Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7 Культура первобытного общества



2015-11-10 995 Обсуждений (0)
Тема 7 Культура первобытного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного общества на каменный, медный, бронзовый и железные века. Вопрос о временных рамках этих периодов вызывает много споров.

Каменный век делится на палеолит (800–13 тыс. лет до н. э.), мезолит (13–7 тыс. лет до н. э.) и неолит (7– 4 тыс. лет до н. э.).

Каменный век сменил медный (примерно 4–3 тыс. лет до н. э.), затем бронзовый (примерно 2 – нач. 1-го тыс. лет до н. э.). В начале 1-го тыс. лет до н. э. наступил железный век.

 

“Возраст” самых древних орудий труда составляет более 2 млн лет. Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты. 800–500 тыс. лет назад наши предки уже могли пользоваться огнем. Примерно 50–30 тыс. лет назад появляется человек современного типа Homo sapiens (кроманьонец). Кроманьонцы занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей. Техника изготовления орудия труда стала более совершенной. В эпоху мезолита появились новые орудия труда (сети, охотничий лук, стрелы), было приручено первое домашнее животное – собака. В эпоху неолита были открыты новые способы обработки камня и кости – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство). Этот переход ученые назвали «неолитической революцией», так как в жизни первобытного человека многое изменилось. Главным было то, что начался переход к оседлому образу жизни, а на основе земледельческих общин в дальнейшем будут формироваться древнейшие государства.

Анализ характерных особенностей первобытной культуры строится на основе данных археологии, этнографии и языкознания.

Определяющей чертой первобытной культуры является синкретизм (что означает соединение, сочетание разнообразных воззрений). Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами.

Первобытный человек не вычленял себя из общины, это значит, что он давал себе оценку не сам, а оценивал себя “глазами общины”. Худшим наказанием, после смерти, являлось изгнание. Все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, так как от этого зависело ее существование. Добывание пищи, производящая деятельность, религия, искусство существовали в нерасчлененном виде, в зародышевом единстве. Предметы искусства долгое время использовались как элементы магических ритуалов, без которых не возможна практическая деятельность первобытного человека.

Еще одной важной чертой первобытной культуры был антропоморфизм (от греч. антропос – человек, морфэ – форма) – наделение человеческими свойствами предметов и явлений природы (растений, животных, небесных тел и т. д.). Первобытный человек наделял живую и неживую природу своими чувствами, сознанием и волей (например: «дождь идет», «земля устала» и т. д.).

В подобном мире человек чувствовал себя значительно уверенней, так как с ним можно было договориться.

Большую роль в жизни первобытного общества играла традиция. Традиции племени способствовали передачи накопленного опыта из поколения в поколение. Накопленный опыт передавался при точном воспроизведении всех деталей, какого бы вида деятельности они ни касались, поэтому для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям. Однако изменения все же происходили из-за неточной трактовки ритуала или под влиянием взаимодействия с другими племенами. Тем не менее, новое быстро включалось в существующие традиции, так как только они давали человеку чувство стабильности и устойчивости.

С точки зрения социальной организации характерной особенностью первобытной культуры было отсутствие государства, ярко выраженного имущественного неравенства, а также письменности. Знания передавались устно, однако использовались также знаки татуировок, прически, украшения, одежда. Позже появилось узелковое и палочное письмо. Самым последним способом передачи информации, ближе всего стоящим к письменности, было рисуночное письмо.

Таким образом, первобытная культура – это доклассовое, догосударственное общество, которому было присуще дописьменное состояние культуры.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Именно тогда рождались такие формы культуры, как религия и искусство.

Рождение веры в существование сверхъестественных сил, которые могут помочь или навредить, наблюдается у первобытного человека уже в период верхнего палеолита. Об этом свидетельствуют два обстоятельства:

1) практика захоронений, что означает наличие представлений о загробном мире, мире умерших и духов. Забота о мертвых означала то, что духи могут влиять на жизнь живых;

2) появление пещерной живописи магического содержания. Подавляющее большинство рисунков – это сцены охоты, изображение людей, животных либо людей, ряженных в животные шкуры. Это свидетельствует о том, что первобытные люди верили в существование сверхъестественных связей между людьми и животными. Вера первобытного человека в родство с определенным видом животных или растений получила название тотемизм. Члены родовой группы верили в то, что они произошли от этого животного, поэтому обычно носили имя своего тотема и свято почитали его. Тотемные представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: возникло четкое представление о своих, принадлежащих к данному тотему, и чужих. Возникла система запретов – табу, которая стала в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений.

Одной из ранних форм религиозных верований стал анимизм. Анимизм – это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений, неодушевленных предметов, приписывание к ним разума и сверхъестественного могущества. А раз так, то ко всем этим явлениям природы следовало относиться со вниманием, т. е. приносить жертву, совершать обряды. К анимизму восходит и культ предков – вера в то, что души людей продолжают свое существование в бестелесной форме и могут оказать покровительство в таинственном мире потусторонних сил.

Нелегкая борьба за выживание требовала от родового коллектива найти связь с миром духов. Эту задачу выполняла первобытная магия. Магия – это комплекс ритуальных обрядов, имеющих цель воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. По мере развития магических обрядов многие отдельные предметы начинали восприниматься в качестве носителей магической силы. Так возник первобытный фетишизм, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.

Таким образом, мир сверхъестественного с его огромным потенциалом и магической силой стал неотъемлемой частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества, и поэтому должное уважение к ним – важнейшая обязанность первобытного коллектива, если он хочет нормально существовать.

Комплекс верований и представлений первобытного человека, как и вся его реальная жизнь со всеми трудностями, проблемами и достижениями, находили свое отражение в устной традиции. Со временем она обрастала фантастическими деталями и становилась мифом.

Миф (греч. предание, слово) – форма коллективного переживания и объяснения мира с помощью наглядно-чувственных образов, которые, несмотря на всю вымышленность, воспринимаются людьми как достоверная реальность. Древние мифы представляли собой сказания о духах, затем богах, обожествленных героях и первопредках, участвовавших прямо или косвенно в создании мира, его природных и культурных элементов. В мифе человек находил ответы на вопросы о жизни и смерти, о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, появлении важнейших изобретений и установлений. Мир с помощью мифа превращался из хаоса в упорядоченный и полный смысла, становился близким и понятным человеку. Таким образом, первобытный миф:

1) способствовал осознанию родом своего единства, поддерживал социальный порядок;

2) служил основным способом организации и хранения культуры первобытного коллектива;

3) открывал смысл мира и человеческой жизни;

4) в чувственно-образной форме объяснял мир и создавал иллюзорно-обнадеживающую картину мира для человека.

Способность и потребность людей творить мифы сохраняется у них до сих пор. Видимо, миф является одной из самых универсальных форм человеческой культуры.

В результате археологических открытий обнаружилось, что искусство появилось неизмеримо позднее, чем орудие труда – почти на миллион лет.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, служили магическим целям. Тем же целям служили и пещерные рисунки животных, фигурки, выполненные из глины, вырезанные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался культ плодородия. Появляются женские фигурки из глины, камня или кости с гипертрофированными формами тела – так называемые палеолитические «Венеры».

Первые произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту (Ориньякская культура, названная по пещере Ориньяк во Франции) и датируется приблизительно 30-м тыс. до н. э. Многокрасочные изображения палеолитической эпохи отражены в пещере Альтамира (Испания), пещерах Ле-Комбатель и Фон де Гом (Франция).

В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия, преобладали многофигурные композиции.

Архитектура первобытного общества представлена поселениями и погребениями. Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). К концу первобытной эпохи появляется новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего эти сооружения из огромных грубо отесанных камней. Погребения делятся на два вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, гробницы) и погребения грунтовые (т. е. без надмогильных сооружений). Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения, т. е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней – дольменов и менгиров. Дольмен – это четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие. Менгиры – отдельные каменные столбы. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех. Самый известный кромлех – алтарь солнца Стоунхендж в Англии.

Первобытность кажется нам далеким прошлым человечества. Однако следы первобытной культуры продолжали существовать на протяжении всей истории общества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники искусства. Пережитки первобытных верований сохранились во всех религиях, а также традициях и быте народов мира. А искусство первобытной эпохи послужило основой дальнейшего развития мирового искусства.

 



2015-11-10 995 Обсуждений (0)
Тема 7 Культура первобытного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7 Культура первобытного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (995)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)