Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 21 Культура Московской Руси (ХIV–ХVII вв.)



2015-11-10 709 Обсуждений (0)
Тема 21 Культура Московской Руси (ХIV–ХVII вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В середине XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, что имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры.

В результате политических событий XIII–XIV вв. различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в разные государственные образования углубляло различия в языке и культуре, существовавшие и ранее. Это привело к формированию на основе древнерусской народности русской, белорусской и украинской. Основу культур этих народностей составили традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие общих черт. Но вместе с тем культура каждой из них постепенно приобретала свои специфические черты.

Формированию русской народности, начавшейся в XIV в. и завершившейся в конце XVI в., способствовали возникновение общности языка (при сохранении в нем диалектов) и культуры, складывание общей государственной территории.

Культура имеет сложную структуру, но определяющим механизмом жизни культуры является ядро (язык, верование, образность, символы) культуры. Оно рождается в период формирования народности и обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость народа. На протяжении веков существования народа ядро культуры обретает устойчивость и генетическую прочность и во многом определяет способ реагирования индивида на мир. В этой связи очень важно изучить те факторы, которые оказывали наибольшее влияние на культуру рождающейся народности.

Два основных, тесно связанных между собой, обстоятельства исторической жизни народа определяли содержание русской культуры и направление ее развития в данный период:

1) борьба с золотоордынским игом;

2) борьба за ликвидацию феодальной раздробленности и создание единого государства.

Идея единства русской земли, идея собора (сбора) русских людей для борьбы с игом стала ведущей в русской культуре. Она красной нитью прошла через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. Эти идеи способствовали росту самосознания народа и возбуждали патриотические чувства, внушали уверенность в успехе борьбы с иностранными поработителями.

Важно подчеркнуть значение подвижничества Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Стефана Пермского – выдающихся деятелей русской православной церкви, ставших святыми. Нужен был нравственный подвиг преодоления скорби, тягот как путь к духовному возрождению. Примером своей жизни подвижники поднимали дух русского народа, будили в нем доверие к себе, к своим силам. Такие ценностные основания русской культуры как духовная красота человека, внимание к человеку страдающему, неприятие материальных благ как конечной цели жизни человека закладывались в этот период.

Русская православная церковь стала инициатором еще одной очень важной для понимания ценностных основ русской культуры идеи: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать!». По мнению адептов этой идеи, после падения Византии Русь становится мировым центром христианства и единственной защитницей «истинной веры». Культивировалась мысль об особой миссии России, о национальной исключительности и богоизбранности русского народа. В то же время Русь противопоставлялась латинскому «западному миру», обосновывалось враждебное отношение ко всему иноземному, неприятие нового.

Укрепившись в государстве, церковь повела борьбу со светским знанием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни русского общества, что привело к появлению консервативных тенденций в русской культуре.

Российское государство формировалось как государство феодально-крепостническое с неограниченной самодержавной властью. Усиление феодальной эксплуатации и закрепощающая политика государства, распространяющаяся не только на сельское население, но и города, еще более затрудняли развитие культурного прогресса.

Таким образом, культура в период формирования русской народности развивалась в сложных и противоречивых условиях: наряду с позитивными факторами, стимулирующими ее развитие, действовали и факторы негативные, ставившие серьезные преграды на пути культурного прогресса.

События ХIV–ХVI вв. оказали существенное влияние на развитие литературы, иконописи и архитектуры Руси.

Монголо-татарское нашествие 1237–1241 гг. и вторжение немецких рыцарей на северо-западе Древней Руси поставили страну на край гибели. Об этом тяжелом времени рассказывают летописные повести «Слово о погибели Русской земли» (ХIII в.) и «Повесть о разорении Рязани Батыем» (ХIV в.).

Со второй половины ХIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве (1380 г.). Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени – «Задонщина», написанное в жанре исторической повести рязанцем Софонием в 80-е годы ХIV в.

Время создания централизованного русского государства называют «золотым веком» русской иконописи. Самым известным мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев. Его произведения отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, совершенство художественной формы. Наиболее известное его произведение – икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора в Сергиевском Посаде.

Архитектура конца ХV–ХVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В Москве на месте старого Кремля строится новый. Центром Кремля становится соборная площадь, композицию которой составили Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор и колокольня Ивана Великого. В строительстве, наряду с русскими мастерами, принимают участие мастера из Италии: Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Антонио Солари и Марко Руффо. В ансамбле Московского Кремля воплотилась идея величия и силы единого русского государства.

Наивысшим достижением русской архитектуры ХVI в. стало строительство храмов шатрового стиля, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве (церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве).

Большую роль в истории культуры Руси сыграло появление книгопечатания. В 1563 г. в Москве была устроена типография, во главе которой стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. была напечатана первая русская датированная печатная книга – «Апостол». Среди литературных памятников того времени можно назвать Степенную книгу (своеобразный учебник русской истории, составленный для Ивана Грозного) и «Домострой» – свод житейских правил и наставлений.

В ХVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Западной Европы уже вступили на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя появились первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В ХVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы, особенно к концу века. Начинается процесс «обмирщения культуры», т. е. процесс постепенного освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.

 

Тема 22 Культура Великого княжества Литовского (ХIV–ХVIII вв.)

 

Процесс формирования белорусской народности развивался под воздействием географических, социально-политических и этнических факторов. Формирование белорусской народности происходило в рамках Великого Княжества Литовского. Полиэтничный характер ВКЛ, территориально-административное деление, не учитывающее границы расселения белорусского этноса, усложняли процесс консолидации белорусской народности.

Процессу формирования белорусской народности мешали и этнорелигиозные противоречия. В эпоху Средневековья, в условиях, когда разные народы придерживались различной религиозной ориентации, религия, безусловно, была одним из самых важных компонентов этнического самосознания. Самой старшей по времени возникновения в ВКЛ была православная церковь.

Однако после заключения Кревской унии с Польшей в Белоруссии наблюдается активный процесс проникновения католицизма. Но и православная, и католическая церковь были временно ослаблены в результате распространения идей Реформации.

В первой половине XVI столетия Реформация охватила большинство стран Европы. В отличие от русской культуры, белорусская культура периода формирования белорусской народности испытала сильное влияние идей Европейской Реформации, а затем идей Возрождения. Об этом свидетельствует деятельность выдающихся белорусских гуманистов-просветителей Ф. Скорины, Н. Гусовского, В. Тяпинского, С. Будного и др. Благодаря их деятельности XVI в. вошел в историю белорусского народа как «золотой век» белорусской культуры.

Реформационные и ренессансные идеи содействовали становлению секуляризованных форм культуры, расширению межгосударственных связей и контактов. Конец XV–XVI вв. – период расцвета ренессансной культуры в Белоруссии, время возникновения книгопечатания, проникновения светских гуманистических и просветительских идей в культуру, усиления государственного и национального самосознания в кругах шляхты, духовенства и горожан.

Формированию белорусской народности и белорусской культуры способствовало также широкое использование в этот период старобелорусского («русского») языка и письменности в государственном делопроизводстве, общественной жизни, межэтнических конфликтах. Белорусский литературный язык окончательно складывался как самостоятельная языковая система во второй половине XVI в.

Белорусское Возрождение по своим характеристикам ближе к Северному Возрождению, важнейшими задачами которого являлись нравственное совершенствование, просвещение народа. Важнейшую роль в этом процессе играла издательская деятельность, развернутая Ф. Скориной, который первым в Европе осуществил перевод Библии на старобелорусский язык.

Сымон Будный не только осуществлял переводческую деятельность, но и публиковал работы собственного сочинения. В них он подвергал критике сословно-феодальный строй, высказывал атеистические взгляды. Сымон Будный видел идеал государственности в просвещенной монархии, ограниченной сословным представительством и законами.

Николаем Гусовским была открыта для Европы совершенно неизвестная ей культура – культура белорусского народа. Переведенная на многие европейские языки поэма «Песнь про зубра» стала явлением мировой культуры.

Однако дальнейшее этническое и культурное развитие Беларуси (с конца XVI в.) происходило в особо сложных социально-политических и экономических условиях. Углубление социально-классовых противоречий, обострение этнорелигиозных отношений в ВКЛ, окатоличивание значительной части белорусских феодалов, а также, упорная приверженность к православию значительной части белорусских крестьян, беспрерывные войны между ВКЛ и Московской Русью за «древнерусское наследство» не способствовали дальнейшей консолидации белорусской народности и прогрессивному развитию белорусской культуры. Однако и в этих условиях уроженцы белорусской земли оставили значительный след в европейской культуре.

Важный вклад в развитие европейской науки ХVII в. внес уроженец белорусских земель Казимир Семенович – выдающийся ученый, теоретик артиллерии и пиротехники. Он первым в истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты.

В начале ХVII в. витебский ученый И. Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал восточнославянский алфавит. Его шрифт сейчас используется всеми народами, в основе письменности которых – кириллица.

В славянскую культуру вошел выдающийся представитель земли белорусской М. Смотрицкий, написавший одну из первых грамматик в истории славянского языковедения (1619 г.).

В ХVII в. на белорусских землях широкое распространение имели православные братские школы, где изучались разные предметы, в том числе белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С. Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I.

В 1746 г. в белорусском городе Несвиже возникает светский театр – первый в истории западных и восточных славян. Его создательница – Уршуля Францишка Радзивилл. Во второй половине ХVIII в. здесь была создана и балетная труппа, которая по количеству (более 30 человек) и по профессионализму приближалась к танцевальным коллективам Западной Европы.

По второй половине ХVIII в. на белорусских землях распространяются идеи Просвещения. Особый интерес вызвала философское и литературное творчество Вольтера. Значительное влияние на интеллектуальную жизнь Беларуси оказывали русские и польские ученые и писатели. Специфической чертой Просвещения в Беларуси была его ориентация на решение крестьянской проблемы: необходимость уничтожения крепостничества, уравнивание крестьян в политических правах с другими сословиями, создание системы образования для крестьянских детей.

В конце ХVIII в. в результате разделов Речи Посполитой территория Беларуси вошла в состав Российской империи.



2015-11-10 709 Обсуждений (0)
Тема 21 Культура Московской Руси (ХIV–ХVII вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 21 Культура Московской Руси (ХIV–ХVII вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)