Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



2015-11-10 707 Обсуждений (0)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа дисциплины «Имагология: взаимные образы западноевропейцев в новое время»

Направление подготовки:

История»

 

Магистерская программа:

«История стран Западной Европы в новое время:

Социальные риски»

 

Квалификация (степень) выпускника:

магистратура

 

Саратов – 2011

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью курса является знакомство студентов с историей возникновения имагологических штудий, их основными теоретическими положениями.

В курсе дается обзор утверждения «имагологии» как самостоятельного направления в социо-гуманитарном знании, выявляется влияние на него философии феноменологии, прослеживается становление имагологической проблематики в исторических исследованиях. На примере анализа конкретных работ историков ХХ в. выявляются основные теоретические и методологические подходы, установки, положения, принятые в современных исследованиях, посвященных изучению «Другого» или «Чужого».

Из всех возможных аспектов имагологии (гендерном, возрастном, социальном, профессиональном, конфессиональном, культурном и т.д.) акцент сделан на этнической имагологии.

Вторая часть курса посвящена вопросам конкретной истории взаимных этносоциальных представлений европейцев друг о друге. Рассматриваются такие варианты как: «французы и русские», «англичане и французы», «немцы глазами европейцев», «северяне глазами южан» и т.д. Выявляются закономерности и особенности взаимовосприятий на уровне архетипов, стереотипов и собственно «образов».

 

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

По учебному плану курс изучается в первом семестре первого года обучения. Входит в цикл М.1.В.2.

Связь с предшествующими дисциплинами, изучаемыми на бакалавриате

Курс предполагает наличие у магистрантов знаний по курсам «История стран Западной Европы и Америки в новое время», «Этнология», «Историческая демография», «Историческая география и демография стран Запада», «Идея нации, национальные движения и национализм нового времени».

Связь с последующими дисциплинами, изучаемыми в магистратуре

Знания и навыки, полученные магистрантами при изучении данного курса, могут быть полезными при изучении курсов, предусмотренных магистерской программой: «Историческая антропология». «Компаративистика социально-политических систем стран Запада в новое время»,«История Церкви и религиозных движений в странах Запада в новое время», «История повседневности и быта стран Западной Европы в новое и новейшее время», при написании магистерской работы.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– современную научную парадигму в области имагологии и динамику её развития;

– систему принципов и методических приёмов имагологического исследования;

– иметь углубленные знания в области сопоставления художественных текстов и культур, принадлежащих к различным народам и эпохам.

Уметь:

– использовать фундаментальные знания по имагологии в сфере профессиональной деятельности;

– учитывать специфику национального мышления в сфере профессиональной деятельности.

Владеть:

– основами имагологии при изучении художественной литературы и культуры.

Уровень освоения содержания курса предполагает формирование у магистрантов системы общенаучных компетенций, специальных знаний и умений применять эти знания в профессиональной деятельности, а именно:

а) общекультурные (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень (ОК-1);

- порождать новые идеи (ОК-2);

б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональные:

- способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);

- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);

- способность применять современные методы и методики исследования (ПК-5);

- способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);

Способностью к инновационной деятельности; умением ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);

- критически анализировать собственную научную и прикладную деятельность; (ПК-8);

- способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);

- способностью к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний) (ПК-10);

- в научно-исследовательской деятельности:

Способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-11);

Способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);

- знание современных методологических принципов и методических приемов исследования (ПК-13)

- использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы. (ПК-14);

- способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);

в педагогической деятельности:

- умением анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а так же роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-21).

Структура дисциплины

 

4.1. Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)

    курс     семестр   Дидактические единицы     всего   Аудиторные занятия и СРС   Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)  
лекции семинар. занятия СРС  
           
  1. Становление имагологии как самостоятельной области научных знаний. Философские основы имагологии   выборочный контроль на лекции
2. Основные направления имагологических исследований в истории   выборочный контроль на лекции
3. Основные проблемы теории и методологии имагологических исследований. Этнические архетипы, стереотипы и образы Опрос на семинаре, подготовка эссе «Национальный характер – миф или реальность»
4. Имагологическая оппозиция Запад/Восток. Основные черты взаимопредставлений жителей «Запада» и жителей «Востока». выборочный контроль на лекции Опрос на семинаре
5. Представления западноевропейцев о России и русских на Западе: от средневековья к новому времени. выборочный контроль на лекции Опрос на семинаре
6. Русские глазами французов до 1818 г. выборочный контроль на лекции, Опрос на семинаре
7. Французы глазами русских до 1818 г.   Опрос на семинаре
8. Развитие взаимных представлений друг о друге русских и французов в 19 в.   Опрос на семинаре
9. Англичане глазами русских   Опрос на семинаре
10. Русские глазами англичан   Опрос на семинаре
  11. Русские глазами немцев   Опрос на семинаре
  12. Немцы глазами русских   Опрос на семинаре
  13. Скандинавы и русские глазами друг друга.   Опрос на семинаре
  14. Испания и Россия: образы «другого» в пограничных культурах   Опрос на семинаре
  Итого: зачет
                   

 

Содержание дисциплины

1. Становление имагологии как самостоятельной области научных знаний. Философские основы имагологии.

Переосмысление традиционных (позитивистских, марксистских, социологизированных) схем историописания после Первой мировой войны. Поворот к субъективности. Феноменология Гуссерля. Интенциональность сознания. Теория эмпатии. «Групповой дух» Шелера. История ментальностей и школа «Анналов». Ж.Дюби. Новые постановки вопросов при интерпретации письменного источника. Коллективные восприятия. Закономерности коллективного и индивидуального восприятия (избирательность, глобализация, проективность). Понятие «Другого», «Чужого» от Платона до Дильтея. Имагология как наука об образах «Другого».

 

2. Основные направления имагологических исследований в истории

Предмет имагологии, основные направления. Общественная роль и значение имагологии. Гендерная, конфессиональная, социальная, возрастная, потестарная имгологии. Этническая имагология. Этнические представления как отражения двух реальностей. Ж.Шинар и Н.Ерофеев. «Метод зеркала» в изучении образа «Чужого».

 

3. Основные проблемы теории и методологии имагологических исследований. Этнические архетипы, стереотипы и образы.

Работы по теоретическим вопросам национального характера. Дискуссия о существовании национального характера, методики его изучения. И.С.Кон, Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Бромлей. Динамика и внутренняя противоречивость восприятий (Ж. Ларошель). Иерархия взаимных отражений. С. Марандон. Архетип, стереотип и образ («идея», «мнение»). Понятия «архетипа» (по Юнгу) и стереотипа (по Лимпману). Пути формирования образа «Другого». Социальная дифференцированность образов (Л.Копелев). Дискуссия о реальности этнических отражений.

Этнопсихология и имагология.

 

4. Имагологическая оппозиция Запад/Восток. Основные черты взаимопредставлений жителей «Запада» и жителей «Востока».

Современная «западная» цивилизация как преемница греко-романской античной культуры. Традиции противопоставления античной культуры так называемому «Востоку», т.е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами. Европейский взгляд на Восток как на нечто однородно «восточное», без учета различий между странами этого региона. Отражение дихотомии Восток-Запад у писателей ХIХ-ХХ вв. в. П.Я. Чаадаев о различных путях развития ума: «Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе». Редьярд Киплинг о различиях между Востоком и Западом.Представления о "восточным" типе мышления, тесно связанным с восточными религиями, которые, за исключением ислама, представляются более веротерпимыми, более склонными к пантеизму, т.е. обожествлению природы, и более "вписанными" в саму материю культуры.
(в Индии, религия и культура практически совпадали на протяжении тысячелетий). Специфика восточных религий. "Компенсационные" качества восточного мировосприятия.Для восточного человека, в отличие от европейца, характерны: большая интроверсия, т.е. сосредоточенность на самом себе и собственной внутренней жизни; меньшая склонность к восприятию противоположностей, которые нередко отрицаются; большая вера в совершенство и гармонию окружающей Вселенной, а отсюда и ориентация не на ее преобразование, а на приспособление к некоему «космическому ритму». В целом, несколько схематизируя, восточный тип мышления по отношению к окружающему миру более пассивен, более уравновешен, более независим от внешней среды и ориентирован на единство с природой. 5. Представления западноевропейцев о России и русских на Западе: от средневековья к новому времени.Обоюдное формирование образа в долгосрочной перспективе. Феномены longe diree и влияние архетипов.Источники знаний западноевропейцев о России и их специфика. Периоды и этапы взаимодействия русской и западноевропейской культур. «Chansons de geste». Рабле и Монтень. Архетипическое противопоставление «цивилизации» и мира «варваров», «южных» народов народам «северным». Утверждение представления о русских как о «варварах» и «азиатах» и «деварваризация» скандинавов. Понимание «цивилизации» как римско-католической цивилизации. Ассоциация «московитов» с «татарами».Первые сочинения западноевропейцев о России и русских. Маржерет, Гаспар де Тенд, Л.В. Боплан, П. Шевалье, П. Линаж.


2015-11-10 707 Обсуждений (0)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (707)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)