Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 25 «Серебряный век» русской культуры (кон. ХIX – нач. XX вв.)



2015-11-10 689 Обсуждений (0)
Тема 25 «Серебряный век» русской культуры (кон. ХIX – нач. XX вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наступление нового столетия несло с собой новые политические, социальные и нравственные проблемы.

Середина 90-х годов XIX в. была отмечена поворотом от реакции к постепенно нарастающему общественному подъему. Особенностью его было активное участие рабочих в революционно-демократическом движении.

Отношение к приближавшейся революции и сама революция стали главным историческим содержанием эпохи, а в культуре – основой поляризации идейно-художественных сил. Революция 1905–1907 гг. ускорила и более четко определила идейное размежевание деятелей русской культуры.

Время, предшествовавшее революции 1917 г. было отмечено значительными успехами в развитии просвещения. Растущая потребность в специалистах способствовало росту высшего технического образования. Открывались частные учебные заведения, в которых преподавали видные русские ученые (Бехтерев, Павлов и др.). В начале XX в. расширилось женское образование (Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, Высшие женские курсы в Москве). В годы первой русской революции возникли народные университеты и просветительские рабочие общества.

По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие ХХ в. занимала третье место в мире (после Германии и Японии). Несмотря на успехи в сфере образования, больше половины населения, в основном крестьяне, оставалось неграмотным.

Большой вклад в исследование важнейших проблем естествознания внесли русские ученые П. Н. Лебедев, В. В. Вернадский, первый русский ученый – нобелевский лауреат И. Павлов (1904 г.). В 1908 г. нобелевскую премию получил И. Мечников. Развитие естествознания в начале ХХ в. определило важные мировоззренческие сдвиги в общественном сознании – происходили коренные изменения в представлениях об окружающем нас мире.

Важной областью не только науки, но и всей культуры рубежа столетий была русская оригинальная философия, крупнейшими представителями которой являлись В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Трубецкой и др.

Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном наследии России. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, время «всеобщей переоценки ценностей».

В русской художественной культуре конца XIX – начала ХХ вв. получило распространение декадентство. Для него характерны аполитичность, отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуальных переживаний.

Начало ХХ в. – время рождения искусства модерна. Понятие модернизм («современный») включало многие явления литературы и искусства, новые по сравнению с реализмом предшествовавшего столетия: фовизм, кубизм, примитивизм, лучизм, футуризм, абстракционизм – в живописи; символизм, акмеизм, футуризм – в литературе. В поэтическую группу акмеистов вошли А. Ахматова, О. Мандельштам. В среде поэтов – футуристов начался творческий путь В. Маяковского.

К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. Авангард – это искусство чистых форм, беспредметности. Так его определил К. Малевич («Черный квадрат»). В искусстве авангарда воплотилось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи (В. Кандинский, М. Шагал, К. Петров-Водкин, П. Филонов).

Художники объединения «Мир искусства» (1892–1924) видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке. Среди них В. Серов, А. Бенуа, М. Врубель, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев и др. В своем творчестве они широко использовали мифологические, библейские сюжеты, былины и легенды русской старины.

Русская литература продолжала играть исключительную важную роль в культурной жизни страны. В эти годы работали Чехов, Горький, Бунин, Куприн.

Чрезвычайно возросла роль театра. Событием огромного культурного значения стало открытие в Москве Художественного театра (ныне МХАТ). У истоков нового театра стояли режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко.

Русское искусство получает широкое международное признание. Этапным событием стали организованные С. Дягилевым русские сезоны в Париже. Западная Европа познакомилась и высоко оценила достижения отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства (Ф. Шаляпин, балерина А. Павлова, художник В. Серов и др.).

Русская культура кануна Великой Октябрьской революции представляла собой итог сложного и огромного пути. Недаром этот период назвали «серебряным веком» русской культуры. Отличительными чертами культуры этого периода являлись демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность, нравственные искания и прогрессивная мысль.

 

Тема 26 Становление белорусской национальной культуры

(ХIХ – нач. ХХ вв.)

 

В XIX в. начался сложный процесс формирования белорусской нации. Этот процесс имел свои особенности, которые сказались на развитии белорусской культуры.

Белорусские земли в конце XVIII в. в результате разделов Речи Посполитой вошли в состав Российской империи. В конце XVIII – первой половины XIX вв. в Белоруссии быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, что способствовало формированию местного внутреннего рынка. Этот процесс ускорился в пореформенные годы. Важную роль в этом процессе сыграло строительство в 70–90-е годы густой сети железных дорог. К концу XIX в. на территории Беларуси сложился национальный рынок, который сыграл решающую роль в формировании других признаков нации – общности территории, языка, культуры и национального характера. Формированию белорусской нации мешало то, что белорусы не имели своей государственности и были разделены конфессионально (т. е. по религиозной принадлежности) на православных и католиков.

Важным признаком нации является национальный язык. До конца XVIII в. белорусский язык оставался языком простого народа. В XIX в. начинает формироваться литературный язык белорусской нации на основе живого разговорного языка минско-молодеченской группы говоров (диалектов). Это было исторически обусловлено. На этой территории проживали и творили виднейшие представители белорусской культуры XIX–начала ХХ вв.: В. И. Дунин-Мартинкевич, Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович, Я. Купала, Я. Колос, А. Пашкевич, З. Бядуля и др. Следует отметить, что определенные успехи выработки литературных норм языка были достигнуты только в начале ХХ в., когда в литературу пришли выдающиеся белорусские поэты Я. Купала и Я. Колос, начали издаваться на белорусском языке книги и газеты.

Под влиянием экономического развития страны совершенствовалась система народного образования, увеличился процент грамотных, что способствовало хозяйственному и культурному развитию края и формированию белорусской интеллигенции. Накануне отмены крепостного права в Беларуси действовало только 576 учебных заведений всех типов, в них обучалось лишь 17 тыс. учащихся, что составляло 0,5 % всего населения Беларуси. До конца 90-х гг. XIX в. количество учебных заведений и обучающихся в них учащихся увеличилось в десятки раз, процент грамотности в среднем по Беларуси составил 25,7 %.

Известные деятели Белорусского Национального Возрождения В. Ивановский, К. Каганец, Я. Колас, Я. Купала, М. Богданович, В. Ластовский выступали за создание белорусской национальной школы. Я. Колас, Тётка (А. Пашкевич), В. Ивановский писали и издавали книги для детей на белорусском языке.

После восстания 1863–1864 гг. возрос интерес прогрессивной интеллигенции к истории, быту и культуре Беларуси. Прокламации К. Калиновского и его газета «Мужицкая правда» были первыми произведениями белорусской революционно-демократической литературы. Идеи К. Калиновского содействовали углублению в литературе и искусстве принципов реализма и народности, закреплению в них высоких идеалов борьбы за свободу. С таких же позиций выступал и Ф. Богушевич, которого справедливо называли «отцом белорусского возрождения». Несмотря на запрет белорусского языка, он сумел опубликовать в Польше свои сборники стихов на белорусском языке, которые затем распространяли в Беларуси. Последователями Богушевича были поэты-демократы Я. Лучина и А. Гуринович.

Большой вклад в исследование белорусского фольклора внесли М. Довнар-Запольский (исследовал деятельность В. Дунина-Мартинкевича, В. Тяпинского) и И. Носович (издал «Словарь белорусского наречия»). Около 200 научных работ опубликовал Е. Р. Романов. Под его руководством было осуществлено несколько этнографических экспедиций, во время которых собирались материалы для «Белорусского сборника» – своеобразной энциклопедии культуры белорусов дореволюционного времени. Огромную работу по анализу белорусского фольклора провел Е. Карский. Её результаты были опубликованы в 1903–1922 гг. в трехтомнике «Белорусы».

Белорусские ученые стремились объединиться в «Белорусское научное товарищество», но неудачно, так как помешала первая мировая война.

В годы революции 1905–1907 гг. значительно оживилась издательская деятельность, появились газеты «Наша доля», «Наша нива», «Гоман», альманах «Молодая Беларусь». Эти газеты стали трибуной белорусских политиков и писателей.

Вторая половина XIX в. была временем формирования профессионального белорусского театра. 5 июня 1890 года в Минске был открыт первый постоянный городской театр (ныне театр имени Я. Купалы). В этом же году была создано Товарищество любителей искусств. В начале XX века создается множество музыкально-драматических кружков и организаций, так называемых “белорусских вечеринок”. На традициях вечеринок в 1911 г. возникла первая белорусская труппа И. Буйницкого – настоящий профессиональный театр.

Для изобразительного искусства XIX – нач. XX века характерно стремление к созданию национальной художественной школы, чему способствовало возникновение товариществ, организация выставок. Известна частная школа рисования Ю. Пэна (Витебск), из которой вышел художник с мировым именем М. Шагал. Белорусское искусство начала ХХ в. испытало влияние модерна, что способствовало стилевому и жанровому разнообразию. Творчество белорусских мастеров К. Стабровского, В. Белыницкого-Бирули, Я. Крюгера, М. Шагала было хорошо известно за пределами Беларуси.

Формирование белорусской нации и её литературного языка, успехи в изучении истории, культуры и быта белорусского народа, достигнутые в XIX – нач. ХХ вв. имели большое значение для дальнейшего развития самобытной культуры Беларуси.

 



2015-11-10 689 Обсуждений (0)
Тема 25 «Серебряный век» русской культуры (кон. ХIX – нач. XX вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 25 «Серебряный век» русской культуры (кон. ХIX – нач. XX вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)