Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика понятия «культура речи»



2015-11-10 832 Обсуждений (0)
Характеристика понятия «культура речи» 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство сельского хозяйства российской федерации

Алтайский государственный аграрный университет

Культура речи

Учебное пособие

Барнаул 2002

Учебное пособие составлено с учетом требований программы дисциплины «Русский язык и культура речи» государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и предназначено для студентов нефилологических вузов. В первой части пособия кратко излагается основной теоретический материал, вторая часть представлена практическими заданиями, направленными на совершенствование навыков устной и письменной речи и формирование культуры делового общения.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется использовать методическое пособие «Русский язык и культура речи». – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001.

Рецензент: Заведующая кафедрой риторики и стилистики АГУ, кандидат филологических наук, доцент Чернышова Т.В.

Авторы и составители: кандидат филологических наук Даренская Н.А., старший преподаватель Буянкина Н.Н., кафедра философии АГАУ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений. Но можно ли считать, что богатство и потенциал языка неистощимы?

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Вот почему курс «Русский язык и культура речи» вводится в программы подготовки специалистов нефилологического профиля.

Все сказанное определяет цель настоящего учебного пособия – познакомить студентов с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами, изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте эффективного общения, сформировать навыки делового общения.

При подготовке разделов настоящего учебного пособия были использованы отдельные материалы следующих изданий: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/ Д.: Изд-во Феникс, 2001.; Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.; Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.; Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. - М.: «Ось 89», 2000.

 

Введение.

Характеристика понятия «культура речи»

 

Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, он обозначает название раздела лингвистики, научную дисциплину, содержащую определенные разделы и правила, относящиеся к этой отрасли знаний. Во-вторых, культура речи – это совокупность навыков, знаний, речевых умений отдельной личности.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспекткультуры речи считается одним из важнейших.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» и «вы» и т.п.)

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на повышенных тонах.

 



2015-11-10 832 Обсуждений (0)
Характеристика понятия «культура речи» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика понятия «культура речи»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)