Психологические рекомендации родителям близнецов
1. Семенов В.В.,Кочубей Б.М. Близнецы: проблемы развития и воспитания. М., 1985. 2. Психологические очерки о близнецах / Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С. , Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. – 104 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»). 3. Фридрих В. Близнецы. М., 1985.
´Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Как с точки зрения генетики поведения можно описать формирование фенотипа на клеточном и психофизиологическом уровнях? 2. Какие статистические показатели использует онтогенетика при исследовании процессов развития и анализа тех изменений, которые происходят с возрастом? 3. С чем связан интерес исследователей к средовым факторам и как он реализуется на примере конкретного исследования? 4. Какие существуют точки зрения, схемы описывающие взаимовлияние генотипа и среды? 5. Какие существуют исследовательские модели взаимодействия среды и генотипа в генетике поведения? 6. Каковы возрастные изменения в соотношении генотип-средовых показателей в вариативности: · интеллекта и когнитивных способностей · личности? 7. В чем заключается гипотеза А.Р.Лурия по отношению к исследованиям в возрастной генетике поведения.
Задания для самостоятельной работы: ? Задание 1. Заполните таблицу хронологического развития психогенетики как науки.
? Задание 2.Составьте генеалогическое дерево своей семьи, используя традиционные обозначения.
Пример:
?Задание 3.Используя составленное в задании 2 генеалогическое дерево (родословную), выберите какой-нибудь легко наблюдаемый внешний признак для анализа (например: цвет глаз, рост и.т.п.) и обозначьте его присутствие в семье. Ответьте на следующие вопросы: 1. встречается ли изучаемый признак во всех поколениях и многие ли члены родословной обладают им. 2. одинакова ли его частота у лиц обоих полов и у лиц какого пола он встречается чаще. 3. лицам какого пола передается признак и от кого от отца или матери.
?Задание 4.Заполните таблицу методов психогенетики.
?Задание 5. график 1
А. Предположим, что есть две чистые линии кроликов с генотипами G1 и G2. Исследователя интересует, есть ли зависимость между густотой шерсти (фенотип) и температурными условиями (среда), в которых выращиваются кролики. Допустим, эта зависимость носит линейный характер, т.е. чем выше температура, тем меньше густота шерсти животных. Генотип G1 оказался менее чувствителен к температуре, чем генотип G2. Были построены графики зависимости фенотипа от среды (норм реакции). Ответьте на вопросы: 1. различаются ли фенотипически (по густоте шерсти) животные обеих линий? 2. животные какой линии имеют более густую шерсть? 3. различаются ли генотипы по своим нормам реакции? 4. какой генотип более чувствителен к среде?
Б. Проанализируйте аналогичным образом графики 2 и 3, ответьте на вопросы. график 2 график 3
?Задание 6. Проанализируйте данные таблицы и графика и ответьте на вопросы:
1. Изобразите на графике линии качественной изменчивости в популяции для каждого генотипа, используя данные таблицы.
2. Какой генотип наиболее, наименее чувствителен к средовым влияниям? 3. Чем можно объяснить межгрупповые и внутригрупповые различия?
?Задание 7.Используя формулы Игнатьева В.М.(Психогенетика, стр. 199-200), подсчитайте коэффициенты наследуемости, общей и различающейся среды.
Сделайте вывод о роли генотипа-среды в фенотипической дисперсии данных свойств. ?Задание 8.Сделайте вывод о возрастной динамике генотип-средового соотношения для трех признаков. Таблица 1.
?Задание 9.Предложите схему экспериментального исследования, в котором максимально учитываются генетические, средовые факторы и возрастная динамика. Укажите особенности выборок и используемых методов.
?Задание 10.Составьте вопросник для определения зиготности близнецов, включив вопросы о внешнем облике, поведенческих и психологических характеристиках. Сравните собственные вопросы с вопросником в книге «Близнецы» В.Фридрих.
?Задание 11.Расположите в хронологическом порядке онтопсихогенетические исследования свойств темперамента и интеллекта.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1016)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |