цены. К числу основных черт (институциональных основ) рынка относятся: экономическая свобода, или свобода хозяйственной деятельности и потребительского выбора (в рамках существующего законодательства); стремление рыночных агентов к личной выгоде; добровольное и эквивалентное взаимодействие субъектов хозяйствования; самофинансирование и экономическая ответственность субъектов хозяйствования; свободное ценообразование; конкуренция; частная собственность на экономические ресурсы и произведенные блага; ограниченная роль государства.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (919)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |