Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы определения емкости рынка



2015-11-10 3983 Обсуждений (0)
Методы определения емкости рынка 4.67 из 5.00 3 оценки




Для оценки потенциального или реального объема реализации товаров при сложившейся конъюнктуре рынка необходимы замеры емкости рынка.

Под емкостью понимается количество товаров, которое способны приобрести покупатели за определенный срок и при данных условиях.

Емкость рынка – совокупный объем реализации товара, определяемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен. Величина емкости рынка может отличаться от суммарного объема производства данного товара внутри региона, из-за существования импорта и экспорта.

С другой стороны величина емкости рынка может не соответствовать совокупному объему потребления данного товара из-за возможности скопления запасов этого товара у потребителей, либо из-за частичного производства товара в условиях натурального хозяйства. Определить емкость какого-либо рынка можно тремя способами:

I. оценив объем предложения (производства) товара. На практике такой расчет может быть затруднен из-за сложности определения суммарной выручки от реализации рассматриваемой группы продукции. Это касается рынков таких товаров, производством которых заняты тысячи фирм , большинство из которых малые – рынок мебели (4-5 млрд. долл в розничных ценах), рынок одежды, обуви, недвижимости, строительных материалов и др. рынки сырья, оборудования, капитального строительства и т.п. достаточно прозрачны, и оценивать их емкость нужно со стороны производства;

II. оценив объем потребления (чаще всего на основании данных статистики);

III. оценив рынок по отношению к известному – более крупному или по аналогии.

В рамках каждого способа может быть несколько специальных методов расчета:

1. Определение емкости рынка страны по сумме ее источников.

где Пр – общий объем производства продукции;

Эг, Энг – величины экспорта продукции государством и негосударственными торговыми организациями;

Имг, Имнг – государственный и негосударственный импорт;

Опн, Опк – данные об остатках продукции на начало и конец периода на складах производственных организаций;

Отн, Отк – данные об остатках продукции на начало и конец периода на складах торговых

организаций;

Згн, Згк – государственные запасы продукции на начало и конец периода.

Данный метод расчета можно назвать балансовым. Упрощенная его формула выглядит следующим образом:

2. Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели (Иn). Панель создается из предприятий

розничной торговли, которые периодически принимают участие в опросах.

где Оiн, Оiк – остатки продукции на складах каждогомагазина на начало и конец исследуемого

периода;

Пi – объем продаж за этот же период;

Кn– количество розничных магазинов, входящих впанель.

Индекс панели показывает средний объем продаж одного участника панели и является ее динамической характеристикой.

где Кобщ – общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией;

t – период за который собираются данные по панели, мес.

3. Определение среднегодовой емкости рынка на основе данных об интенсивности потребления товара.

или

где N – число потребителей продукции;

q – кратность покупок/продаж (средняя величина потребления/продаж на одного потребителя за один цикл эксплуатации);

tэкс – средняя продолжительность полного цикла эксплуатации товара;

k – количество циклов эксплуатации за период (год).

4. Определение емкости на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж. Всех потребителей можно разделить на тех, кто:

̶ впервые приобретает данную продукцию (они формируют рынок первичных продаж);

̶ повторно покупает товар на замену старого (формируют рынок повторных или вторичных продаж);

̶ приобретает второй, третий и т.д. экземпляры товара дополнительно к уже имеющимся (рынок дополнительных продаж).

Повторные и дополнительные продажи могут иметь место лишь в том случае, если были первичные. Однако на рынке в целом в каждый фиксированный момент времени присутствуют все три типа покупателей. Первичные продажи являются ключевым параметром, определяющим расширение границ рынка. Его измерение производится на основе прогнозирования количества новых потребителей товара. Данные о повторных продажах могут быть получены из анкет, интервью. Дополнительные продажи зависят от роста доходов потребителей и потребительской ценности дополнительного товара.

где Еперв – емкость рынка первичных покупок;

Еповт – емкость рынка повторных покупок;

Едоп – емкость рынка дополнительных покупок.

5. Метод пропорции – состоит в определении доли (или пропорции), которую занимает интересующий нас рынок в более крупном (или сопоставимом) и более надежно оцененном рынке. Так мировой рынок рекламы в 2001 г. оценивался в 400-500 млрд. долл., российский рынок рекламы – в 1,7–1,8 млрд. долл. Эти оценки достаточно надежны, и можно с уверенностью сказать, что российский рынок составляет 0,35-0,45% т мирового рекламного рынка. Если потребуется определить емкость российского рынка маркетинговых исследований и консалтинга на основе известной емкости мирового рынка данных услуг (12-13 млрд. долл.) с допущением, что доля России на этом рынке такая же как и на рынке рекламы, то емкость будет оценена в 45-55 млн. долл.

Модифицированным вариантом этого метода оценки является метод вмененных коэффициентов.

где Ех – известная с достаточной степенью достоверности емкость другого рынка;

К1, К2, Кn – понижающие или повышающие коэффициенты - отражают влияние факторов на

потребление данного товара. Оптимальное количество коэффициентов – 3-4. Минимальное – 2, максимальное – 5.

Например, в Москве реализуется еженедельно около 50 тыс. экземпляров журнала «Эксперт». Какова емкость рынка этого журнала в Казани? В качестве факторов, влияющих на спрос на деловые журналы, следует взять численность населения, покупательскую способность, интерес к деловым изданиям. Численность Москвы и Казани соотносится в пропорции 15 к 2, т.е. К1 = 0,133. остальные коэффициенты потребуется определять экспертным путем. Предполагая, что покупательская способность населения Казани в 1,5 раза ниже, чем в Москве, и уровень интереса к деловым изданиям на 20% ниже, получаем значение К2 = 0,7, К3 = 0,8. Соответственно емкость рынка:

Как видно, замеры емкости рынка носят вариантный характер и их результаты зависят от используемых при расчете формул. Одновременное применение нескольких подходов повышает вероятность получения точных результатов и при нехватке информации является практически единственной приемлемой альтернативой.



2015-11-10 3983 Обсуждений (0)
Методы определения емкости рынка 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Методы определения емкости рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3983)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)