Тема 17 Культура эпохи Возрождения (ХIV–ХVI вв.)
Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс») появился в XVI в. для определения культурно-исторической эпохи, сменившей Средневековье. Европейское Возрождение – это время мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации. В ХIV в. произошло падение авторитета католической церкви, что привело к значительным изменениям в духовной жизни Европы. Развитие городов и торговли, укрепление централизованных государств также способствовало высвобождению духовной культуры из-под диктата церкви, успехам техники и научного знания. Культура Ренессанса – культура свободных городов. Их самостоятельное развитие создало благоприятные условия для освобождения человека от сковывающих рамок средневековых традиций, норм и идеалов. На смену средневековой идеологии эпоха Возрождения создала мировоззрение, по-новому объясняющее жизнь и, особенно, назначение в ней человека. Если в Средние века вместо античного преклонения перед природой человек испугался природы, устыдился ее и отверг как греховное, а аскетизм был поставлен выше культуры, то Возрождение знаменует освобождение человека от этой доктрины. Человек ощутил себя как надприродное существо, наделенное даром творчества. В культуре Возрождения, как в любой переходной эпохе, причудливо переплетались противоречивые и, казалось бы, несовместимые начала: в ней можно найти элементы средневековой культуры, культуры античности и культуры уже нового времени (раннебуржуазной). Поэтому окружающий мир воспринимался человеком Возрождения как необозримое разнообразие, где истина содержится не в каком-то одном выводе или явлении, а лишь во всей их сумме. Этот диалог культур породил уникального носителя и творца новой культуры – универсального человека. Такой человек обладал разнообразными знаниями. Он не только понимал музыку, живопись, точные науки, но и сам был художником, архитектором, музыкантом, поэтом, философом, инженером и т. д. (например, Леонардо да Винчи). Гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными чертами человека эпохи Возрождения. Самым ярким знаком переориентации культуры Европы стало искусство Ренессанса. Оно было обращено не к избранным, способным понимать многовековую традицию языка символов, а к любому зрителю, имеющему навыки видеть красоту мира и человека. Можно сказать, что жажда эстетического наслаждения отличает Возрождение от всех эпох. Наивысшего расцвета искусство Возрождения достигло в Италии. Родоначальниками ренессансных идей и образов выступили: а) в литературе – Данте, Петрарка и Боккаччо; б) в живописи – Джотто, Мазаччо; в) в скульптуре – Донателло; г) в архитектуре – Брунеллески. Архитектура и искусство сумели наиболее полно воплотить в художественных образах идеалы и ценности Возрождения, постигая мир сквозь призму идеалов высшей красоты и гармонии. Символом архитектуры Возрождения стали купольные здания. Впервые купол возвел Брунеллески во флорентийском соборе Санта Мария дель Фиоре. А самым грандиозным творением эпохи стало строительство собора Святого Петра в Риме, огромный центральный купол которого, возведенный Микеланджело, символизирует расцвет архитектуры Высокого Возрождения. Живопись достигла наивысшего расцвета в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. В работах этих художников представление о прекрасном нашло наиболее яркое и художественно совершенное выражение. Для образов, запечатленных кистью этих мастеров, характерна гармония между телом и душой, эмоциональным миром и разумом, раскрывающая всю красоту человека и его величие. Например: «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, скульптура Давида работы Микеланджело. Литература и театр Возрождения сумели раскрыть сложность человеческой личности, ее противоречивый внутренний мир. Гуманистические идеи пронизывают творчество Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле. Эпоха Возрождения дала мировой культуре великих драматургов, в числе которых Лопе де Вега (Испания), В. Шекспир (Англия). В эпоху Возрождения зарождается научное видение мира, которое было неразрывно связано с художественной культурой. Главное, что объединяло всех великих деятелей эпохи – это то, что их творчество являлось результатом эксперимента, обобщением опыта. Источником знаний для них была природа. Благодаря открытиям, сделанным Н. Коперником, Г. Галилеем, Д. Бруно, произошли серьезные изменения в представлениях о мироустройстве. Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы – церкви. Возникают идеи о поиске путей приближения Бога к сердцам прихожан. Отсюда возникают важнейшие идеи Реформации – движения за обновление церкви. Среди них: идея непосредственного общения человека и Бога; упразднение сложного церковного церемониала; уничтожение института монашества; переведение богослужения и текстов Библии на национальные языки европейских народов и т. д. В Европе начинают свою деятельность Мартин Лютер и Жан Кальвин, ставшие основателями новой ветви христианства – протестантизма. Идеалы Высокого Возрождения, не найдя опоры и подтверждения в жизни, постепенно начали трансформироваться в противоположные явления: величие вылилось в гигантизм, а торжество личности – в индивидуализм. Именно в этот период позднего Возрождения Микеланджело пишет сцену Страшного Суда, где на первый план выходит ощущение поражения всего земного. Так символично завершился блестящий расцвет уникальной культуры Возрождения. Таким образом, в эпоху Возрождения были заложены основные гуманистические взгляды, которые определили направление развития европейской цивилизации.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1000)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |