Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция № 8. Тема 11: Философская антропология



2015-11-10 788 Обсуждений (0)
Лекция № 8. Тема 11: Философская антропология 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Теории происхождения человека.

2. Философия о сущности человека.

3. Понятие ценности.

4. Понятие свободы.

5. Понятие личности.

Естественно-научная теория эволюции жизни на Земле вошла в обыденное сознание и приучила нас к мысли, что человек возник на вершине эволюции жизни на нашей планете. Но каким образом биологическая эволюция привела к появлению человека и нового типа эволюции — истории культуры? В этом суть проблемы антропосоциогенеза — проблемы происхождения человека и общества. Появление человека антропологи называют неолитической революцией. В этот период чисто биологические факторы эволюции - наследственная изменчивость, борьба за выживание и естественный отбор дополняются качественно иными факторами - трудовой деятельностью, появлением языка и новых форм общения. Социокультурные теории антропосоциогенеза утверждают наличие дополнительных движущих сил процесса выделения человека из природы - игры и языка. Развитие телесной организации человека - прямохождение, изменение кисти руки и гортани было связано с использованием предками человека элементарных орудий деятельности. Самая элементарная деятельность по изготовлению орудий труда отличается от самой сложной деятельности животных. Инстинктивная деятельность преобразуется в целеполагающую. Опосредование биологических потребностей потребностями изготовления орудий труда приводит к появлению рефлексии. Рефлексия - это приобретенная психикой способность сосредотачиваться на себе, способность не просто познавать, но и знать, что ты знаешь. Появляется вторая сигнальная система, развивается язык, и человек обретает новую форму бытия в культуре.

Любая культурная деятельность - охота и земледелие, создание семьи и общества не определяется готовыми программами поведения, человек сам соз­дает формы своей деятельности. Отсюда многообразие форм хозяйства, семьи, общественных систем. Чтобы творить, необходим образ творимого, так человек вынужден спрашивать себя, что он есть. Человек является таким сущим, которое изменяет самое себя благодаря познанию. Человек должен найти особую позицию, установку, восприятие, познание, оценку самого себя и окружающего мира, чтобы утвердить себя. Идея человека и его действительная жизнь взаимосвязаны, рефлексия и самосознание - не пустая игра, но необходимые атрибуты создающего себя своими собственными силами существа.

Природа человека не сводится к его разумности, наряду с разумностью су­ществуют и другие сущностные антропологические константы. Биологические, социальные науки, языкознание и этнография к началу XX в. накопили богатый материал, требующий философского осмысления. Макс Шелер писал, что необходимо создание философской антропологии, синтезирующей современные знания о человеке. Смысл поиска определения природы и сущности человека - в нахождении онтологической постоянной человеческой природы. Современная философия пытается найти эту постоянную - в труде (Маркс), в страхе (Кьеркегор), в коммуникации (Ясперс), в свободе (Сартр), в языке (Хайдеггер), в символической деятельности (Кассирер). Человек сегодня не знает, что он есть, но он знает о том, что он этого не знает.

Трудность в определении природы человека сокрыта уже в самой постановке вопроса о "природе". Человек - не "природа" в ряду других "природ" (вещей), его нельзя определить как вещь среди других вещей. Человек - это стремление быть иным. Он "недоволен" своим телом и буквально строит его (бодибилдинг, современная хирургия), он "недоволен" природным и социальным миром и преобразует природу и социальный мир. Человек не есть нечто (определенное), его судьба - выходить за собственные границы. Человек - ничто, которое стремится стать всем, он обречен быть свободным, свобода - его судьба (Жан-Поль Сартр). При таком понимании "природы" человека как может быть представлен смысл жизни? Если свобода - это судьба человека, его онтологический "закон", то его творчество в жизни, искусстве, науке, философии и есть осуществление смысла жизни. Данное понимание проблемы смысла жизни желательно сопоставить с религиозно-философским представлением, например, во взглядах Евгения Николаевича Трубецкого или Семена Людвиговича Франка.

Ценностное освоение человеком действительности - важнейшая форма ду­ховного освоения мира. Можно представить культуру как мир воплощенных ценностей, преобразованную сообразно ценностям природу как самого человека, так и мира. Человеческое бытие не просто физический, биологический процесс, но всегда неразрывно связано с осмыслением собственного бытия. Осмысление буквально означает внесение в жизнь смысла. Осмысление - это поименование действительности, установление значения объективности для человека. Преобразование человеком мира идет в направлении реализации идеальных ценностей, одухотворения природной материи.

Телеологические свойства явлений, раскрываемые ценностным сознанием, - это не природно-реальные их признаки. Они присущи не вещам самим по себе, но обретаются в процессе их вовлечения в круг человеческого бытия. Телеологическое, должное, значимое свойство явления и есть его ценность. Последнее дается человеку обычно вместе с ее носителем и переживается как особое свойство предмета, однако отношение ценности к ее носителю отлично от отношения свойств вещи к ней самой как таковой. Бытие ценности не в наличном бытии "здесь и теперь", оно телеологично. Ценность есть то, что дает идеальной цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности.

О свободе человека можно говорить только тогда, когда детерминация его деятельности отлична от естественно-причинной зависимости. Цель человече­ской деятельности есть нечто свободно выбираемое и полагаемое человеком, т.е. ценность. Понятие ценности желательно сравнивать с понятием истины (см. тему 10). При определенном подходе истина совпадает с ценностью как телеологической Причиной вещи.

Чтобы подойти к определению человеческой личности, зададимся вопросом, а что есть личное? Личное - это мое, принадлежащее мне, — моя рука, моя мысль, мой поступок, мой дом и т.п. Такое "тотальное" стяжание возможно вследствие субъективности индивида: индивид является субъектом мысли и действия, сознающим себя таковым. Человеческая индивидуальность обусловлена многими обстоятельствами - социальными отношениями, историко-культурной наследственностью, психофизической природой. Человеческая индивидуальность вроде бы результат действия этих причин. На каком основании тогда человек "присваивает" себе как автору результаты объективных причинно-следственных связей? Дело в том, что все эти детерминации преломляются через человеческую субъективность, осознаются человеком. Вся этика и право основываются на принципе вменяемости человеку его поступков, как если бы у него была свобода выбора.

Ценностное осмысление и целеполагание выводит человека за рамки есте­ственной необходимости. Свобода в таком случае есть выбор ценности и ее осуществление (следование ей). Личность - реальность "сверхъестественного" порядка, порядка культурного, ценностного. Личность есть то, что обуславливает единство человеческой субъективности, отдельных психических состояний и актов. Личность - источник преодоления причинности естественного порядка, источник творческой активности. Личность - источник свободы, личность делает выбор и утверждает, претворяет ценности. "Личность есть несводимость человека к природе" (Владимир Николаевич Лосский, ведущий православный богослов XX века). "И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными" (от Иоанна, VIII, 32), - гласит Евангелие. Важно также вспомнить знаменитый тезис Гегеля о свободе как познанной необходимости. Не следует понимать свободу как автоматическое следствие знания. Человек "принимает" необходимость только тогда, когда она ценностно окрашена, воспринимается не просто как "должное", но "должное" в смысле истинного, согласующегося с доминирующим идеалом рациональности, этическими и эстетическими ценностями.

Раздел 7. Социальная философия



2015-11-10 788 Обсуждений (0)
Лекция № 8. Тема 11: Философская антропология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция № 8. Тема 11: Философская антропология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)