Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура речи с точки зрения литературно-языковой нормы



2015-11-10 891 Обсуждений (0)
Культура речи с точки зрения литературно-языковой нормы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нормативный аспект культуры речи.

Понятие о языковой норме

 

Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Различают нормы: орфоэпические (произношение), орфографические (правописание), словообразовательные, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), интонационные и пунктуационные.

Характерные особенности нормы литературного языка:

– относительная устойчивость;

– распространенность;

– общеупотребительность;

– общеобязательность;

– соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность.

Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30-40-е годы употреблялись слова дипломник и дипломант для выражения одного и того же понятия: Студент, выполняющий дипломную работу. Слово дипломник было разговорным вариантом слова дипломант.

В литературной норме 50-60-х годов произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное дипломник теперь обозначает учащегося, студента в период защиты дипломной работы, получения диплома.

Словом дипломант стали называть преимущественно победителей конкурсов, призеров смотров, состязаний, отмеченных дипломом (например, дипломант Международного конкурса вокалистов).

Со временем изменяется и произношение. Так, например, у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрот и банкрутство. Чем это объяснить? Слово банкрот было заимствовано в 18 веке из голландского или французского языка и первоначально в русском языке звучало банкрут. Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». Можно было говорить и писать банкрут и банкрот. К концу 19 века окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротиться. Это стало нормой.

Изменяются не только лексические, орфографические, акцентологические, но и морфологические нормы. Возьмем для примера окончание именительного падежа множественного числа имен существительных мужского рода:

берег - берега, огород – огороды, сад – сады, стол – столы, забор – заборы, рог – рога, бок – бока, глаз – глаза.

Как видим, в именительном падеже множественного числа существительные имеют окончание –Ы или –А. Наличие двух окончаний связано с историей склонения. Дело в том, что в древнерусском языке, помимо единственного и множественного, было еще и двойственное число, которое употреблялось в том случае, когда речь шла о двух предметах: стол (один), стола (два), столы (несколько). С 18 века эта форма начинает разрушаться и постепенно устраняется. Однако следы ее обнаруживаются в окончании именительного падежа множественного числа существительных, обозначающих парные предметы: рога, глаза, рукава, берега, бока, а также в форме родительного падежа единственного числа имен существительных при числительных два (два стола, два дома, два забора), которая исторически восходит к форме именительного падежа двойственного числа. Это подтверждается различием в ударении: два часá и чáса не прошло, в два рядá и вышел из ряда.

После исчезновения двойственного числа наряду со старым окончанием – Ы у существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа появилось новое окончание – А, которое как более молодое стало распространяться и вытеснять окончание – Ы.

Источники изменения норм литературного языка различны: живая, разговорная речь, местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки.

Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

норма 1 степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов (каталог; некролог; квартал; класть (недопустимо: ложить); туфли – туфля (нет туфель, но недопустимо: нет туфлей).

норма 2 степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты (творог – творог; булочная – було[шн] ая; порядочный – порядо[шн] ый;

норма 3 степени – более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм (шприцев – шприцов (разг.); искра – искра (профес.); в отпуске – в отпуску).

Историческая смена норм литературного языка – закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

По свидетельству ученых, процесс изменения языковых норм особенно активизировался в последние десятилетия.



2015-11-10 891 Обсуждений (0)
Культура речи с точки зрения литературно-языковой нормы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура речи с точки зрения литературно-языковой нормы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (891)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)