Характеристика экономической конъюнктуры и конъюнктурных исследований
В условиях рыночных отношений, при наличии огромного количества факторов субъективного воздействия на предпринимательскую деятельность, любое развитие бизнеса невозможно без оценки и прогнозирования конъюнктуры. В общем смысле конъюнктура (от лат. conjungere - соединяю, связываю) – совокупность условий, взятых во взаимосвязи; переходящая ситуация, обстановка. Используемые в зарубежной литературе понятия «маркетинговая среда» и «исследование рынка» в отечественной литературе объединяют понятием «экономическая конъюнктура». Экономическая конъюнктура – это форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии в конкретном историческом периоде, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамике цен. К чертам экономической конъюнктуры следует отнести: 1) непостоянство – изменчивость, частые колебания под воздействием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных факторов. Главная ее причина – циклический характер экономики; 2) неравномерность – динамика различных показателей совпадает по направлению, но не совпадает по темпам; 3) противоречивость – различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций - подъеме и о спаде. Иными словами, конъюнктура рынка – сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам, и характеризуется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры делают результаты широкое использование статистических методов сбора и анализа информации о состоянии рынка. Можно рассматривать экономическую конъюнктуру на разных уровнях. На уровне экономической системы в целом говорят об общехозяйственной конъюнктуре. На уровне отдельных рынков изучается конъюнктура товарного рынка. Поэтому изучение конъюнктуры может быть как интегрированным, так и дифференцированным по локальным рынкам. Принципы конъюнктурных исследований: ̶ системный, комплексный подход предполагает использование различных и взаимодополняющих источников информации, одновременный учет положения на рынках смежных, потребляющих, конкурирующих отраслей; ̶ сопоставимость показателей различных явлений в динамике; ̶ учет специфики развития конъюнктуры отдельных товарных рынков в сравнении с общехозяйственной конъюнктурой. Как правило, запаздывает по отношению к общей конъюнктуре производство средств производства, тяжелая промышленность, совпадает – конъюнктура сырьевых рынков, рынков товаров широкого потребления, опережает – строительство. Процедура конъюнктурного исследования включает в себя следующие этапы: 1) определение объектов исследования и их основных черт и особенностей; 2) сбор и накопление конъюнктурной информации по основным показателям; 3) диагностика конъюнктуры; 4) разработка прогноза конъюнктуры. Основными требованиями, предъявляемыми к конъюнктурным исследованиям, являются: объективность, целенаправленность, комплексность, непрерывность. Рыночная конъюнктура формируется и развивается под воздействием многих взаимодействующих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Конъюнктурообразующие факторы классифицируются: I. По периоду возникновения: a) временные – мода, сезонность, форс-мажор, политические кризисы; b) постоянно действующие: ̶ циклические (мода, сезонность); ̶ нециклические – НТП, воздействие государства на экономику, социальная политика государства. II. По направленности воздействия: a) стимулирующие; b) сдерживающие (тормозящие). III. По предсказуемости: a) прогнозируемые, которые можно предвидеть – мода, направления развития НТП, методы государственного регулирования; b) стихийные (непредсказуемые) - открытие новых месторождений полезных ископаемых, стихийные бедствия. IV. По сфере происхождения: a) экономические; b) политические; c) социальные; d) природные; e) научно-технические. V. По принадлежности к изучаемому объекту (трудно разграничить): a) эндогенные (внутренние) – обусловлены закономерностями развития изучаемого объекта; b) экзогенные (внешние) – обусловлены развитием объектов вне изучаемого. VI. По продолжительности действия: a) долговременного действия (8-10 лет); b) среднесрочного действия (3-7 лет) определяются циклическими факторами; c) краткосрочного действия (1-2 года) – погодные условия, политические и социальные конфликты. Первопричиной всех конъюнктурных колебаний является циклический характер развития рыночной экономики, поэтому необходимо знать характерные признаки каждой фазы цикла. Кризис – совокупный спрос, совокупное предложение, цены имеют падающую динамику. Депрессия – падение приостановлено, но увеличения нет. Оживление – растущая динамика, в первую очередь на рынках сырья и машин и оборудования. Подъем – совокупный спрос, совокупное предложение, цены на все товары растут, затем стабилизируются по мере насыщения. Конъюнктура характеризуется и определенной самостоятельностью по отношению к циклу. В фазе подъема, например, может наблюдаться ухудшение конъюнктуры, в период кризиса и депрессии могут наблюдаться всплески деловой активности. Это объясняется тем, что помимо циклических закономерностей на развитие конъюнктуры влияют факторы нециклического характера. Значимость конъюнктурообразующих факторов в формировании рыночной ситуации на товарных рынках различна. Основная сложность связана с тем, чтобы определить влияние отдельных факторов на формирование конъюнктуры.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2986)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |