Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ



2015-11-10 864 Обсуждений (0)
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  • Агон (от греч. agonia – борьба) – отличительная черта греческой культуры – неудержимое стремление древних греков к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни.
  • Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого; многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации; целенаправленное заимствование и освоение культурных институтов одного общества другим.
  • Аксиология (от греч. axia – ценность,logos – учение) учение о ценностях, их происхождении, типах и видах.
  • Альтруизм (от фр. аltruisme;. лат. alter – другой) – готовность личности бескорыстно жертвовать своими интересами ради интересов другого человека или социума.
  • Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. В отличие от социальной антропологии, для неё характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. На первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи от поколения к поколению. Её задача – построить теорию человека как творца и носителя культуры с учётом изменчивости его сущности в конкретно-историческом многообразии культур и с опорой не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию.
  • Артефакт – (от лат. arte – искусственный и factus- сделанный) – термин обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание: предметы, вещи, технические орудия, жилище, одежда, хозяйственная утварь, дороги, созданные людьми; любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории, суеверия, произведения искусства – всё то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества. .
  • Архетип (от греч. arche– начало и typos - образ) – термин психологии К. Юнга. Используется для обозначения общечеловеческих праобразов, выступающих источником мифологий, религий и искусства.
  • «Вторая природа» - трудовая деятельность человека, в процессе которой он создаёт то, чего нет в природе. Результатом её является «очеловечивание» природы и самого человека, то, что создано трудом и знанием человека.
  • Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевлённую гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.
  • Деятельность - целенаправленность, рационально осмысленная активность, являющаяся специфически человеческой формой отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение мира.
  • Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате взаимодействия внешних и внутренних сил.
  • Диффузия – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимного проникновения культурных черт разных сообществ.
  • Духовная культура – совокупность творческого опыта человека, воплощённого в материальных элементах, которые существуют в сознании людей, реализуются через их общение и отражают конкретно-исторический уровень нравственного развития человека.
  • Духовность – одна из основополагающих ценностей общества, определяемая как специфически человеческая способность постигать и развивать высшие идеалы культуры.
  • Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
  • Игра – термин, характеризующий широкий круг деятельности людей, сопровождающийся переживаниями удовольствия и не имеющий практически утилитарного значения; форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёртывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучений (Й. Хейзинга) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д. .
  • Инверсия ( от лат. inversio –перестановка) – частный случай циклических культурных изменений, которые совершаются по типу так называемых маятниковых качаний от одного полюса к другому и обратно. Возникает, как правило, в обществах, где не сложилось устойчивого культурного ядра. Возврат к прежней системе ценностей в человеческом обществе не может быть тотальным, поэтому инверсии в чистом виде как таковой не бывает.
  • Инкультурация – процесс освоения человеком-членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.
  • Интеграция – соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое целостное культурное явление, отличающееся от исходного качественным своеобразием.
  • Интертекст - основной вид и способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

· Канон – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

  • Катарсис – (от греч. catarsis – очищение) – термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через страдание и сострадание.
  • Кич - этимология слова имеет несколько версий: 1) От нем. музыкального жаргона начала ХХ века – по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. – «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) - специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишённого художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.
  • Код культуры – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.
  • Коллективное бессознательное – термин психологии К. Юнга. Определяется как сверхличное начало, представляющее собой совокупность общечеловеческих первообразов, передающихся по наследству и определяющее универсальные образцы поведения людей.
  • Контркультура – термин, характеризующий совокупность культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных господствующей культуре.– религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
  • Креативность (от лат. creative –творческий, cratio – создание) – характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры; способность осуществить нечто новое: решение проблемы, метод или инструмент, произведение искусства
  • Креацинизм
  • Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия.
  • Культурно-исторический тип - термин, предложен Н.Я.Данилевским для характеристики единства религиозного, социально-бытового, промышленного, политического, научного и художественного направлений развития.
  • Культурные универсалии – фундаментальные решения ключевых жизненных проблем, с которыми сталкивается человечество в той или иной форме во всех культурах: календарь, число, имя, семья.
  • Культурогенез процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
  • Материальная культура– мир вещей и предметов, созданных трудом человека, являющихся воплощением его идей, творчества, знаний.
  • Маргинальностькачественное состояниечеловека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграции, межэтнические браки и др.) на грани двух культур: они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.
  • Массовая культура – понятие обобщённо выражает состояние культуры с середины ХХ в., подчёркивая её групповой характер. Ей присущи: развитие средств массовой коммуникации, коммерциализация производства и распределения духовных благ, повышение уровня образованности масс, увеличение времени досуга.
  • Мимесис (от греч. mimesis подражание)- способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.
  • Мировая культура - синтез лучших достижений национальных культур, отражающий общеродовые взаимосвязи человеческого общества.
  • Миф (от греч. myphos – предание) – первичная форма духовной культуры, самое древнее идеологическое образование человечества, имеющее синкретический характер, в котором переплетаются элементы религии, философии, науки, искусства в их зародышевом состоянии.
  • Модель культуры – абстрактное понятие эталона или образца какой-либо культуры, представление самых общих характеристик как общественного феномена; общая схема теоретического описания той или иной культуры.
  • Морфология культуры (от греч: morphe – форма, logosучение) – наука, изучающая типичные формы культуры, существующие в обществе самостоятельно и независимо от человека: традиции, общественные институты и др.
  • Нарратив – глобальное культурное явление: эпоха, направление в социокультурной жизни, система ценностей, разделяемая как элитами, так и массами.
  • Национальная культура – синтез культур различных слоёв, групп и классов исторически сложившейся общности людей, характеризующейся единством территории и экономической жизни.
  • Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Понятие развивали П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В. Вернадский.
  • Норма – способ регуляции поведения, вырабатывающий меру допустимости поступков и предполагающий добровольное приятие во имя сознательного сотрудничества людей.

· Праксеология (от греч. praksis –действие, logos – учение; польск .prakseologia) – наука о нормах и принципах эффективной и правильной деятельности, продуктивной работы, результативности труда.

  • Профессиональнаякультура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
  • Реминисценция – заимствование отдельных элементов из предшествующих литературных и др. источников с некоторым изменением элементов; смутное воспоминание; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо; отзвук иного произведения в поэзии, музыке и пр.
  • Русскийкосмизм - теория, появившаяся в России и ставящая в тесную связь культурную историю человечества с космическими явлениями и теологическими процессами. Представители: К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.
  • Секуляризация (от лат. saecularis – светский) – процесс освобождения различных сфер общественной жизни, индивидуального и группового сознания, деятельности, и поведения людей от влияния религии. Падение влияния религии выражается в изменении её места в обществе, сужении круга выполняемых ею функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственных отношений, изъятие образования из ведения церкви, развитие светского искусства и морали.
  • Семиотика (семиология) (от греч. semiotike- учение о знаках) – научная дисциплина, предметом которой являются общие принципы, лежащие в основе структуры всех знаков с учётом их использования в составе сообщений, а также особенностей различных знаковых систем и сообщений (естественные языки, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т.п.). Её разделы: 1) синтактика – изучает соотношение знаков друг с другом; 2) семантика - изучает соотношение между знаком и его смыслом; 3) прагматика – изучает отношение знаков с их отправителями и контекстом знаковой деятельности.
  • Символ (от греч. symbolon) – 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определённой общественной группы; 2) предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
  • Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.
  • Срединная культура устойчивая и противоречивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обуславливающая единство и целостность духовной его жизни. Формирование такого ядра культуры снимает напряжённость оппозиционных ценностей, устраняет угрозу раскола и радикальной инверсии в динамике общества. В её рамках формируется устойчивый нравственный идеала, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени.
  • Текст (от лат. tekstum-ткань, сплетение) – последовательность символов, образующих сообщение. В семиотике представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.
  • Техника – совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой..
  • Техногенность, техногенный характер современной цивилизации – выдвижение техники и технологии на первый план, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентаций подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации.
  • Технократизм – стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии; при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни.
  • Технология – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения
  • Традиции культурные (< лат. Tradition - передача, предание) - стороны, элементы целостного многовекового процессов развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур; осуществляют связь времён и знаменуют избирательное овладение культурным наследием предшествующих поколений во имя решения современных социокультурных задач, поэтому им необходимо сопутствуют новации.
  • Традиционная культура – культура, которая имеет безавторское происхождение, воспринимается как искони существующая и предаётся путём устной и невербальной коммуникации; изменение в традиционной культуре происходит медленно, постепенно и не фиксируется этническим коллективным сознанием.

Трансцендентное – то, чтонаходитсяза пределами чувственного опыта, эмпирическогопознания.

  • Синкретизм (от греч.synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо.
  • Субкультура узкие культурные миры, формирующиеся по профессиональному, возрастному и другим признакам, внутри которых складывается собственная система ценностей.
  • Теургия – (от греч.theurgiaбожественное действие, чудо) – в традиционном значении: искусство входить в связь с Богом и духами с помощью особых действий и слов. В русской философии: творческая реализация человеком божественного начала, или деятельное уподобление себя Богу-Творцу.
  • Типология - способ научного показания, в основе которого лежит расчленённая система объектов и их последующая группировка с помощью обобщающей модели.
  • Трансферт – заимствование внешних образцов одной культуры у другой без глубокого их внутреннего усвоения и насущной необходимости в них.
  • Трансформация – совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственно приводящих социокультурную среду к принципиально новому качественному состоянию.
  • «Третья природа» - человек как творец активно преобразующей деятельности с присущим ей значением, нормами, ценностями, идеалами, то есть смыслами.
  • Универсалии культурные – своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, обряды и др. Назначение их усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базисных (физиологических, психологических и социальных) потребностей человека.
  • Феноменыкультуры – сделанные человеком вещи, рождённые им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий.
  • Ценности – коллективно и индивидуально вырабатываемые определения объектов мира, направленные на выявление их культурной значимости для человека и общества.
  • Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – синоним культуры; ступень развития материальной и духовной культуры; хозяйственно-технические и социально-политические сферы предметной деятельности людей, ограниченные временными рамками и пространственными границами; состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека; крупные межнациональные сообщества людей, объединённых общими духовными ценностями, имеющие особые устойчивые черты в социально-политической, экономической, культурной жизни и развивающие у своих представителей психологическое чувство принадлежности к данному сообществу.
  • Эвдемонизм – учение о счастье как мотиве человеческих культурных стремлений и преобразований.
  • Элитарная культура профессионально создаваемая по заказу и обслуживающая потребности правящего меньшинства культура, в рамках которой формируется особый стиль жизни.
  • Эмпатия (от англ. еmpaty –сочувствие, сопереживание) - отождествление себя с объектом интереса, всецелая вовлечённость в воспринимаемое.
  • Этнос (от греч.ethnos - народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.
  • Этология (греч. ethos – обычай, нрав, характер + …логия) – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях.
  • Этос (от греч.ethos- обычай, нрав, характер) – обобщённая характеристика культуры данной социальной группы или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
  • Ядро культуры – ценности, значения, символы, нормы, относящиеся к родовым свойствам, то есть являющиеся общими для всех времён и для всех обществ.

 

  Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Ухтинский государственный технический университет Кафедра истории и культуры     ДОКЛАД по культурологии   Студента(ки) ________ курса, __________ группы   Фамилия, имя, отчество   Тема_____________   Ухта 2007

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1. Образец титульного листа.

 

Приложение 2 гииМатериалы для подготовки к тестированию по культуроло

1.Госстандарт по культурологии для технических специальностей.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная само идентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

 

2. Структура АПИМ, ориентировочный список вопросов к зачёту и демонстрационный вариант

Дисциплина: Культурология

Время выполнения теста: 45 минут

Количество заданий: 20

Тематическая структура АПИМ

 

№ ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС № задания Тема задания
Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука и учебная дисциплина
Структура культурологии
Социальные функции культурологии
Культурология в системе гуманитарного знания: культурология и философия культуры, социология культуры, культурология и культур. антропология, история культуры
Основные понятия культурологии Понятие культуры, её структура и функции. Культура и цивилизация
Становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры
Человек как субъект культуры
Культура как смысловой мир человека
Типология культуры Типология культур: этническая и национальная, элитарная и массовая культуры
Восточный и западный типы культуры
Историческая типология культур: глобальная и локальные культуры
Профессиональная культура личности
Культура в природном и социальном пространстве Культура и природа
Культура природопользователя. Культурное вмешательство в природу человека
Общество и культура. Духовная культура общества
Культура социальной сферы жизнедеятельности общества
Человек в современной культуре Основные тенденции развития современной культуры. Культурная модернизация
Культура и глобальные проблемы современности
Интеллигенция в модернизирующемся обществе
Постмодерн как феномен культурыXX в.

 

3. Ориентировочный список вопросов к зачёту по культурологии.

(группы дневного обучения)

 

  1. Общее понятие о культуре. Культурология как наука о культуре. Актуальность данной науки.
  2. Культура как сложное понятие. Его основные научные аспекты. Отличие культурологии от других наук.
  3. Функции культуры. Понятие о контркультуре. Отношения между культурой и контркультурой..
  4. Три формы культуры (физическая, материальная, духовная). Их общая характеристика.
  5. Основные категории материальной культуры. Основы её стратификации.
  6. Три типа культуры (личная, коллективная, общая). Их общая характеристика..
  7. Культура личности. Адаптация, автоматизм, характер и опыт как формы проявления личностной культуры.
  8. Понятие закона в культурологии. Основные законы и методы культурологии. Культурология и культуроведение.
  9. Понятие теории в культурологии. Основные теории культуры.
  10. Культура как образ деятельности. Язык – основа культуры и деятельности. Понятие о знаке. Знаки и символы в культуре.
  11. Принципы (ценности), нормы и правила монологической деятельности. Понятие открытой логичности.
  12. Принципы (ценности), нормы и правила диалогической деятельности.
  13. Культура как информация. Понятие об информативной культуре.
  14. Текст как носитель информации. Свойства и типы текстов.
  15. Общая характеристика текстов официально-делового стиля.
  16. Справочно-информативные тексты. Их культурная типология.
  17. Аннотация как вторичный текст. Цели и объекты аннотирования.
  18. Реферат как вторичный текст. Три типа рефератов. Ценности, нормы и правила реферирования.
  19. Конспект как вторичный текст. Типы конспектов. Ценности, нормы и правила конспектирования.
  20. Основы деловой культуры. Понятие документа, его общая ценностная характеристика. Виды и типы документов.
  21. Понятие делового протокола. Правила современного делового протокола.
  22. Формы представления личностной информации в деловой и художественной культуре, их общая характеристика.
  23. Семья как феномен культуры.
  24. Ценности, нормы и правила семейной жизни в различных культурах.
  25. Школа как феномен культуры. Образование как культурная ценность.
  26. Культура и время. Общая культурологическая периодизация истории. Основы периодизации.
  27. Общая характеристика доисторической культуры и культуры античности.
  28. Общая характеристика культуры средневековья.
  29. Общая характеристика культуры нового и новейшего времени.
  30. Общая характеристика русской культуры.
  31. Актуальные проблемы современной российской культуры.
  32. Ценности и идеалы русской культуры.
  33. Культура и вера. Русское православие в контексте современной культуры.

 

Задание № 1.

В число культурологии не входит

Варианты ответов:

  • разрешение проблем социокультурной динамики
  • исследование культурных кодов и коммуникаций
  • анализ культуры как системы феноменов
  • исследование социальной структуры

 

Задание № 2.

Структура современного культурологического знания включает…

Варианты ответов:

  • историю культуры, социологию культуры, историческую и прикладную культурологию
  • онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства и культуры
  • философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию
  • цивилиографию, историю европейской и отечественной культуры

 

Задание №3.

Объяснительной функцией культуры является…

Варианты ответов:

  • воспроизведение культурной системы изнутри
  • включение объекта в контекст или общее поле культуры
  • сведение к понятному
  • сравнение различных объектов культуры

 

Задание №4.

Для терминов «историческая культурология» и «история культуры» справедливо утверждение о том, что…

  • это – тождественные понятия, историческая культурология, как и история культуры изучает историю материальной и духовной культуры
  • это – нетождественные понятия, историческая культурология объединяет культурологические подходы к истории культуры, она более теоретична
  • существует только «историческая культурология»
  • существует только история культуры, «историческая культурология» - некорректный термин, ведь «неисторической» культурологии не существует

 

Задание №5.

Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является…

Варианты ответов:

  • установление коммуникативных связей
  • исполнение нормативных актов
  • приспособление личности к окружающей среде
  • социализация личности

 

Задание №6.

Термин «культурогенез» означает…

  • период стагнации культурного развития
  • период упадка в процессе культурного развития
  • процесс возникновения, становления культуры
  • процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры

 

Задание №7.

К процессу инкультурации не относится

Варианты ответов:

  • усвоение этикетных норм поведения в различных жизненных ситуациях
  • включение в систему исполнения социальных ролей
  • освоение ценностных ориентаций общества
  • знакомство с господствующими символами, религиями, модой.

 

 

Задание №8.

Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени, - это …

Варианты ответов:

  • обычай
  • ритуал
  • традиция
  • обряд

 

Задание №9.

Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усреднённого потребителя» является_________культура

  • коммерческая
  • массовая
  • потребительская
  • популярная

 

Задание №10.

Основанием китайской государственности является семья, которая не могла придерживаться соблюдения следующего устоя…

  • праведный суд, защита «убогих» и «вдовиц» от чинимых им притеснений
  • долг сына – почитать родителей
  • старшие братья – питать к младшим дружеское расположение, младшие к старшим – уважение
  • отец должен следовать Долгу и Справедливости, мать источать милосердие

 

Задание №11.

В основе древних культур лежали религиозные догматы. Укажите, догмат какой религии изложен в следующем отрывке:

«Знайте, что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их потемневшими, напоследок делаются сухими стеблями. Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение».

Варианты ответов:

  • христианство
  • буддизм
  • синтоизм
  • ислам

 

Задание №12.

В структуру профессиональной культуры не входят

Варианты ответов:

  • доминирующие формы затратно-компенсационной модели трудового поведения
  • конкретные способы соединения работника с технологическим субстратом
  • конкретные алгоритмы, формы и способы реализации профессиональной активности
  • история, теория культуры

 

Задание №134.

Философская мысль провела жёсткое разграничение между природой и культурой в …

Варианты ответов:

  • XVIII веке
  • эпоху средневековья
  • культурологии конца XX века
  • древнеримскую эпоху

 

Задание №14.

«Отсутствует чёткая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей», - полагают исследователи направления, называемого …

Варианты ответов:

  • позитивизм
  • семиотика
  • философия жизни
  • этология

 

Задание №15.

Культура передаётся…

Варианты ответов:

  • посредством механической трансляции знаний
  • посредством особого внебиологического механизма наследования и памяти
  • через мировую художественную культуру и искусство
  • по наследству ( т.е. генетически)

 

Задание №16. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам – это …

Варианты ответов:

  • сегрегация
  • геноцид
  • дискриминация
  • депортация

Задание №17.

Для массовой культуры не характерно

Варианты ответов:

  • паразитирование на народной и высокой культуре
  • соответствие вкусам широкой публики, доступность
  • высокий уровень и качество
  • принцип: «создаётся не народом, но для народа»

 

Задание №18.

Терпимость к чужим мнениям и верованиям называется …

Варианты ответов:

  • дипломатичностью
  • реакцией
  • толерантностью
  • молчанием

 

Задание № 19.

Славянофилы – это представители …

Варианты ответов:

  • русского народа, старавшегося противостоять засилью Запада и наплыву в Россию инородцев
  • интеллектуального движения, выступавшего против идей русской самобытности
  • политического движения в России XXI века
  • интеллектуального движения в России XIX века, отстаивавшего идеи русской самобытности

 

Задание №20.

Первые признаки художественной культуры постмодернизма возникли в …

Варианты ответов:

  • американского кино 1980 – х гг.
  • французской живописи 1970 – х гг.
  • итальянской архитектуре в конце 1950 – х гг.
  • английской музыке 1960 – х гг.

 

 

Приложение3. Образцыбиблиографическогоописания.

Библиографическое описание – совокупность данных о важнейших признаках определённого издания или публикации (автор, заглавие, место и год издания). Среди существующих способов расположения литературы для контрольной работы наиболее оптимальным является алфавитное.

 

Алфавитное расположение литературы в списке.

Соблюдается строгий алфавит фамилий авторов (по первой и последующим буквам). Работа одного автора располагается либо в алфавите названий работ, либо в хронологическом порядке. Труды учёных однофамильцев располагаются по алфавиту их инициалов.

 

Книги с одним и двумя авторам (3 и более – после 2-х – и др.).

 

Усамбаев А. Человек и тигр. – М.,1986 –120 с.

Фёдоров Д.И., Смирнов И.Г. Верный друг. – М., 1938 –66 с.

Петров В.А., Ивано



2015-11-10 864 Обсуждений (0)
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (864)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)