Трехмерная модель культуры
Глава 5. Пространство культуры 1 31 Рис. 5.1. Формы культуры Культурные формы Понятие культурной формы используется в культурологической литературе неоднозначно. С информационно-семиотической точки зрения формы культуры — это формы человеческой деятельности, в которых существует, сохраняется и развивается информационно-знаковое содержание общественной жизни. Культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Рассматривая культурное пространство в масштабах всего человечества, можно выделить в нем относительно автономные области — национальные культуры, региональные культуры, цивилизации. Это наиболее крупные типы культурных форм. Внутри них исторически образуются разнообразные культурные формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» их пространства. В составе национальной культуры, например, сохраняется «подобласть» этнической культуры (гл. 3, § 1.2). На современном этапе в каждой достаточно развитой культуре вычленяются как ее особые формы массовая и элитарная культура. У разных народов и в разные исторические периоды их существования складываются различные культурные формы, в которых люди находят средства для удовлетворения своих потребностей. К таким формам относятся религиозные представления и обряды, философия, искусство в целом и его отдельные виды и жанры, спортивные игры и т. д. Некоторые из этих форм культуры имеют замкну- Часть II. Анатомия культуры Часть II. Анатомия культуры Часто человек и не старается отчетливо осознать, прояснить и детализировать свои долгосрочные сценарии, полагая, что жизнь будет вносить в них свои коррективы. Однако все равно эти сценарии в каком-то виде у него имеются. Можно различать в таких сценариях два слоя или уровня. На первом уровне сценарий выступает в виде сюжета, который задается реальными условиями жизни человека и тем, какие знания, нормы, ценности и идеалы может он почерпнуть из окружающего культурного пространства. Это — культурный сценарий. Он выступает как социокультурно обусловленный сценарный план, как основная сюжетная линия жизненного действия. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и принципы построения. Но в рамках общего культурного сценария может существовать целый веер разнообразных вариантов, различных поворотов и нюансов основного сюжета. Каждый человек выбирает какие-то из них в зависимости от конкретных обстоятельств своей жизни и своих личных особенностей. Эта конкретизация главной сюжетной линии образует второй сценарный слой — индивидуальный сценарий деятельности, в котором основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности. Культурные сценарии — это обусловленные имеющимися в культуре знаниями, ценностями и нормами каналы или пути, по которым может в данном обществе проходить жизнь и деятельность людей. Их можно схематически представить в виде траекторий, проходящих через какие-то «ниши» культурного пространства (рис. 5.4). Рис. 5.4. Культурные сценарии X — «когнитивная» ось Y — «ценностная» ось Z— «регулятивная» ось 139 Глава 5. Пространство культуры Трехмерная модель культуры Три вида смыслов — три измерения — три оси.
Культурные формы— формы человеческой деятельности, в которых добывается, сохраняется и используется социальная информация. Культурные парадигмы— осевые культурные формы: типы знаний, ценностей и регулятивов. Три основные области культуры: Духовная культура— сочетание знаний и ценностей (в плоскости осей Х и Y). Социальная культура— социальные ценности и идеалы + регулятивы поведения, стремящегося к их воплощению (в плоскости осей Yи Z). Технологическая культура— культура исполнения, изготовления, получения чего-либо; включает в себя знания и регулятивы (в плоскости осей X и Z). Границы между областями культуры относительны: любая культурная форма содержит и знания, и ценности, и регулятивы. Культурные сценарии— обусловленные имеющимися в культуре знаниями, ценностями и нормами эталонные программы жизнедеятельности — пути, по которым может в данном обществе проходить жизнь и деятельность людей. Индивидуальный сценарий— конкретизация культурного сценария в зависимости от конкретных обстоятельств жизни и личных особенностей отдельного человека.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |