Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция № 9. Тема 12: Социальная философия



2015-11-10 522 Обсуждений (0)
Лекция № 9. Тема 12: Социальная философия 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Принципы исследования культурно-исторической динамики.

2. Предмет социальной философии.

3. Общество как система. Проблема источников и движущих сил развития общества.

4. Специфика действия законов общественного развития.

Проблемы, связанные с культурно-исторической динамикой, многообразием культур и форм социального опыта, подробно рассматривались в курсе культурологии. В курсе философии будет уместно вспомнить некоторые методологические проблемы культурологии: особенности линейной концепции исторического развития (Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Карл Маркс) и теории культурно-исторических типов (Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби). В целях конкретизации анализа можно рассмотреть любую из концепций. Философско-культурологическая модель исторического развития человечества Карла Ясперса строится на основе линейной схемы истории. Ясперс стремится избежать строго объективного объяснения истории мировой культуры исходя из исторической необходимости, исключающей человека как духовно-преобразующий фактор собственного бытия. Единство мировой истории и культуры определяется, по Ясперсу, фундаментальным отношением человека к миру - философской верой в разумность мира. Именно на этой духовной основе человек преобразует собственную природу, окружающий мир, духовно преодолевая биологическую конечность и естественную (природную) обусловленность. Осознание человечеством общности судьбы и веры, высших духовных ценностей - есть реальная сила, способная предотвратить ядерную войну или экологический катаклизм, то есть реально-практически объединить человечество.

Построение модели универсальной истории человечества традиционно считалось компетенцией философии истории. В XX веке сформировался принципиально иной подход к пониманию задач философии истории. Предметом аналитической философии и методологии истории является само историческое знание. Центральный вопрос аналитической философии истории, - какова сущность формы сознания, создаваемой историком, например, исследуя причинность истории, аналитик стремится выяснить, как употребляется историками понятие "причина". Вопрос о форме представления истории отнюдь не узкоспециальный вопрос исторической науки. Проблема объекта знания и познания - проблема философская. Каким образом дан объект ("историческая реальность") субъекту? Ведь история - это буквально то, чего уже нет. Реальная история дана в форме культурных предметов, знаков, несущих в себе смысл и значение. Задача историка - обнаружение памятников истории: текстов, предметов культуры, быта и тому подобное и интерпретация, понимание их исторического смысла и значения. Историческое значение воссоздает не просто "то, что было", но жизненный мир, мир ценностей, мировоззренческих установок определенной культуры и понимает отдельное историческое событие в этой соотнесенности.

Социология - наука, изучающая общество как систему, закономерности ее функционирования и развития, возникла в XIX веке. Теоретический идеал социологии - научное познание общества, объясняющее исходя из принципов объективные причины обусловленности событий. Философская проблема, с которой сталкивается социологическое исследование, - это проблема обоснования объективности своего предмета. Социальная реальность - сложное переплетение и взаимопереходы объективного и субъективного. Например, вступление в брак для каждого человека - свободный и сознательный шаг, однако сам институт брака - вполне объективная социальная реальность, доступная научным способам описания и объяснения. Социология представляет общество как систему, обладающую сложной структурой - относительно устойчивыми подсистемами и их соотношением.

Социологические школы (направления) различаются по выбору предмета изучения. В основе структурно-функционального подхода лежит принцип целостности и интеграции социальной системы. Частные социологические явления объясняются исходя из функций, которые они выполняют в рамках целого. Социологи интеракционистской ориентации (теории "совместного действия") исследуют процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и изменяются относительно устойчивые социальные структуры и учреждения. "Понимающая" социология учитывает то, что социальная реальность неотделима от процесса ее осмысления. Каким образом в сознании возникает, конституируется социальная реальность? Прослеживаются процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивида, до высоко генерализованных конструкций социальных наук. Сфера идеального - сфера идей, мнений, традиций, норм, мировоззренческих установок, научных теорий и тому подобное также может рассматриваться как объективная сфера со своими закономерностями функционирования.

При понимании специфики социальных законовмы сталкиваемся с двумя трудностями. Первая трудность состоит в том, что исторические явления уникальны. Природные процессы постоянно повторяются в неизменном виде. В истории же ничего не бывает дважды. Вторая трудность связана с тем, что историю творят разумные существа, обладающие свободой воли. Поскольку каждое историческое событие имеет в себе элемент неопределимой заранее случайности, постольку законы истории не могут однозначно определять единичные события. Историческая закономерность выступает лишь как «равнодействующая» массы случайностей. Субъективные мотивы и замыслы людейсоставляют неотъемлемый компонент исторических процессов. Отсюда следует принципиальная особенность законов. Зависимость результатов действия законов истории

от сознания и воли действующих лиц приводит к тому, что эти законы намечают лишь общую тенденцию к развитию социальных процессов в некотором направлении.

 



2015-11-10 522 Обсуждений (0)
Лекция № 9. Тема 12: Социальная философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция № 9. Тема 12: Социальная философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)