Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III.4.2. Классификация свойств личности



2015-11-10 1793 Обсуждений (0)
III.4.2. Классификация свойств личности 0.00 из 5.00 0 оценок




В необозримом круге свойств личности все же можно выделить шесть больших групп, которые и определяют все видимое разнообразие личностных проявлений.

Первую группу составляют природные свойства человека, которые определяют динамику психической деятельности. От них зависят следующие характеристики ее протекания: а) скорость возникновения и устойчивость психических процессов (скорость восприятия и мышления, длительность ощущений, яркость воображения и т. п.); б) интенсивность психических процессов (чувств, эмоций, воли т. п.); в) темп и ритм психической деятельности; г) направленность психической деятельности (например, стремление к новым впечатлениям, широким контактам или, наоборот, отгороженность, погруженность в себя, в свои воспоминания). Наиболее ярко все эти особенности проявляются в непроизвольных реакциях: в мимике, пантомимике, жестах, разнообразных непроизвольных движениях и действиях.

Вторую группу составляют нравственные свойства чет ловека. Об этой стороне личности судят по действиям и поступкам, в них наиболее отчетливо проявляется и формируется нравственный облик человека. Мировоззрение человека в форме убеждений, моральных норм и идеалов побуждает его поступать определенным образом. Систематически подчиняя свое поведе-


ние идеологическим требованиям, человек вносит в него коррективы, постепенно формируя свою личность. Таким образом, нравственные свойства личности прямо не вытекают из теоретически оформленного мировоззрения, а постепенно формируются в процессе жизнедеятельности, в делах и поступках. Поэтому решающее значение для формирования нравственных свойств личности имеет образ жизни человека, конкретно-исторические условия. С изменением общественных отношений изменяются личностные черты целых групп или классов общества. Наиболее яркий пример массового формирования нравственных качеств личности мы находим в Советском Союзе. Великая Октябрьская революция открыла перед трудящимися нашей страны перспективу построения нового коммунистического общества. В борьбе за осуществление этого высокого идеала меняются нравственные качества советских людей. У нас отмирают такие черты личности, как эгоизм, беспринципность, безответственность, низкопоклонство, зависть и другие черты, свойственные представителям капиталистического общества, и воспитываются новые качества личности, отражающие социалистический тип отношений. Под влиянием коммунистических убеждений у советских людей сформировались такие высокие моральные качества, как честность правдивость, беззаветная преданность Коммунистической партии и Советскому правительству, самоотверженная любовь к нашей великой Родине. Высшей моральной чертой советского человека является его готовность отдать свою жизнь в борьбе за благо Родины и народа, за осуществление идеалов коммунизма.

Третью группу составляют черты личности, которые проявляются в межличностных отношениях. Это, например, добросердечность, чуткость,, справедливость, отзывчивость, тактичность, благородство, нежность, доверчивость и множество других аналогичных или противоположных свойств.

Важнейшей чертой личности, выражающей отношение человека к другим людям, является общительность. Она характеризует степень заинтересованности человека в коллективных видах деятельности. Общительность может (различаться по широте: у одних — широкая и поверхностная, с легко завязываемыми непрочными связями, у других — более узкая, более избирательная, но более глубокая и прочная привязанность.

Для характеристики общительности важно учитывать, на чем она базируется—только на личных склонностях и пристрастиях или на общих делах, целях и стремлениях. Первый тип общения называется в психологии индивидуалистическим, второй—товарищеским. Способность к истинно товарищескому отношению — ценная черта личности, которая формируется в определенных общественных отношениях.

Важной чертой личности является гуманизм, т. е. чуткое, бережное отношение к людям. Эта черта проявляется в заботе о людях, стремлении найти в каждом человеке хорошее, ценное и положительное. Чуткостью, внимательностью, бережным отношением к людям отличался В. И. Ленин. Его личный секретарь


Л. Фотиева в своих воспоминаниях пишет: «Умел Владимир Ильич вселять бодрость и уверенность в свои силы каждому человеку... приходили к Владимиру Ильичу люди подавленные, с опущенными глазами, а уходили окрыленные, с новыми силами, готовые приняться за работу, за преодоление всех трудностей».

В четвертую группу входят черты личности, отражающие отношение человека к самому себе: требовательность, самокритичность, гордость, уверенность в себе, чувство неполноценности, хвастливость, зазнайство, самомнение и другие, связанные с самооценкой личности.

Самооценка является одной из важнейших сторон самосознания человека. Произвольно или непроизвольно, общаясь с другими людьми, человек сравнивает себя с ними и находит у себя черты, которые роднят его с остальными людьми или отличают от них. Он начинает считать себя смелым, робким, честным, способным, удачливым и т. д. Качества, которые он себе при этом приписывает, не являются подлинными чертами его личности, но позволяют выявить отношение к самому себе.

Человек может недооценивать себя. Низкая самооценка выражается в таких чертах, как скромность, стеснительность, отсутствие чувства собственного достоинства и др. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неправильно считать всякое положительное отношение к себе отрицательной чертой. Отрицательной чертой оно становится только в том случае, если сочетается с переоценкой собственной личности. Так же и недооценка собственной личности, самобичевание не всегда украшают человека. Достойное, уважительное отношение к самому себе — очень ценное качество личности, если за ней стоят большие общественно значимые дела и ценные идеи.

В отношении к вещам, продуктам общественной деятельности и материальным ценностям формируется и проявляется пятая группа черт личности. Это такие свойства, как щедрость или скупость, аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность и т. п. Особенно важно для характеристики человека его отношение к государственной и личной собственности. Советский человек укрепляет государственную собственность, как священную и неприкосновенную основу социалистического общества, бережно относится к личному и общественному имуществу, но это отношение не принимает у «его формы стяжательства и накопительства.

Свойства характера, проявляющиеся в отношении человека к различным видам деятельности (учебе, труду, спорту и др.), составляют шестую группу черт личности. В них, как в фокусе, находят свое отражение все стороны личности. В отношении человека к деятельности заключено и отношение к материальным ценностям, как результатам деятельности, и отношение к другим людям, с которыми он взаимодействует в процессе деятельности, и отношение к самому себе (особенно в нашем обществе, где оценка человека опирается на его участие в общественно-производительном труде).


Черты, характеризующие отношение человека к деятельности, тоже делятся на положительные и отрицательные. Положительные черты — это трудолюбие, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность и т. п. Наличие этих черт свидетельствует о том, что труд является для человека привычкой, настоятельной жизненной потребностью. Отрицательные черты — недисциплинированность, лень, безответственность, формальное отношение к деятельности.

Советскому человеку свойственно творческое, инициативное отношение к труду. У ведущих советских спортсменов трудолюбие является ведущей чертой личности, а труд — первой жизненной потребностью. В характере советских спортсменов не может быть таких отрицательных черт, как лень, безответственность, недисциплинированность, пренебрежительное отношение к своим обязанностям.

Каждая черта личности проявляется не изолированно, а в связи с другими чертами. Поэтому для понимания личности надо рассматривать не отдельные черты, а их устойчивые и постоянные сочетания.

Типы личности

Каждый человек обладает не какой-либо одной чертой, а множеством зачастую довольно противоречивых черт. Поэтому для полного понимания личности необходим анализ всей сложной, многосторонней и противоречивой ее структуры. Необходимость такого анализа является, следствием многомерности самого изучаемого явления.

«Любой литературный критик знает, что встречающиеся иногда у плохих художников образы злодеев, которые являются «чистыми», т. е. абстрактным воплощением злодейств без единого светлого проблеска, или ангелов, которые являются «чистыми», т. е. абстрактным воплощением добродетели без единого пятнышка, жизненно не правдивы»*.

У великих писателей, «инженеров человеческих душ», каждый человек не только обладает разными чертами личности, но эти черты образуют сложную,, зачастую противоречивую структуру, что придает этим описаниям жизненность и правдивость.

Так, у Шекспира в образе Отелло сочетаются такие противоречивые черты, как хитрость и простодушие, злобность и доброта, мягкость и суровость и т. п. Понять эти противоречия можно, если выделить стержневую, основную черту его характера — страсть. Отелло — человек, которым в каждый момент времени владеет одна безграничная страсть: в начале это любовь, затем ревность. Смена объекта страсти изменяет характер Отелло и объясняет все противоречия в его личности. Этот пример отчетливо показывает, что черты личности не равноценны: ведущие, господствующие, черты подчиняют себе остальные свойства и определяют весь психический облик личности.

* Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 621. 92


Черты личности не обособлены друг от друга, а соподчинены и организованы в единое целое, и эта их связь образует тот скелет, который определяет целостность и единство личности. Сказать про какого-нибудь человека, что он смелый, умный, честный, * знающий, ответственный, наивный, отзывчивый, подозрительный и т. п., — значит лишь перечислить возможные внешне противоречивые линии его поведения. Описание личности человека начинается лишь с того момента, когда находятся некоторые устойчивые отношения между свойственными ему чертами. Эти отношения называются типами. Принято различать типы темперамента и

типы характера.

Типы темперамента.Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей)—это те индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют динамику поведения человека, проявляющуюся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. Иными словами, под темпераментом следует понимать динамическую характеристику личности человека.

Принято выделять четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвинический темперамент. Человек этого типа живой, активный, «горячий», очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. есть постоянное возбуждение»*. Он всегда ищет новых впечатлений; <если их нет, становится скучным и вялым. Неудачи и неприятности переносит легко, не фиксирует внимания на своих промахах и ошибках, чаще бывает весел и оптимистичен, периоды плохого настроения обычно кратковременны и преходящи. Быстро приспосабливается к изменившимся условиям, новым людям и новой •обстановке. В коллективе чувствует себя уверенно, быстро сходится с людьми, не боится риска и ответственности. Легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, длительных и кропотливых дел избегает. Горячо берется за разные дела, но легко остывает, забрасывает начатое, увлекшись чем-либо новым и более привлекательным. В решениях ему недостает продуманности, в интересах — постоянства, в поступках — упорства и настойчивости.

Холерический темперамент. Об этом типе темперамента И. П. Павлов писал,, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся»**. Люди этого типа отличаются повышенной возбудимостью и как следствие этого — неуравновешенностью, неустойчивостью настроения, склонностью к резким эмоциональным вспышкам: радости, гнева, печали и т. п. Эмоциональные переживания холерика сильные и глубокие, целиком захватывают личность, ярко проявляясь во внешнем облике и поведении. Мимика холерика обильная и живая, речь выразительная, образная, движения быстрые и резкие. Они меньше других

♦Павлов И. П. Поли. собр. соч, т. III, кн. 2. М.-Л., 1951, с. 86, ** Там же.

*5


типов думают об опасностях, действуют всегда смело, решительно, с большим подъемом. Делу отдаются с истинной страстью и увлечением. Яркую характеристику холерического темперамента ( дает французский писатель Стендаль: «Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные... Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него всех его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существованием»*.

Флегматический темперамент. И. П. Павлов так характеризует людей флегматического темперамента: «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни»**. Спокойствие, уравновешенность и постоянство—главные отличительные черты этого типа. Настроение его всегда ровное и постоянное, вид невозмутимый и спокойный, мимика и жесты однообразны, голос тусклый и невыразительный, речь и движения замедленные. Прежде чем что-либо сделать, он тщательно обдумывает и планирует свои поступки, а приняв какое-либо решение, выполняет его последовательно и неотступно. Перемен и неожиданностей не любит, с трудом привыкает к изменениям, ему требуется достаточно много времени для раскачки, сосредоточения, переключения внимания на новые объекты и условия. Тяготеет к старым, привычным, способам действия, с трудом меняет навыки и стереотипы деятельности, ригиден и неповоротлив. Однако в работе, требующей аккуратности, точности и хладнокровия, легко добивается успеха, длительно сохраняет высокую работоспособность в условиях воздействия регулярных помех и привычных трудностей. В общении с людьми ровен, постоянен, в меру общителен, избегает пустой болтовни и неделовых контактов.

Меланхолический темперамент. Меланхоликами называют людей чувствительных, легкоранимых, обидчивых, склонных к снижению настроения и тормозным реакциям, болезненно реагирующих на любые прикосновения жизни. И. П. Павлов считал, что это едва ли не самый несчастный тип среди других людей. У меланхолика любое сильное воздействие вызывает длительную тормозную реакцию, на фоне которой развивается чувство обиды, неуверенности, собственной неполноценности. Он подолгу переживает даже мелкие неудачи,, пасует перед сколько-нибудь значительными трудностями и препятствиями, отказывается от борьбы с ними, испытывает перед ними страх. Меланхолик неспособен отстаивать свои взгляды и намерения, скромен и несамостоятелен, зависим. По-настоящему хорошо меланхолик чувствует себя только в привычной обстановке. В хорошем дружелюбном коллективе он охотно вступает в близкие отношения, берется за выполнение даже трудных поручений, чувствуя поддержку и по-


нимание, СПОСОбеН ПРОЯВИТЬ НаСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО, иднали

знакомство с новыми людьми его пугает, он держится с ними замкнуто и отчужденно, старается не проявлять своих эмоций и

чувств.

Общая активность у лиц меланхолического типа снижена. Они не могут и не любят быстрой работы, действуют замедленно, неритмично, с частыми перерывами на отдых. Речь и мышление обычно тоже замедленны, голос тихий, негромкий, слабо модулированный, мимика и жесты бедные и невыразительные, часто наблюдается общая скованность движений.

Представители четырех основных типов темперамента по-разному ведут себя в одинаковой ситуации. Эти различия в поведении людей разных темпераментов юмористически показаны на рис. 3. Однако следует помнить, что картина поведения человека определяется не только типом темперамента, но и другими особен-


 


* Стендаль. Собр. соч., т. VI. М., 1959, с. 220—221. ** Павлов И. П, Поли. собр. соч., М.-Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 86.


■Рис. 3. Реакция холерика, флегматика, меланхолика и сангвиника на смятую шляпу (по X. Бидструпу)


ностями личности и текущей ситуации. Так, уравновешенный флег-i матик может дать асоциальный взрыв, а у .робкого меланхолика! иногда проявляется смелость и настойчивость. Если кажется, что! человек реагирует нетипичным образом, следует проанализировать; ситуацию и тогда выяснится, что именно такая реакция является] типичной. Например, холерик будет давать бурную эмоциональную' вспышку на каждое резкое замечание в свой адрес; такая же вспышка или даже большей интенсивности может возникнуть и у флегматика, но только в ответ на многократно повторяющиеся замечания. Это происходит потому, что холерика отличает быстрая непосредственная реакция на раздражитель, а у флегматика происходит аккумуляция раздражителей до тех пор, пока возбуждение не превысит порога торможения. Аналогично у меланхолика состояния угнетения и подавленности возникают даже при кратковременных напряжениях и неудачах, а у холерика они могут возникнуть только после длительного напряжения и переутомления как следствие истощения, «упадка сил».

Нельзя ставить вопрос о том, какой тип темперамента лучше, социально желательнее. Каждый может иметь свои положительные и отрицательные стороны.

Живость, отзывчивость, широкая эрудиция сангвиника; инициативность, энергичность, страстность холерика; выдержка, хладнокровие, глубина мысли флегматика; утонченность чувств, внимательность к людям,, тактичность меланхолика — вот примеры социально ценных качеств личности. Вместе с тем не всякий сангвиник отзывчив, не всякий холерик энергичен, не всякий флегматик выдержан и не всякий меланхолик тактичен. При неправильных условиях воспитания у них могут развиваться и социально отрицательные качества: у сангвиника — поверхность и непостоянство, у холерика — невыдержанность, вспыльчивость, у флегматика— лень и безволие, у меланхолика — замкнутость и боязливость.

Следовательно, люди всех типов темперамента могут быть социально полезными, полноценными членами общества. В процессе воспитания ве следует стремиться К изменению типа темперамента. Воспитание должно быть направлено на преодоление отрицательных черт темперамента и на усиление, развитие положительных. Знание и учет особенностей темперамента каждого спортсмена, их влияние на устойчивость к соревновательному стрессу, на переносимость тренировочных нагрузок, на отношения в команде необходимы для правильной организации воспитательной работы и учебно-тренировочного процесса.

Физиологическое обоснование типов темперамента впервые было предложено древнегреческим врачом Гиппократом (ок. 460— ок. 370 до н. э.). В соответствии с его концепцией различие людей по темпераменту объясняется разным содержанием в их организме четырех соков, или жидкостей: крови (сангвис), желчи (холе), черной желчи (мелайне холе) и лимфы (флегма), каждая из которых имеет свои свойства и особое назначение. В зависимости от преобладающей жидкости формируется тип темперамента.


В истории науки были и другие попытки физиологического объяснения темперамента. Первое подлинно научное объяснение было дано И. П. Павловым в его учении о типах высшей нервной деятельности. Изучая формирование условных рефлексов у собак, он обнаружил, что нервные процессы у животных различаются по трем критериям: 1) силе, 2) уравновешенности и 3) подвижности. Силу нервных процессов И. П. Павлов интерпретировал как показатель работоспособности нервных клеток. По его мнению, обладатели сильной нервной системы отличаются высокой работоспособностью, а обладатели слабой нервной системы — низкой.

У одного и того же животного может быть сильный процесс возбуждения и слабый процесс торможения, или наоборот. Соотношение процессов торможения и возбуждения определяется как уравновешенность. Когда эти два процесса развиты одинаково, нервная система является уравновешенной, в противном случае — неуравновешенной.

Подвижность нервной системы выражается в быстрой смене процессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов придавал этому свойству нервной системы особенно большое значение. «Ясно,— писал он,— подвижность — основное: жизнь распоряжается, как она хочет, меняет все условия, она капризна до последней степени, и выигрывает только тот, кто может следить за этими переменами, т. е. имеет подвижную нервную систему»*.

На основании перечисленных свойств нервной системы И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, которые, по его мнению, совпадают с четырьмя типами темперамента:

Сильный ------------------ 1 I Слабый ------- 1

4-^1 '—^

Уравновешенный Неуравновешенный ----- 1

------------------ 1 I—----------- 1 '

Подвижный Инертный I

~л~~"~г • 1 1

1. Живой тип 2. Спокойный тип 3. Безудержный тип 4. Слабый тип

(сангвиник) (флегматик) (холерик) (меланхолик)

Отношение к типам нервной системы, как и к типам темперамента, не должно носить оценочного характера. Ни один из них не является плохим или хорошим с биологической, психологической или социальной точки зрения. Например, слабый тип нервной системы иногда трактовался как болезненный, неполноценный.

♦Павлов И. П. Поли. собр. соч., т. III, кн. 2. М.-Л., 1951, с. 85.


 




Однако исследования В. Д. Небылицина показали, что люди со слабой нервной системой обладают высокой чувствительностью. Чем выше сила нервной системы,, тем ниже чувствительность, инаоборот. По этому поводу Б. М. Теплов писал: «Слабая нервная система, если допустимо прибегать к аналогии, может быть уподоблена очень чувствительной фотопленке. Такая пластинка требует особой бдительности в обращении с ней: она больше ©сякой другой боится «засвета» или «передержки» (сверхсильный раздражитель! длительное действие условного раздражителя!). Это, конечно, отрицательное свойство. Но ведь оно является •следствием высокоположительного свойства — большой чувствительности»*.

Типы характера.В психологии под характером (от греч. cha-rakter — отличительная черта, признак) понимается совокупность свойств личности, определяющих наиболее существенные аспекты социального поведения человека. Именно в этом смысле говорят, что у человека плохой или хороший, благородный или подлый, высокий или низкий характер. Можно сказать, что характер — это социальная физиономия личности. Эти свойства являются постоянными для данного человека, и поэтому, зная их, можно заранее прогнозировать его поступки в конкретных ситуациях.

В том случае, когда у человека отсутствует такой внутренний стержень, который определяет его поведение, принято говорить о бесхарактерности, отсутствии или слабости характера. Иными словами, бесхарактерный человек — это человек, чье поведение зависит не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств. Человек с характером, наоборот, отличается постоянством и определенностью своего поведения. Часто говорят: этот человек должен был поступить именно таким образом, так как юн не мог поступить иначе, такой у него характер.

Итак, характер — это совокупность существенных свойств личности, которые определяют линию поведения человека по отношению к тем или иным социальным явлениям.

От Аристотеля идет отождествление характера с волевыми чертами личности и деление характеров на сильные и слабые в зависимости от степени выраженности волевых черт. По другой классификации характеры делят на интеллектуальные, эмоциональные, волевые, гуманистические и т. п. Классификация, выделение типов характеров помогает глубже понять их сущность и формирование, служит хорошим подспорьем в воспитании людей в духе коммунистических идей, развития высоких моральных качеств, укрепления отношений сотрудничества и товарищества, дисцилины и организованности.

Типология характеров необходима и для решения многих проблем спортивной подготовки, управления поведением спортсменов в условиях тренировок и соревнований.

В советской психологии личности сделаны первые попытки построения типологии характеров исходя из марксистских пози-


ций. В основе этих попыток лежит деление характеров на две основные группы: гармонические и дисгармонические.

Гармонический характер предполагает его совершенство, исключает однобокость, односторонность развития. Без всестороннего развития всех черт личности невозможна гармоничность характера. Однако гармоничность характера не означает абсолютного совершенства, она лишь предполагает такое сочетание черт характера, которое наиболее благоприятно для широкого спектра видов жизнедеятельности и достижения наивысших результатов в избранном виде деятельности. Поэтому гармоничность характера может быть следствием богатой от природы натуры конкретного человека и благоприятных обстоятельств его жизни. Гармонический характер имели многие выдающиеся люди. Гениальным поэтам, художникам, музыкантам, ученым было свойственно чувство гармонии в их творчестве именно потому, что они сами были гармоничны по характеру. Однако гармоничность характера не есть счастливый дар выдающихся людей. Все люди, хотя и в разной степени, могут иметь гармонический характер. Тенденция к гармоническому развитию характера человека универсальна и связана с возможностями его развития и творческого роста. Однако гармоническое развитие характера человека невозможно вне гармонически организованного общества, так как гармонический характер немыслим без гармонических взаимоотношений людей в процессе труда и общения. «Если обстоятельства, в которых живет этот индивид,— пишет К- Маркс,— делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет остальных, если они дают ему материал и время для развития одного только этого свойства, то этот индивид не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития»*.

Дисгармоническим называется характер, черты которого развиты неравномерно, отчего обнаруживается избирательная чувствительность и уязвимость в отношении одних социальных обстоятельств и, наоборот, повышенная устойчивость к другим. Поэтому в людях с дисгармоническим характером потенциально заложены как возможности больших социальных достижений, так и возможность глубокой социальной дезадаптации. Тот или иной вариант их жизненной судьбы значительно в большей степени, чем у гармонических личностей, зависит от жизненных обстоятельств и превратностей судьбы. Когда эти обстоятельства не благоприятствуют дисгармоническим личностям, они предстают как неудачники или даже социально отрицательные лица, но при других условиях могут достигнуть значительных успехов.

Некоторые специалисты называют дисгармонические характеры также акцентуированными, подчеркивая этим, что их отдельные черты приобретают необычно высокую степень выраженности. Дисгармонические, или акцентуированные, характеры неоднородны. Наиболее устойчиво выделяются девять типов: 1) гипертим-


 


•Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 419.


Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 259.


 




ный, 2) гипотимный, 3) циклоидный, 4) тревожно-мнительный*
5) демонстративный, 6) возбудимый, 7) неустойчивый, 8) заст-i
ревающий, 9) самодостаточный. !

1. Гипертимный тип характера.Для лиц гипертимного типа' характерно приподнятое настроение вне зависимости от обстояв тельств. Они всегда активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Энтузиазм и предприимчивость свойственны им не по. причине повышенного честолюбия, а в силу большого любопытства, жажды деятельности, безрассудно смелой тяги к риску и) острым ощущениям. Они любят работу с частыми переменами; тяготятся однообразием и постоянными обязанностями. Они охотно контактируют с разными людьми, у них высокая потребность в; общении,, в том, чтобы делиться своими переживаниями, мыслями, впечатлениями. Однако их межличностные отношения неустойчив вы, легко переходят от горячей привязанности к полному равнодушию и новым увлечениям. В связи с повышенной общитель-j ностью эти люди неразборчивы в выборе знакомств и поэтому нередко оказываются в сомнительном окружении. В отношениях! с другими людьми они стремятся к лидерству, причем не фор-< мальному, а фактическому — непременно желают всеми руководить и во все вмешиваются. Обычно они двигательно одарены, у них широкие вариабельные жесты, богатая мимика, хороша? координация движений. Они любят физические упражнения,' спорт, но в спорте их интересует не результат, а сам процесс.' Нередко эти лица бывают одарены и интеллектуально. Они обладают разносторонними способностями, хорошей памятью, быстрой сообразительностью, но для больших достижений им не хватает настойчивости и упорства.

Лица с гипертимным типом характера быстро приспосабливаются к любой обстановке, никогда не падают духом и заражают; своим оптимизмом других. Эту воодушевляющую способность целесообразно использовать при формировании спортивных групп' и коллективов. Однако, включая таких людей в команду, следует: помнить, что они часто оказываются инициаторами нарушений режима и дисциплины. Живо загораясь, они так же быстро осты-] вают, оставляя начатые дела незаконченными. Не отличаются] аккуратностью в выполнении как добровольно взятых на себя! обязательств, так и необходимых требований и предписаний. Не' переносят однообразной обстановки и монотонных тренировок, [ особенно, если идет скрупулезная, тщательная отработка элемен-j тов упражнений, а также длительных тренировочных сборов с изоляцией и ограниченным кругом общения. Зато в напряженных; ответственных соревнованиях не теряются, проявляют активность, находчивость и бурную энергию, умеют добиваться высоких ре-, зультатов даже в неблагоприятных условиях.

Таким образом, социально-положительными особенностями лю-_ дей с гипертимным типом характера являются жизнерадостность," оптимизм, активность, повышенная жажда деятельности, а от-! рицательными — нестойкость, изменчивость интересов, слабость самоконтроля и другие трудности управления поведением.


2. Гипотимный тип характера.В противоположность гипертимным личностям, для лиц гипотимного типа свойственны постоянно сниженные настроение и активность. Всегда унылые, заторможенные, погруженные в собственные переживания, они могут вызвать неприязнь и раздражение у окружающих. Их могут считать заносчивыми, недоброжелательными, избегающими общения из-за чрезмерного самомнения. Однако за внешним отчуждением и мрачностью скрывается чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей теряются скованность и отгороженность, они оживают, становятся веселыми и разговорчивыми, даже шутниками и юмористами.

В делах их характеризует старательность, добросовестность, обязательность в сочетании с конформностью и нерешительностью, неспособностью принять ответственные решения без колебаний и сомнений.

Лиц гипотимного типа отличает повышенная чувствительность к эмоциональным нагрузкам. Они плохо переносят длительное психическое напряжение. Быстро утомляясь, теряют произвольность управления психическими процессами, остро переживают чувства собственной слабости и бессилия. При неудачах; легко впадают в отчаяние. В сделанном видят только промахи и ошибки, а в предстоящем — непреодолимые трудности. Особенно болезненно они переживают текущие неприятности, не могут выбросить их из головы, снова и снова обвиняя самих себя в допущенных промахах и ошибках.

Адаптация к новым условиям у них происходит медленно, они тяготеют к постоянному, регламентированному образу жизни. В привычной деятельности могут достичь значительных успехов благодаря добросовестности, обязательности и ответственности.

Таким образом, социально привлекательными особенностями гипотимного типа характера являются надежность, добросовестность, устойчивость к соблазнам, а социально нежелательными — пессимизм, недостаточная активность, отсутствие уверенности в своих силах.

3. Циклоидный тип характераотличается склонностью к резкой смене настроения в зависимости от внешних обстоятельств или по внутренним причинам. В благоприятных условиях поведение этих лиц соответствует гипертимному, а в неблагоприятных, когда обстоятельства расходятся с ожиданиями, — гипотимному типу. Длительность периодов «застревания» на гипертимном или гипотимном полюсах характера может колебаться от нескольких дней до нескольких лет. С возрастом смены настроения происходят все реже и человек приобретает черты какого-либо одного типа, чаще гипотимного. Социальная ценность лиц циклоидного типа является своеобразной алгебраической суммой от частоты пребывания в каждом из двух типов. Однако в каждый конкретный момент времени положительные и негативные возможности такого человека зависят от того, в какой фазе он находится: гипотимной или гипертимной.


4. Тревожно-мнительный тип характера.Основными чертам!
лиц этого типа являются хроническое чувство тревоги, боязли|
вость, крайняя нерешительность и склонность к сомнениям. 3ti
лица чрезвычайно чувствительны и ранимы, притом не только тем*
что происходит сейчас, но еще больше тем, что может случиться.!
Возможные неудачи и опасности, существующие подчас только
их воображении, пугают их больше, чем происходящие в действи-|
тельности.

Повышенная тревожность обычно сочетается с полным неверием в свои возможности, боязнью, что в нужный момент не хватит сил для того, чтобы справиться с жизненными трудностями^

Люди этого типа всегда и во всем сомневаются: в себе, в свою поступках, суждениях и решениях. Для них чрезвычайно труднс принять какое-либо решение, но, если обстоятельства заставляют! сделать это, возникает новое беспокойство — нетерпеливое стрем-| ление воплотить принятое решение в жизнь

Всякие перемены и нарушения привычного стереотипа жизни] они переносят с трудом. В этих случаях еще больше обостряются\ все типические черты характера: тревожность, неуверенность в) себе, склонность к сомнениям.

Как защита от постоянных тревог и мучительных сомнений! у них формируются педантизм, чрезмерная пунктуальность и мелочная аккуратность. Опасаясь за будущее, они стараются все' заранее предвидеть и предусмотреть, придумывают специальные правила и инструкции, выполнение которых должно предотвратить любые неожиданности; всякую работу выполняют с особой тщательностью, строго по плану, многократно перепроверяя.

Физическое развитие лиц тревожно-мнительного типа обычно оставляет желать лучшего, мускулатура и координация движений развиты слабо. Все мануальные навыки и спортивные упражнения осваиваются плохо. Исключение составляют лишь те виды спорта, в которых основная нагрузка приходится на ноги (лыжный, велосипедный, бег, прыжки).

Таким образом, отрицательной стороной этого типа характера является тревожность, боязливость, склонность к сомнениям, а положительной — осторожность, точность, аккуратность. Причем отрицательные особенности этого характера мешают только его обладателю, а положительные часто выступают как «производственная нео



2015-11-10 1793 Обсуждений (0)
III.4.2. Классификация свойств личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III.4.2. Классификация свойств личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)