Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ



2015-11-10 1986 Обсуждений (0)
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  1. Многозначность понятия культуры.
  2. Культура и природная среда.
  3. Концепция культуры Э.Б.Тайлора.
  4. Функционализм как направление культурологической мысли.
  5. «Рациовитализм» Х.Ортеги - и - Гассета.
  6. Концепция культуры З.Фрейда.
  7. Культура и личность.
  8. Массовая и элитарная культура
  9. Проблема генезиса культуры.
  10. Миф как явление культуры.
  11. Концепция культуры В. фон Гумбольдта.
  12. Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского.
  13. П.Тейярд де Шарден о возникновении культуры.
  14. Критика культуры и цивилизации Ж.Ж.Руссо.
  15. Л.Уайт о природе культуры и её элементах.
  16. Культурологические взгляды Э.Кассирера.
  17. Структурная антропология К.Леви - Строса.
  18. Концепция длинных экономических волн Н.Д.Кондратьева.
  19. Культура как текст.
  20. Символ в искусстве: знак и образ.
  21. Символика цвета в различных культурах.
  22. Религия и наука в контексте культуры.
  23. Культурологическая концепция М. Вебера.
  24. Профессиональная культура.
  25. Социокультурная динамика (по П. Сорокину).
  26. Концепция «ноосферы» В.И.Вернадского.
  27. Историко-культурная типология.
  28. Классификация культур по типам мышления.
  29. Этническая и национальная культура.
  30. Концепция прогрессивного развития культуры.
  31. Эволюционная модель культуры.
  32. Концепция «вызовов» и «ответов» А.Тойнби.
  33. Изменчивость и устойчивость в культуре.
  34. Этнос и культура (по Л.Н.Гумилёву).
  35. К.Г. Юнг об архетипах культуры.
  36. Игровая концепция культуры.
  37. Смеховая культура.
  38. Техника как социокультурное явление.
  39. Техника и проблема исторической ответственности инженера.
  40. Культурные циклы и технический прогресс.
  41. Цивилизации и всемирная история.
  42. Типология цивилизаций.
  43. Культурологическая концепция О. Шпенглера.
  44. Фундаментализм как религиозно-культурная установка.
  45. Экуменизм как форма противостояния фундаментализму.
  46. Осевое время человечества.
  47. Этноцентризм как форма культурной идентичности.
  48. Особенности русской культуры.
  49. Россия в диалоге культур.
  50. Модернизм и постмодернизм.
  51. Функции языка в культуре
  52. Социокультурные миры
  53. Противоречия современной культуры
  54. Культурные сценарии деятельности
  55. Культура учёбы
  56. «Русь Советская» и русское зарубежье: две культуры в одной
  57. «Срединные» и специфические культуры
  58. Историческая культурология
  59. Общество и культура
  60. Творчество – движущая сила культуры

 

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДАМ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

Общие рекомендации.

 

Доклад пишется на одну из предложенных в данном методическом пособии тем по плану, составленному студентом самостоятельно. При его написании рекомендуется максимально использовать предложенную литературу. Завершить работу рекомендуется общими выводами, где желательно высказать свой взгляд на излагаемую проблему.

Особое внимание надо обратить на соблюдение научно-библиографических требований (указание темы работы; оформление плана, списка использованной литературы, подстрочных примечаний). Приводимые в тексте цитаты и статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источник с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы.

Текстдолжен быть написан ясно, основные мысли сформулированы чётко. При этом факты, цифры, сведения подтверждаются ссылками на источники и литературу. Редкая работа обходится без цитат, которые нужны для того, чтобы подтвердить справедливость суждений, подкрепить авторитетным мнением свою аргументацию. Цитирование нужно отличать от цитатничества, когда цитатами подменяется аргументация. Цитаты излишни, когда они содержат обычные суждения. Цитирование должно быть уместным, оправданным в каждом конкретном случае той целью, ради которой оно делается. Авторы цитируются только по их произведениям. Разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в другом издании только в том случае, когда источник недоступен (библиографическую ссылку начинают словами: Цит.по:). Цитировать надо текстуально, абсолютно точно, цитату обязательно заключать в кавычки. При переписке чужого текста своими словами обязательно следует указать автора, работу, страницу используемой работы.

Требования к докладу.

 

Целью работы над докладом является творческое освоение материала по избранному вопросу, его изложение в обобщённом письменном виде. Во время чтения доклада студент должен показать степень своего понимания той проблемы, о которой идёт речь в работе.

 

Работа должна соответствовать следующим требованиям:

1. На основе изученной литературы, студент должен раскрыть содержание темы, подчеркнуть её культурно-историческое значение.

2. Работа должна быть изложена простым, ясным языком и соответствовать грамматическим и синтаксическим нормам русского язык. Следует избегать сложных оборотов, повторений, «штампов».

3. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы каждый предыдущий вопрос подготавливал переход к следующему.

4. Объём работы –10 – 12 печатных листов (формат А 4, 14 шрифт).

5. План работы включает следующие разделы:

o введение, в котором раскрываются цель и задача работы ;

o основная часть, содержащая, как правило, 2 – 3 главы, в которых излагается главное содержание работы;

o заключение, в котором студент формулирует выводы и оценки по излагаемой проблеме, даёт ответ на вопросы, сформулированные в цели и задаче работы.

Текст работы должен соответствовать структуре плана.

 

Последовательность этапов подготовки и написания доклада.

 

1. Выбор темы. Темы докладов работ утверждаются на заседание кафедры истории и культуры и соответствуют учебной программе по культурологии.

2. Сбор материала. Изучение любой проблемы следует начинать с общей литературы. Если предметом исследования является история жизни и творчества какого-либо деятеля культуры, то к общей литературе следует отнести труды по истории того времени, когда он жил, и по истории того вида культуры, к которому относятся его труды. К примеру, прежде чем приступить к изучению культурологической концепции Ю.Лотмана, следует обратиться к работам по советской истории и по истории русской культуры ХVIII—ХIХ вв., а затем провести анализ специальной литературы по теме исследования (семиотика). Её изучение является важнейшей предпосылкой чёткого формулирования собственных исследовательских задач. Далее следует изучить опубликованные источники и труды. Последовательность сбора материала носит условный характер, так как изучение общей, специальной и учебной литературы происходит параллельно и продолжается в течение всего времени работы над темой. Необходимо записывать на отдельных листах важные мысли, статистику, факты, цитаты, делая точные и полные ссылки на источники в виде сносок. Такая запись даёт возможность систематизировать материал по главам или разделам, перегруппировывать его в ходе работы над темой. Очень важно сопровождать выписку своими замечаниями о документе, чтобы в последствии, при написании текста, иметь чёткое представление об общем контексте, из которого сделана выписка. Надо иметь в виду, что цитируемый отрывок нельзя сокращать и исправлять. Каждая выписка должна быть посвящена только одному сюжету. Если она будет содержать сведения о ряде вопросов, то такой способ теряет своё главное преимущество – удобство при последующей систематизации материала. Иногда выписка может включать лишь несколько строк, но не надо жалеть бумагу, поскольку во время анализа и написания работы это приведёт к экономии времени. Исключение составляют выписки, посвящённые общим оценкам прочитанных книг и статей, позволяющим полнее представить литературу по теме работы. Сбор материала – это уже начало творческой работы над темой. Далее листы систематизируются в соответствии с планом сначала по главам, затем по параграфам, а внутри параграфов – по внутренней логике изложения материала. В ходе систематизации материала студент получает возможность сопоставить сведения различных источников об одном и том же событии, явлении, уточнить план работы, выстроить её внутреннюю логику.

3. Составление плана. План, как видно из предыдущего раздела, разрабатывается и совершенствуется на протяжении всего времени работы над темой. Первый вариант плана, план-ориентир, призванный обеспечить дальнейшую работу над темой составляется после ознакомления с общей и специальной литературой. Он будет постоянно совершенствоваться и видоизменяться по мере осмысления проблемы, написания фактического материала. Заключительный вариант плана складывается при завершении работы. Он должен быть последовательным, чётким, между отдельными его пунктами должна прослеживаться логическая связь.

Введение включает в себя следующие элементы: постановка проблемы: студент формулирует цель работы, объясняет актуальность темы, её место в истории периода, о котором идёт речь; обзорлитературы: студент должен показать, насколько полно в ней освещена тема контрольной. При таком подходе к написанию введения легко перейти к формулированию цели и задач работы.

В основнуючастьработырекомендуетсявключатьнеболее2 – 3 узловых вопросов. Она должна составлять 2/3 или3/4 объёма всей работы.Каждая глава имеет относительно самостоятельное значение и должна включать в свой состав постановку вопроса и краткие выводы. Главы целесообразно делить на параграфы.

Выводы (илизаключение) вызывают у студентов немалые трудности, так как необходимо сформулировать итоги работы. Различают следующие типы заключительной части: сводка всего сказанного в контрольной работе; выводы из всего сказанного; практические предложения и рекомендации.

4. Написание работы. После того, как закончена библиографическая работа, уточнён план, определены хронологические рамки темы, изучены литература и источники, студент приступает к основной работе – написанию текста. При наличии развёрнутого плана, выписок, цитат, справочного материала, процесс написания намного облегчается. Свидетельством профессиональной подготовленности студента, наряду с освоением научных дисциплин по основной специальности, является грамотное оформление самостоятельной учебной работы.

Оформлениеработы.

 

  • доклад должен иметь титульный лист, на котором даются сведения о студенте (см.: Приложение 1.)
  • на следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов;
  • каждый раздел, соответствующий плану, начинается с новой страницы и имеет заголовок;
  • внутри разделов новые сюжеты выделяются абзацами, каждый из которых пишется с красной строки;
  • не допускаются сокращения названий, слов, не принятые в литературе;
  • каждая страница имеет поле (3 – 4 см.);
  • страницы должны быть пронумерованы;
  • текст пишется от руки аккуратным разборчивым почерком, либо набирается на компьютере;
  • справочный материал, таблицы, графики, рисунки, репродукции, карты и т.д. помещаются в тексте работы или в приложении (со ссылкой на него в тексте);
  • список литературы (библиография), составленный в соответствии с основными библиографическими требованиями (см.: Приложение 2)., приводится в конце работы.
  • работа должна быть подписана с указанием даты её выполнения.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.

1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарных наук.

    1. Культурология как научная дисциплина. Методы культурологического исследования
    2. Этапы становления содержания культуры.
    3. Информационно-семиотическое понимание культуры.
    4. Морфология культуры.
    5. Культурогенез.
    6. Типология культуры.
    7. Структура и состав культуры.
    8. Язык, символы, коды культуры.
    9. Межкультурные коммуникации.
    10. Субъект культуры. Социальные институты культуры.
    11. Культурные традиции и культурная модернизация.
    12. Культурная картина мира.
    13. Культурная идентичность.
    14. Аксиологическая трактовка культуры.
    15. Функции культуры. Инкультурация и социализация.
    16. Социодинамика культуры.
    17. Национальная и этническая культуры.
    18. Массовая и элитарная культура.
    19. Специфические и «срединные» культуры.
    20. Локальные культуры.
    21. Мир человека как культура. Культура и личность.
    22. Постмодернизм.
    23. Культура, природа, общество.
    24. Искусство как феномен культуры.
    25. Религия и наука в контексте культуры.
    26. Восточные и западные, северные и южные типы культуры.
    27. Место и роль России в мировой культуре.
    28. Технологическая культура. Техника как социокультурное явление
    29. Инженерная деятельность в контексте культуры.
    30. Теория цивилизаций.
    31. Культура и контркультура.
    32. Социальная культура.
    33. Культурная универсализация в мировом современном процессе.
    34. Культура и глобальные проблемы современности.

 

Во время зачёта разрешается пользоваться программой учебного курса «Культурология». Ответ должен быть конкретным и обстоятельным. Студент должен уметь дать аргументированную оценку, отражающую собственное мнение по излагаемым проблемам.



2015-11-10 1986 Обсуждений (0)
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1986)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)