Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Мир человека как культура



2015-11-10 817 Обсуждений (0)
Тема 6. Мир человека как культура 0.00 из 5.00 0 оценок




Индивидуальный мир культуры. Структура индивидуальной культуры. Основные элементы индивидуальной культуры: телесная и эротическая культура, интеллектуальная, психологическая культура, нравственная, политическая, правовая, мировоззренческая, эстетическо-художественная, религиозная, профессиональная и пр.

Человек-творец и творение культуры.Многообразие отношений к миру. Ментальность как интегральная характеристика индивидуального мира культуры, проявление менталитета в трудовой, правовой, нравственной, обыденной и др. сферах культуры. Соотношение индивидуального мира культуры и культуры общества. Личность как ценность и мир ценностей личности. Л.Уайт, М.Мид, Р.Бенедикт о проблеме личностной культурной идентификации.

Проблема культурного самосовершенствования личности.Культура индивида каксамосознание,самообразование, самовоспитание. Смысл культурного творчества человека. Античная формула «познай самого себя». «Последние» вопросы бытия и их ритуализация в культурах. Проблемы любви. Человеческая телесность и эрос. Понятие судьбы в контексте разных культур.

Культура и образованность.Модели «культурного человека», их эволюция. Проблема идеала человеческой жизни. «Учительство» как проблема культуры и её исторической памяти и «лжеучительство» как форма отрицания культурного наследия. Интеллигентность и интеллигенция: высота духа или трагедия разума.

 

Тема 7. Искусство как феномен культуры.

Художественная культуракак составная часть социокультурного пространства. «Пограничные» области художественной культуры (феномен моды, отдельные виды спорта, компьютерная графика, новые виды искусств). Соотношение художественной культуры и искусства.

Проблема происхождения искусства: «имитативная теория», искусство как мимесис (Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О.Конт, Ж.Даламбер); искусство как реализация «инстинкта украшения» (Ч.Дарвин, О.Вейнигер, К.Грос); игровая концепция происхождения искусства (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.В.Плеханов); искусство как способ социализации личности (Л.С.Выготский). Синкретизм первобытного искусства.

Социокультурные смыслы искусства.Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, информация, отражение действительности, гедонизм, игра, познание и т.д. Полифункциональность искусства в системе человек-культура. Познавательная, коммуникативная, компенсаторная, гедонистическая, идеологическая, эстетическая, информативная, знаково-символическая модель искусства. Система наук об искусстве.

Специфика искусства как элемента культуры. Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры (экономикой, политикой, философией, религией, наукой, техникой). Искусство элитарное и массовое. Проблема «дегуманизации искусства» (Х.Ортега-и-Гассет). Искусство и политика. Художественное и научно-техническое мышление.

Представление о красоте как сущности искусства (восточные и западные культуры). Синхронизация и десинхронизация кризисов в искусстве и других областях культуры. Типология искусства: реалистическое и условное. Классика и модернизм. Новая художественная картина мира в современных направлениях и жанрах искусства (кубизме, сюрреализме, супрематизме, фовизме, абстракционизме, примитивизме и др.). Система и виды искусств. Принципы классификации искусств (Аристотель, Гегель, современные исследователи). Проблема взаимодействия и синтеза искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру.

 

Тема 8. Религия и наука в контексте культуры.

 

Специфика культурологического изучения религии и науки.Научная, религиозная и художественная картина мира. Мифологемность человеческого сознания. Концепции изучения мифа Дж. Фрезера, Б.Малиновского, З.Фрейда, К.Юнга, К. Леви-Строса, А.Лосева, С.Аверинцева. Магия как предшественница науки и религии (Дж. Фрезер ). Проблема генезиса науки и религии. Вычленение науки и религии из синкретической культуры.

Религия как специализированная форма культуры,определяющий фактор духовной жизни. Религиозное и светское начало в культуре. Религия как интуитивный способ познания мира, иррациональное осмысление бытия. Вера как основа религии и религиозности. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация. История мировой культуры как борьба различных видов религиозной веры: «радикального монотеизма», «политеизма», «генотеизма» (Р.Нибур). Теория «панрелигиозности культуры» Б.Меланда. Культурная типология религий: племенные, национальные, мировые. «Теистические» и «нетеистические» религии. «Автономия», «гетерономия» и «теономия» культуры (П.Тиллих). Типология религиозных групп: «церковь», «секта», «мистическое сообщество» (Э.Трельч). Воздействие религиозного сознания на формы культурной жизни общества.

Наука как культурный феномен.Научное и мифологическое мышление. Протонаучный, архаичный, античный, средневековый, новоевропейский и современный периоды. Наука как система; как социальный институт; как деятельность. Модели научного знания: классическая, неклассическая, неоклассическая. Проблема соотношения религиозного и научного знания и истории культуры. Сциентизм и антисциентизм. Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии научности. Специфичность естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Этический императив учёного.

Социокультурные смыслы науки и религии.Вера и знание. Наука и религия в свете динамических сдвигов в структуре культуры. обновления её ценностного ядра. Познавательные модели мира (теистические, схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая). Сравнительный анализ религиозной и научной картины мира в динамике цивилизаций и культур. Научные революции и религиозное сознание. Взаимодействие религии и науки с другими элементами культуры.

 



2015-11-10 817 Обсуждений (0)
Тема 6. Мир человека как культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Мир человека как культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (817)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)