III.3.3. Виды способностей
В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие способности обусловливают успешность выполнения широкого круга видов деятельности, а специальные— только строго определенных видов деятельности. Так, ловкость, хорошая зрительно-моторная координация движений необходимы представителям фазных видов спорта, а устойчивость позы— преимущество специализирующимся в пулевой стрельбе. К общим способностям, необходимым для успеха почти во всех видах деятельности, относят интеллект, креативность и психомоторные качества личности. Интеллект. Попытки психологов измерить умственные способности привели к разработке понятия «интеллект». Оно было идентифицировано с коэффициентом интеллекта (КИ), получаемым с помощью тестов умственных способностей. Такие тесты по меньшей мере частично измеряют различные аспекты общих умственных способностей, важных для адаптации в той культурной среде, в которой эти тесты разрабатывались. По содержанию тесты умственных способностей представляют задачи, допускающие только один правильный ответ. Правильным считается тот ответ, который использует всю информацию, содержащуюся в условии задачи. Это положение хорошо иллюстрирует известная задача английского психолога Г. Айзенка **. Карлик живет на 20-м этаже небоскреба. Каждое утро, отправляясь на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на 1-й этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он входит в лифт, поднимается на 10-й этаж, ас 10-го этажа до 20-го идет пешком. Почему он сразу не едет на 20-й этаж? Ответы: «тренируется», «сгоняет вес», «навещает знакомую на 10-м этаже» — вполне правдоподобны, но не верны. Правильный ответ: «Карлик не может дотянуться до кнопки * Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М.: Просвещение, 1980, с. 197—198. ** См. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М.: Мир, 1972, с. 15. 4* 83 20-го этажа», так как только в этом ответе используется вся информация, содержащаяся в условии задачи. В остальных ответах не использована информация о росте. Другой пример. Он построен по принципу «исключение лишнего». Даны названия семи городов: Бухарест, Варшава, Лондон, Магадан, Панама, Тбилиси, Торонто. Требуется исключить слово, которое не подходит к остальным шести. Каждое из перечисленных слов можно считать лишним по какой-либо причине. Можно выделить самый северный или самый южный, самый многолюдный или малонаселенный город. Можно исключить Торонто, потому что он единственный заканчивается буквой «о»„ или Тбилиси, потому что только он заканчивается на «и», и т. д. Критериев может быть много, и соответственно много решений. Но правильное ^решение одно: лишнее слово Бухарест, так как в этом слове три различных гласных буквы, а во всех остальных словах гласные буквы одинаковые. Однако все ответы, кроме одного, не учитывают этой информации и не выделяют общего для всех слов признака повторяемости гласных. Этот принцип нахождения одного единственно правильного решения, наиболее полна использующего информацию, содержащуюся в условии задачи, характеризует все тесты и испытания, направленные на измерение интеллекта. Поэтому интеллектуальные тесты называют также тестами конвергентного (сходящегося) мышления (Дж. Гилфорд). По правильности решения человеком стандартного набора кон-вергентных задач вычисляется коэффициент интеллекта (КИ). Для детей КИ вычисляется как отношение «умственного и «паспортного» возрастов: _ умственный возраст W1nn i\.rl ^= „ /\ 1UU. паспортный возраст Для взрослых такое вычисление КИ не имеет смысла. Для них КИ вычисляется путем сравнения индивидуальных оценок с распределением оценок в популяции. Результаты в статистической классификации людей по уровню интеллекта представлены в табл. 1. Таблица 1. Классификация населения по уровню интеллекта
Нижний и верхний диапазоны распределения КИ составляют умственно отсталые и высоко талантливые индивиды. Поскольку распределение КИ непрерывно и нормально, то умственная отсталость и очень высокий интеллект встречаются одинаково редко, всего в 2% случаев. Определение КИ имеет в настоящее время большое значение и используется главным образом при профотборе, при диагностике социальной запущенности и умственной неполноценности. Однако отношение к содержанию и интерпретации значений КИ в настоящее время существенно изменилось по сравнению с некритическим отношением в 30-е годы. Появились многочисленные исследования, показывающие изменчивость КИ, чувствительность его к обстановке, а также зависимость от со-ццальных и культурных факторов. Впрочем, это не снижает важности измерения КИ для личностной диагностики как способа получения информации об интеллектуальных способностях индивида по сравнению со способностями других лиц и о текущем состоянии психического функционирования. Креативность (творческие способности). Измерение КИ обычно производится для решения задач профотбора. Допустим, необходимый для какой-нибудь деятельности КИ равен 120. Это означает, что большинство квалифицированных специалистов в этой профессии имеют КИ, близкий к 120. Лица, имеющие КИ гораздо ниже 120, плохо справляются с данной работой. Возникает во-» прос: а что, если КИ будет значительно выше 120, например 160? Кажется, что человек с высоким КИ наверняка справится с данной работой. Однако в большинстве случаев такой вывод оказывается ошибочным/Значение величины КИ позволяет делать только негативные заключения; например, что лица с КИ ниже 120 не смогут справиться с данной работой. В отношении лиц, имеющих КИ выше 120, определенного вывода об успешности деятельности сделать нельзя. Неудачи с использованием тестов для определения интеллекта побудили психологов к разработке концепции творческих способностей. С середины 50-х годов изменение творческих способностей стало одним из основных направлений психологического тестирования. Исследования убедительно показали, что творческие способности не сводятся к понятию «интеллект» и не могут быть измерены с помощью КИ. Понятие «интеллект» соответствует конвергентному мышлению, которое приводит к единственно правильному решению, вытекающему из всего множества имеющихся фактов. Понятие «креативность» соответствует дивергентному, или расходящемуся, типу мышления, т. е. идущему в разных направлениях, продуцирующему множество различных решений. Дивергентное мышление меньше ограничено заданными фактами и условиями задачи, допускает изменение путей решения проблемы, приводя к неожиданным выводам и результатам. При оценке творческих способностей используются такие категории, как «легкость», «гибкость» и «оригинальность». Легкость оценивается по скорости выполнения заданий. Гибкость измеряется количеством переключений с одного класса объектов на другие. «Гибкость» и «легкость» — не совпадающие категории. Например, в задании, где требуется придумать разнообразные способы использования консервной банки, могут быть следующие ответы: чашка,, кастрюля, копилка... При оценке легкости это три разных ответа, а при оценке гибкости — только два, потому что кастрюля и чашка, — это посуда, т. е. предметы одного класса. Оригинальность оценивается по частоте данного ответа в популяции. Если 15% (и более) испытуемых дают такие ответы, то он относится к категории тривиальных. Оригинальность выполнения заданий в общем согласуется с творческими способностями, но лишь тогда, когда она не превращается в вычурность. Люди, придумывающие решения, частота которых менее 0,5%, не принадлежат к числу особо одаренных *. Как видно, оценка уровня творческих способностей менее формализована по сравнению с оценкой уровня интеллекта. Психомоторные способности. Любой вид человеческой деятельности включает Движения и двигательные действия, которые во многом определяют ее особенности и успешность выполнения. Поэтому уже на ранних этапах развития прикладных психологических исследований была осознана необходимость выделения психомоторики как одной из сторон общих способностей человека. Вначале существовало представление о наличии «общей атлетической способности», «врожденного моторного навыка», «общей моторной одаренности» и т. д. Однако дальнейшие исследования показали, что в отличие от КИ не существует единого критерия психомоторных способностей. Скорее можно думать, что имеется комплекс слабо связанных между собой качеств. Условно их подразделяют на две группы: а) качества физического развития и б) собственно психомоторные качества**. К качествам физического развития относятся следующие 9 основных качеств. 1. Статическая сила, которая определяется по максималь 2. Динамическая сила, характеризующаяся выносливостью по 3. Взрывная сила — способность к мобилизации мышц для 4. Общая гибкость — максимально доступное растягивание 5. Динамическая гибкость-—способность к быстрым повторным 6. Общая координация (ловкость) — способность к усвоению * См. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978, с. 84. ** К у л а г и н Б. В. Основы профессиональной психодиагностики,— Л.: 1984, с. 101—124. и выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению и предельно четким, целесообразным действиям при неожиданно возникающих двигательных задачах. Это качество зависит от степени развития не только моторных, но и высших психических функций, связанных с двигательной деятельностью. 7. Общая выносливость — способность совершать работу с 8. Специальная выносливость — это устойчивость к утомлению, 9. Равновесие — способность к сохранению равновесия без по В результате анализа собственно психомоторики были выделены 10 основных качеств. 1. Тонкая регуляция движений — способность выполнять точ 2. Координация движений — способность выполнять движения 3. Дифференциация реакций — способность быстро выбирать и 4. Скорость реакции — способность, от которой зависит ско 5. Скорость движения руки — способность совершать быстрые быстрее поочередно постукивать по двум металлическим пластинкам, разделенным расстоянием в 15 см. 6. Скорость движений в лучезапястном суставе (теппинг) —■ способность, имеющая ограниченное значение и относящаяся только/ к движениям в лучезапястном суставе. Типичным является задание на постукивание, нанесение точек на бумагу ручкой или карандашом. 7./Слежение — способность выполнять антиципирующие движения в соответствии с изменением скорости и направления объекта/ слежения. Характерным заданием является совмещение курсору с двигающейся точкой на экране. /8. Ловкость рук — способность выполнять быстрые и координированные движения кистью руки при манипулировании относительно большими объектами. Например, в Миннесотском тесте /испытуемому предъявляется доска с расположенными четырьмя / рядами углублений (по 15 углублений). В каждом углублении / вставлен диск, по размеру несколько больший обыкновенной шашки. Испытуемый должен как можно быстрее вынуть диск, / повернуть его и вставить в то же углубление. 9. Ловкость пальцев — способность совершать быстрые и точ Ловкость рук и ловкость пальцев исходно кажутся более или менее синонимичными свойствами. Однако в целом ряде исследований было показано, что это два относительно независимых свойства. 10. Устойчивость руки — способность выполнять точные уста Приведенный перечень психомоторных свойств не является полным. Некоторые исследователи выделяют и другие свойства психомоторики, например функциональную асимметрию рук, скорость артикуляции и др. Выраженность психомоторных качеств позволяет оценить индивидуальный уровень развития основных действий, операций и функций, значимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. При этом, безусловно, необходимо принимать во внимание высокую специфичность психомоторных качеств и эволюцию внутренней структуры двигательных навыков в результате обучения и тренировки. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Социальную значимость и поведение человека определяют стержневые свойства личности и их устойчивые сочетания.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (983)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |