Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

XI.1.2. Психологическая характеристика спорта как вида деятельности





Спорт чрезвычайно многообразен. Многообразие его выражается в большом числе видов спорта, разнообразии содержательных и процессуальных проявлений спортивной деятельности, определяемых психологическими, биомеханическими, гигиеническими, энергетическими и другими особенностями соревновательных упражнений и условиями спортивного соревнования.

Для психологического анализа спортивной деятельности все виды спорта необходимо классифицировать и систематизировать. Ниже приводится психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений, принятая в советской психологии (Т. Т. Джамгаров). В ее основу легли следующие критерии:

1) противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта);



2) взаимодействие партнеров при совместно взаимосвязанных^ совместно синергических, совместно последовательных и совмест'' но индивидуальных действиях.

Для всех этих случаев характерен контакт психический- одна-' ко в первом случае имеет место конкуренция, а во втором —кооперация.

. Эти критерии позволили выделить девять групп видов спорта!

(рис. 4). Особенностью данной классификации является то что виды спорта, отнесенные к одной группе, имеют много общего в психологическом отношении при очевидных различиях в энергетических, биомеханических и других характеристиках деятель-, ности. ^ Так, внутренняя психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна на лыжах с трамплина, и слаломиста включает такие моменты, как максимальная концентрация внимания, психическая настройка непосредственно перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники упражнений, умение противостоять сбивающим воздействиям и др. Эта классификация позволяет сравнить психологические особенности соревновательной деятельности, в различных видах спорта.

XI.1.3. Социальные функции спортивной деятельности

Спорт как вид деятельности органически включен в систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими факторами. Философия, социология, психология и другие общественные науки отмечают все возрастающую и многогранную роль спорта в обществе.



Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции:

1. Спорт как соревновательная деятельность.

Спортивная деятельность без соревнования утратила бы свой смысл и свою специфику. Основное в спорте —это достижение максимальных результатов в условиях предельных физических и психических нагрузок.

2. Спорт как средство разностороннего разви
тия человека, воспитания и подготовки к другим
видам деятельности. Спорт является средством разно
стороннего развития человека, совершенствования его физических
и психических качеств и способностей, формирования жизненно
необходимых навыков и умений. Спортивная деятельность предо
ставляет большие возможности для воспитания моральных, эсте
тических, интеллектуальных чувств и качеств личности спортсме
на, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни
человека, она является одним из основных факторов его нравствен
ного воспитания и формирования личности. Однако следует отме
тить, что конкретное воспитательное значение спорта зависит от
социальной направленности спортивной деятельности в том или
ином обществе.



'6. Оздоровительно-рекреативная функция спор-] т а. Занятия спортом благотворно воздействуют на здоровье че" ловека. Спорт является одной из самых доступных и популярных! форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источ-| никои положительных эмоций. Спорт является прекрасным сред-) ством борьбы с такими неблагоприятными явлениями, как гипо-] динамия, психическое перенапряжение и др.

4. Спорт как зрелище. Эстетическое свойство
спорта. Спорт издавна пользуется популярностью в качестве-
зрелища. Благодаря развитию средств массовой информации, осо-.
бенно телевидению, спорт как зрелище стал доступен большим
массам зрителей. В связи с этим он приобрел огромную популяр
ность и престижность. Популярность спорта можно объяснить осо-:
бой эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых пережи
ваний, честной, мужественной, бескомпромиссной борьбой за побе
ду, красотой и совершенством форм движений, что отвечает самым
■строгим эстетическим критериям.

5. Спорт как сфера широких социальных отно-з
ш е н и й. Межличностные, межколлективные, межнациональные
международные отношения, обусловленные спортивной деятель
ностью, способствуют укреплению интернациональных связей, рас
пространению идеи дружбы и мира между народами.

В процессе спортивной деятельности люди вступают в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения: между членам! одной спортивной команды, соревнующимися спортсменами, спортсменами и судьями, спортсменами и тренером, спортсменами и болельщиками и т. д. Эти специфические отношения включены в широкую систему социальных отношений.

Активные занятия спортом и обусловленная им совокупност! различных взаимоотношений и взаимодействий способствуют со-, циализации личности, что проявляется в приобщении занимающихся спортом к общественной жизни, в приобретении ими жизненного опыта, в ускорении социальной адаптации, в более быстром усвоении норм и навыков практической деятельности.

6. Экономическое значение спорта. Экономический
эффект спортивной деятельности проявляется в укреплении здо
ровья занимающихся, снижении заболеваемости, повышении ра
ботоспособности и т. п.

Экономическое значение имеют финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортсооружений, проведения спортивных лотерей и т. д.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)