Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОГРАММА базового курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»



2015-11-10 598 Обсуждений (0)
ПРОГРАММА базового курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение с.4
Программа базового курса «Культурология» с.5
Литература к базовому курсу «Культурология» с.11
Рабочая программа по культурологии с.15
Тематика докладов по культурологии с.19
Требования к докладам и рекомендации по их выполнению с.20
Вопросы к зачёту по культурологии с.23
Терминологический словарь с.24
Приложение 1. Образец оформления титульного листа Приложение 2 Материалы для подготовки к тестированию по культурологии с.30 с. 31
Приложение 3. Образцы библиографического описания с.35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного цикла, которая играет важную роль в формировании современного специалиста. Её изучение позволяет расширить кругозор студентов, приобрести навыки анализа культурологических проблем. В результате осмысления настоящего курса студенты получают знания по узловым вопросам теории и истории культуры, формируют целостное представление о динамике развития мировой и отечественной культуры, ведущих теоретических направлениях культурологии. Это, в свою очередь, помогает преодолеть определённый «технократизм» мышления, свойственный студентам технических вузов.

Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и подготовки к зачёту по культурологии. В них включены базовая и рабочая программы курса «Культурология», тематика докладов, вопросы к зачёту, а также рекомендации по организации самостоятельной работы и оформлению докладов в соответствии с существующими требованиями. Подготовка по каждой теме предполагает ознакомление студентов как с источниками (т.е. оригинальными трудами ведущих теоретиков культуры, лучшими образцами мировой и отечественной культуры), так и с учебной литературой, поэтому в указаниях приводится обширный библиографический список. Терминологический словарь включает пояснения научных терминов, многие из которых трудно найти в словарях и справочниках.

Учёба в вузе не является простым продолжением школьного образования. Основной формой изучения культурологии является самостоятельная работа студентов, которая является не только основным средством сознательного и прочного усвоения полученных ими знаний, развития интеллектуальных способностей, но и непременным условием формирования личности, важнейшим фактором социально- психологического самоутверждения. Она развивает культуру мышления, умение находить новые решения, самостоятельность суждений, критичность ума, способствует формированию творческой личности.

Навыки самостоятельного творческого труда нужны не только для того, чтобы успешно справиться с учебными заданиями и выдержать контрольную проверку знаний: любой выпускник вуза должен будет непрерывно и интенсивно учиться в течение всей жизни. Способность к самостоятельному обучению, приобретённая в вузе покажет, насколько он сможет жить СВОИМ, а не чужим умом, работать без подсказки, умножать свои знания, пополнять культурный багаж. Иными словами, именно в вузе студент овладевает основными методами самостоятельной работы, принципами самообразования, а доклад, выполненный в соответствии с учебной программой по культурологии, позволяет освоить основные приёмы работы с учебниками, документами, научными монографиями; повышает эффективность процесса усвоения знаний, развивает навыки исследовательской работы.. В лекциях преподаватель освещает в основном ключевые темы курса и даёт рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рабочей программой предусмотрено проведение практических занятий и консультаций

 

 

ПРОГРАММА базового курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Студент, изучающий курс культурологии в техническом вузе должен

знать:

- - основные категории, понятия теории культуры, её структуру и функции;

- - основные культурологические концепции;

- - место и роль техники и инженерной деятельности в культуре;

иметь представление:

- - о типологических, трансляционных, семиотических структурах культуры;

- - об особенностях культурных эпох и стилей;

- - о специфике культурологического анализа процессов и явлений, месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике;

уметь:

- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной области;

- - работать с социально-научными и гуманитарными текстами;

- - формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

 

Тема 1. Место культурологии в профессиональноминженерномобразовании.

 

Инженерная деятельность в контексте культуры.Понятиетехносферы.Создание второй природы или искусственной среды обитания человека как главная цель инженерной деятельности. Социально значимые профессиональные качества современного инженера. Профессионализм и профессиональная компетентность как необходимые условия цивилизационного прогресса. Роль образования в становлении интеллектуальных основ профессионализма.

Понятие профессиональной культуры и её роль в управлении техносферы. Социальная компетентность как основа профессиональной культуры. Альтернатива технократического и гуманитарного мышления как проблема культуры. Специфика разных видов познавательной деятельности человека: естественнонаучное, техническое, социальное, гуманитарное знание. Оппозиция «синтез-анализ» как оппозиция гуманитарной и естественнонаучной методологии. Проблема целостности и принцип дополнительности в становлении современной картины мира. Процессы сближения и интеграции различных областей знания.

Роль культурологии в техническом университетском образовании. Роль культурной и социальной антропологии в становлении культурологии как научной дисциплины. Культурологические школы ХХ века.: общественно-историческая (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби); натуралистическая (З. Фрейд, К.Юнг, К.Лоренц, Б.Малиновский); социологическая (Т.Элиот, В.Парето, П.Сорокин, А.Вебер, Т.Парсонс); структурно-символическая (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю.Лотман). Структура культурологического знания: фундаментальная и прикладная культурология. Социальная и гуманитарная культурология.

 

Тема 2. Сущность и смысл культуры.

История и логика развития понятия «культура».Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Современные научные представления о культуре. Необходимость межпредметного подхода.

Проблема культурогенеза.Микро- и макродинамика культурогенеза. Морфогенез культурных систем. Основные категории культуры: пространство, время, человек – универсальный контекст культуры. Размежевание сакрального и мирского в деятельности и сознании человека. Первые исторические формы культуры. Первобытный синкретизм и его преодоление в дальнейшем развитии культуры. П.Тейяр де Шарден о рефлексии и самосознании человека как импульсе возникновения и развития культуры. Концепция игровой деятельности человека как источника культуры.

Ценностная природа культуры.Ценность как критерий различения «наук о природе» и «наук о духе». Понятие культурной нормы и культурной ценности. Иерархия и классификация ценностей. Эволюция ценностей. Проблема ядра и периферии ценностных систем. Ценностный аспект межкультурных коммуникаций: соотношение универсального и уникального.

Культура как система. Проблема неоднородности культуры. Структура культуры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «мирское» как оппозиции. Феномен «массовой культуры». Соотношение структуры и функций культуры.

Смыслы культуры. Культура как поиск смысла человеческого существования; культура как форма одновременного бытия и общения людей разных культур; как сфера самодетерминации личности; как «мир впервые» (В.Библер). Культ и культура: проблема совмещения правды бытия и правды смысла, смысла и реальности (П.Флоренский). Культура как «творение духа и свободы» (Ж.Маритен).

 



2015-11-10 598 Обсуждений (0)
ПРОГРАММА базового курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОГРАММА базового курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)