Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Измерение монопольной власти



2015-11-11 1151 Обсуждений (0)
IV. Измерение монопольной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее известные показатели, которые используются для измерения монопольной власти - индекс Лернера и индекс Херфендаля – Хиршмана.

Индекс Лернера-IL=(Pm – MC)/Pm =1/ed.Его значение колеблетсяв пределах от 0 до 1. Чем ближе IL фирмы к 1, тем большей монопольной властью она обладает. Учитывая сложности расчёта MC, они могут быть заменены AC и, соответственно, IL =(Pm – AC)/Pm. Умножив числитель и знаменатель на Q, получим в числителе прибыль, а в знаменателе – общий доход = π/TR. Таким образом, согласно Лернеру, высокая прибыль – признак монопольной власти фирмы.

Индекс Херфендаля – Хиршмана (Ihh) – показатель концентрации отраслевого рынка.Он характеризует распределение рыночной власти между участниками рынка. Для его расчёта доли рынка каждой фирмы виде дробей должны быть возведены в квадрат, сумма которых равна значению Ihh =S12 +S22 + S32… +Sn2=∑Si2; S12-удельный вес самой крупной фирм, S22 - удельный вес последующей по величине фирмы. По уровню концентрации (CR) в мировой практике рынки делятся на три группы.

 

 

 

Расчёт Ihh имеет практическое значение, он используется в антимонопольной политике при оценке слияний компаний.

 

V. Экономические и социальные последствия монополизации рынка.

Экономические и социальные последствия монополизации рынка неоднозначны и проявляются в разных формах на различных рынках несовершенной конкуренции, различающихся по силе монопольной власти и уровню концентрации. В наибольшей степени отрицательные социальные и экономические воздействия на социально-экономическое развитие оказывают рынки монополи и олигополии. Высокая власть над ценами деформирует рыночный механизм, блокируя его способность к эффективному использованию производственных ресурсов. Высокий уровень монополизации на этих рынках обуславливает снижение излишка потребителя (его захватывает производитель), а также приводит к недогрузке производственных мощностей (рис.7), что связано с безвозвратными потерями для общества.

 

Рис.7.

 

 

На рынке монополистической конкуренции в коротком периоде тоже монопольная власть приводит к подобному роду потерям. Но, во-первых, эти потери значительно меньше, чем на двух других рынках несовершенной конкуренции. Во-вторых, потери излишка потребителя компенсируются наличием на этом рынке широкого спектра дифференцированных товаров, что позволяет более эффективно удовлетворять потребности покупателей на данном рынке.

Отрицательные последствия господства монополий и олигополий требует осуществления государственной антимонопольной политики, цели и инструменты который закрепляются в национальном законодательстве.

Негативные экономические и социальные последствия господства в экономике монополий и олигополий неправомерно абсолютизировать. Во-первых, крупные компании имеют экономию от масштаба производства. Во-вторых, в результате вертикальной интеграции внутри концернов экономятся транзакционные издержки. В-третьих, на рынках монополии и олигополии получение экономической прибыли позволяет крупным компаниям заниматься НИОКР.

 

Задания к теме

I. Контрольные вопросы:

1.В чем заключается отличие кривой спроса монополиста от кривой спроса конкурентной фирмы?

2.Как воздействует изменение цены на реализуемую продукцию на общий доход монополиста?

3.Почему предельная выручка монополиста от продажи единицы продукции монополистом меньше цены?

4.В каком случае общий доход монополиста достигает максимальной величины?

5.Почему индекс Лернера является показателем силы монопольной власти?

6.Почему линия предельного дохода монополиста пересекает отрезок горизонтальной оси, заключенный между кривой спроса и вертикальной осью в середине?

7.Каким образом монополист устанавливает цену на свою продукцию и определяет максимальный объем производства? Докажите, что при установленном таким образом объеме производства масса получаемой прибыли является максимальной.

8.Почему в условиях монополизированного рынка отсутствует функция предложения?

9.Каким образом совершенный конкурент и монополист реагируют на увеличение спроса на свою продукцию?

10.К каким экономическим и социальным последствиям для общества приводит господство монополий?

11.Чем объяснить возникновение чистых общественных потерь от власти монополий?

12.Почему кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса у монополиста, занимающегося ценовой дискриминацией?

13.Какова государственная политика по отношению к монополиям?

14.В чем заключается сущность естественной монополии? Каким образом государство регулирует ценовую политику естественных монополий?

II.Задачи

1. таблице1представлен спрос на продукцию фирмы-монополиста. Предельные издержки фирмы в данном случае величина постоянная и равна 10ден.ед.

Таблица1

 

 

Цена(P) Объём производства (Q)

 

Определите:

а).Функцию предельного дохода фирмы-монополиста;

б). При каких объёмах выпуска и продукции и цене фирма получает максимальную прибыль?

в). Какова величина максимальной прибыли?

г).Если бы в данной отрасли существовала бы совершенная конкуренция, чему бы ранились в этом случае равновесные цены и выпуск?

д).Каким бы оказался бы в этом случае выигрыш общества?

 

2.Функция издержек монополиста: TC=50+20Q; функция спроса: З=100 – 4Q.

Определите: а)объём продаж и величину прибыли фирмы; б).Объём продаж и величину прибыли при условии, что монополист будет осуществлять совершенную ценовую дискриминацию.

 

 

3.Монополисты (№№ 1 – 6) располагают данными о своей деятельности, представленными в таблице 2

 

P MR Q TR TC FC AC MC
   
  Мин.значене  
      1,8
   
    Мин.значение  
2,5    

 

Заполните таблицу недостающими данными.Какое решение должен принять менеджер?

 

 

:

 

 



2015-11-11 1151 Обсуждений (0)
IV. Измерение монопольной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Измерение монопольной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)