Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция № 3. Тема 4. Философия Нового времени



2015-11-10 627 Обсуждений (0)
Лекция № 3. Тема 4. Философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Общая характеристика западно-европейской философии Нового времени.

2. Рационализм в философии Нового времени. Р.Декарт.

3. Эмпиризм в философии Нового времени. Дж.Локк.

4. Основные черты немецкой классической философии.

5. Философия И.Канта.

Эпоха ранних буржуазных революций приносит новые установки и требования к знанию. Знание должно отвечать практическим потребностям. В этот период происходит становление экспериментально-математического естествознания. Все это выдвигает на первый план задачу критики всего арсенала накопленного знания и проблему метода получения истинного знания. В самой новой науке содержалась методологическая двойственность, сочетавшая дедуктивный метод математики и эмпирический («собирательный») метод естествознания. Следует учесть также и философское наследие Средневековья - дилемму номинализма и реализма, которая обретает новые формы в дилемме эмпи­ризма и рационализма в философии Нового времени.

Практическим эффектом становления экспериментально-математического естествознания явилось развитие механики, моделирования механического движения. Достижения математики позволили описывать движение количественно. Все это приводит к утрате философией качественного образа природы, отношение человека к природе преобразуется в философии в отвлеченность субъект-объектных отношений.

Развитие математики и механики выразилось в философии в принципе механицизма. Природа представляется устроенной по принципу механизма, поскольку источник движения механизма находится вовне, то закономерно и представление о Боге как о причине, источнике движения мира (деизм). Бог непостижим в своих замыслах, однако человек может познавать сотворенный мир, природу и ее закономерности силами собственного разума. Такая философская и мировоззренческая установка освободила разум от авторитета христианской догматики, открыла бесконечные горизонты человеческому познанию.

Философия Нового времени проникнута идеей Разума. Понятие разума употребляется в широком смысле: природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей им разумностью. Для новоевропейской философии характерна вера в совершенствование человеческого разума через прогресс науки и на этой основе вера в возможность разрешения социально-нравственных во­просов. Убежденность в позитивной роли знания в социальном развитии характерна для философии Просвещения, отсюда и название эпохи. Основная задача философии - нести свет разума и, прежде всего, просветить власть имущих, монархов, чтобы юридическое право базировалось на незыблемых законах человеческой природы.

В целях конкретизации общей характеристики философии Нового времени следует рассмотреть рационалистический метод в философии Рене Декарта, а также эмпиризм и сенсуализм теории познания Джона Локка.

Немецкая классическая философия явилась кульминацией и завершением философии Нового времени. В этот период идеи и проблемы новоевропейской философии получают не только дальнейшее развитие, но и критически переосмысливаются. Важнейшими чертами немецкой классической философии является ее трансцендентализм, утверждение активности субъекта, диалектический метод, принцип историзма. Для уяснения значения этой характеристики необходимо рассмотреть философские взгляды Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Первоначально внимание Канта поглощало естествознание, космология. Он выдвигает гипотезу об историческом становлении Солнечной системы. Однако он задается вопросом: можем ли мы на основании механики объяснить органическую, живую природу? Нет. Что мы вообще можем знать? Кант ставит перед собой задачу анализа самой способности познавания с целью очертить границы подвластной научному исследованию сферы.

Познавательная способность, по Канту, складывается из трех уровней: чувственности, рассудка и разума. На уровне чувственности знание упорядочивается по законам (формам) пространства и времени. На уровне рассудка происходит упорядочивание согласно категориям - формам работы рассудка. Получается, что мир знания - это упорядоченная самим субъектом картина мира (природы). Субъект знания есть субъект трансцендентальный, гносеологическая конструкция форм познавательных способностей. Трансцендентальный субъект - не просто классификация форм познавательной способности, он имеет трансцендентальное (формальное) единство. Этим единством определяется не только единство субъекта, но и единство знания, его предметный характер. В этом смысл принципа активности субъекта. Наконец, высший уровень познавательной способности - разум. Идеи абсолютного и безусловного разум пытается применить к миру, данному нам в опыте, и неизбежно порождает антиномии - неустранимые противоречия в суждениях. Таким образом, науке доступен лишь мир опыта, тогда как мир-сам-по-себе трансцендентен (запределен) для науки. На что же человек может надеяться и что он должен делать? Человеческая жизнь - это не только научное познание, но вера, и моральное действие. Эти вопросы Кант рассматривает в «Критике практического разума».

В философии Гегеля центральным понятием является понятие Абсолютной идеи. Абсолютная идея - это принцип деятельности, мышления это конструкция объективного сверхчеловеческого субъекта, формы деятельности которого есть понятия. Абсолютная идея как принцип деятельности (мышления) есть субстанция (причина самой себя). Взаимосвязь понятий есть логика, логика самой действительности, логика абсолютной идеи. На этом основывается диалектический метод, общую характеристику которого целесообразно выписать из учебной литературы. Главное для понимания гегелевской диалектики - это уяснение её онтологической предпосылки - идеи тождества мышления и бытия.

 



2015-11-10 627 Обсуждений (0)
Лекция № 3. Тема 4. Философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция № 3. Тема 4. Философия Нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)