Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы развития науки





Этапы:

Древние цивилизации до 1 тыс. до Р. Х.-процесс накопления знаний, завершившийся формированием наук в 6-4 в. до н.э.

Античность:

* классический период - развитие философии (милетская, эфесская, элейская школы, Аристагор, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит) и гуманитарных наук (Герадотт, Фукидид, Ксенофонт, Пифагор, Гипократ)

* эллинистическо-римский - развитие естественно-научных и технических знаний (Евклид, Архимед, Страбон, Эратосфен, Птолемей, Галет, Тит Ливий, Тацит, Лукреций Кар, Сенека, Плиний Старший)

Средневековье:

* диктат церкви

* наука в рамках средне вековой церковной схоластики, алхимии, астрологии

* разнообразные исследования арабских ученых (Ибн Сина, Иби Рушд, Бируни)

Возрождение (16-17 вв.):

* возвращение к античным гуманистическим и рационалистическим ценностям

* возрождение античной науки

* появление новых отраслей знаний

* эта эпоха - первая фаза научной революции

* выдающиеся ученые: Г. Галилей - разрабатывал проблему движения в философии и науке, И. Кеплер, Р. Декарт, Х. Гюйгенс, И. Ньютон - разработал основы механики

Просвещение (18 в.):

• начало развития филологии, которая стала классической, благодаря немецкой науке

• историко-критический метод в немецкой исторической науке

• продолжало развиваться естествознание, из него выделилась химия (А. Лавуазье)

19 в.:

• Д.Джоуль и Г. Гельмгольц - открыли законы сохранения и превращения энергии

• Т. Шванн и М. Шлейден - открыли клеточную теорию

• Ч. Дарвин - создал эволюционное учение в биологии

• Д. И. Менделеев - открыл таблицу химических элементов

• появились новые гуманитарные науки: археология, этнография, антропология, педагогика, психология

Конец 19 - начало 20 вв.:

• это вторая фаза научной революции

• М. Планк - открытие квантовой теории

• А. Эйнштейн - теория относительности

• Ф. Крик и Дж. Уотсон - развитие генетики, открытие генетического кода (сер 20 в.)

• отказ от эволюционной теории и признание нелинейного пути развития природы и общества

• тенденция к сближению ест.-научных и гуманитарных знаний(математические методы в истории)



20 вв.:

• важнейшие открытия в области физики, химии, биологии, космонавтики

• со второй половины 20 в. начали быстро развиваться электронно-вычислительная техника и информационные технологии

21 в.:

• снова обрели силу филология, лингвистика, антропология, культурология, юриспруденция

• информационные технологии и междисциплинарные исследования ведут к созданию единой общенаучной картины мира.

Непосредственная связь науки с практикой была обусловлена промышленным переворотом, основанным на машинной технике и переходом от мануфактурного производства к фабрично-заводскому.

 

30.Особенности развития науки в России. Противоречия, трудности и достижения.

Эпоха Петра Великого:

• важный рубеж, положивший начало быстрому развитию науки в России

• некоторые ученые называют эту эпоху эпохой российского Возрождения

• реформы Петра, направленные на развитие светского среднего и высшего образования, обеспечили великолепную базу для развития российской науки

• научные центры: Академия наук и искусств, открывшаяся в 1725 г. и Московский университет, основанный Елизаветой в 1755 г.

• при Екатерине 11 была открыта Академия русского языка, а затем университеты в других городах России

• петровские преобразования создали благоприятную почву для произрастания великолепных российских талантов

• известный русский изобретатель К. Д. Фролов (1726-1800) создал уникальное гидротехническое сооружение для откачки воды и подъема руды из шахт

• И. И. Ползунов (1728 – 1766) – русский изобретатель, конструктор и создатель первого универсального двигателя

Начало и середина 18 века:

• Развитие естествознания

• М. В. Ломоносов (1711 – 1756): первый русский естествоиспытатель мирового значения, ученый энциклопедического склада; его открытия обогатили многие отрасли знания: физику, химию, географию, астрономию, историю и филологию.

19 век:

• Продолжение развития изобретательской деятельности

• Отец и сын Черепановы: построили в России первые паровозы

• В. В. Петров (1761 – 1834): внес огромный вклад в изучение электрических явлений

• А. С. Попов (1859 – 1906): изобрел радиосвязь и первый радиоприемник

• Не только «золотой век» русской литературы и искусства, но и дал миру таких выдающихся ученых как: математик Н. И. Лобачевский, химик Д. И. Менделеев, биологи К. А. Тимирязев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников; В. И. Вернадский своими трудами в области естествознания, в изучении состояния биосферы подготовил почву для создания новой науки экологии

• Начало исследований в области вычислительной техники: П. А. Чебышев (1821 – 1894) создал несколько механических вычислителей, В. Т. Однер в 1874 г., русский инженер, сконструировал арифмометр

• Выдающиеся историки: С. М. Соловьев – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен», В. О. Ключевский подготовил и опубликовал общий курс «история России с древнейших времен до 19 века»

20 век:

• Исследования В. А. Фока по квантовой механике и общей теории относительности

• Л. Д. Ландау (1908 – 1968) разрабатывал физику твердого тела, атомного ядра, элементарных частиц и плазмы; стал лауреатом Нобелевской премии в 1926

• В. И. Курчатов (1902 – 1960) и А. П. Александров (1903 – 1993): успехи в области энергетики и атомной физики

• В 1947 под руководством С. А. Лебедева (1902 – 1974) началась разработка первой отечественной ЭВМ

• Первое место в области космических исследований: К. Э. Циолковский: идеи и схемы жидкостного ракетного двигателя; Эти идеи воплотили в жизнь инженеры и ученые под руководством академика С. П. Королева (1907 – 1966)

• Гуманитарная наука находилась под гнетом партийно-государственной идеологии марксизма-ленинизма; хотя сегодня она освободилась от этой идеологии, но традиции нескольких десятилетий рабства еще дают о себе знать





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)