Общие рекомендации по организации самостоятельной работы
УДК 338.2
Яковлева, Е.А. Управленческая экономика [Текст] : методические указания для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки магистров 080200.68 «Менеджмент» /Е.А. Яковлева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова». – Воронеж, 2015. – 43 с.
Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова» (протокол № ... от ...................... г.)
Рецензент кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории и Мировой экономики Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I Ивашинина Татьяна Борисовна Введение Целью изучения дисциплины «Управленческая экономика» является формирование у будущих менеджеров глубоких знаний закономерностей развития современной экономики и общих принципов поведения экономических агентов в условиях рынка, теоретических знаний и практических навыков по обоснованию принимаемых решений для реализации финансово-инвестиционной политики и управления производством. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - теоретическое освоение студентами знаний, связанных с рыночным равновесием и неравновесием, поведением потребителя, выявление и формулирование актуальных научных проблем потребительского спроса, предложения и потребительского поведения; - исследование современных представлений о предпринимательстве, фирмах, издержках и прибыли; - приобретение практических навыков сбора, обработкии оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений, анализ существующих форм организации управления, обоснование предложений по их совершенствованию; - моделирование основных типов экономических и управленческих решений, которые должны принимать менеджеры применительно к распределению ограниченных ресурсов фирмы; - приобретение систематических знаний о закономерностях, правилах и процедурах формирования организационных структур управления и экономического механизма функционирования организаций, варианты их построения, достоинства и недостатки; - понимание механизма взаимодействияправительственных структур с бизнесом, определение воздействия этих структур на результативность деятельности коммерческих организаций. Студент по результатам освоения дисциплины: «Управленческая экономика» должен обладать следующими компетенциями: - способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1); - способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2); - способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4); - способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5); - владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6); - способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности (ПК-8). В результате освоения дисциплины студент должен: - знать:общие принципы функционирования экономических агентов в условиях рынка; методы экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК‑6); подходы по обоснованию принимаемых решений для управления фирмой в краткосрочном и долгосрочном периоде; содержание основных категорий и этапов управления деятельностью фирмы, функционирующей в условиях конкурентных экономических отношений; - уметь:управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК‑1); разрабатывать корпоративную стратегию (ПК‑2); разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК‑4); процессами и оценки их эффективности (ПК‑8); оценивать деловую ситуацию на фирме, учитывая критерии рыночного хозяйствования на макроуровне; осуществлять внутреннюю диагностику деятельности фирмы с точки зрения ее конкурентоспособности; - владеть: навыками разработки программ организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК‑4); количественными и качественными методами для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК‑5); методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК‑6); навыками оценки производственного потенциала фирмы, факторов роста производства и реализации на товарных рынках. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя: - подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий; - самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами; - написание рефератов, докладов, эссе; - подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий; - выполнение письменных контрольных и курсовых работ; - подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам; - работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.; - участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.; - участие в научной и научно-методической работе кафедры; - участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.; - другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой. Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов: - определение цели самостоятельной работы; - конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи; - самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; - выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения); - планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи; - реализация программы выполнения самостоятельной работы. Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях. Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.
Подготовка рефератов Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним. Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме. Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки. В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п. Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников. Рефераты в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериями: - актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме; - информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов; - простота и доходчивость изложения; -структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность; - убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов. Составление списка использованной литературы. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату, докладу, необходимо составить список литературы, использованной в работе над ним. Основные этапы работы над рефератом В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный. Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме. Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного. Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы. Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы. Структура реферата Введение Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст. Оно должно содержать следующие элементы: а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат; б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате; в) цель данной работы; г) задачи, требующие решения. Объем введения при объеме реферата 10-15 может составлять одну страницу. Основная часть. В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики. В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала. Заключение Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются. Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения. Рекомендуемая тематика рефератов по курсу: 1. Максимизация прибыли и максимизация благосостояния акционеров – какая из указанных задач полнее отражает экономические цели компании. 2. Механизм спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Важность его понимания для менеджеров. 3. Прогнозирующие способности ведущих экономических показателей. 4. Проблемы измерения производительности в различных отраслях (производство, образование, правительство) Критерии и возможность измерения. 5. Закон убывающей отдачи, средние издержки и средние переменные издержки – взаимосвязь, или взаимоисключение. 6. Кривая обучения – явление краткосрочного, или долгосрочного природа. 7. Оценка краткосрочной функции издержек. Варианты использования регулирующих факторов. 8. Достоинства и недостатки методов оценки издержек. 9. Свобода входа – выхода на рынок в условиях совершенной конкуренции и его действие на способность фирм получать сверхприбыль. 10. «Нормальна» ли для фирмы нулевая экономическая прибыль. 11. Варианты бизнеса, которые должна учитывать типичная фирма. 12. Правило MR=МС и трудности его использования в реальном бизнесе. 13. Критерии олигополистического рынка, важность для менеджеров понимания присутствия на рынке олигополистических конкурентов. 14. Ценовая дискриминация и позиция равенства. 15. Картельные цены – условие формирования благоприятных условий формирования и сохранения картеля. 16. Методы ценообразования и кривая спроса. Обязательно ли метод «издержки-плюс» игнорирует кривую спроса. 17. Возможности и необходимость определения оптимального объема капиталовложений компании. 18. Механизмы и способы преодоления неопределенности. 19. Репутационный риск – основные понятия и необходимость оценки. 20. Риски инвестиционного проекта. 21. Офшоринг – всемирная проблема личных интересов. 22. Проблемы двойного налогообложения для МНК. 23. Эволюция теоретических взглядов на проблемы государственного регулирования рыночной экономики. 24. Огосударствление экономики – причины, необходимость, перспективы. Границы государственного вмешательства в экономику Написание эссе Написание эссе – это вариант творческой работы, в которой должна быть выражена позиция автора по избранной теме. Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ней связанные. Алгоритм выполнения задания: 1. Выбрать тему эссе, если она не задана изначально. 2. Сформулировать предмет анализа в эссе или исходные тезисы. 3. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, чтобы в их число входили первоисточники). 4. Критически проанализировать различные факты и оценить их интерпретацию. 5. Сформулировать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источника. Эссе должно включать следующие части, отвечающие определенным требованиям: 1. Краткое содержание, в котором необходимо: - четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы; - кратко описать структуру и логику развития материала; - сформулировать основные выводы. 2. Основная часть эссе содержит основные положения и аргументацию. 3. Заключение. В нем следует: - четко выделить результаты исследования и полученные выводы; - обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования. 4. Библиография. Тематика эссе по курсу: 1. Максимизация прибыли и максимизация благосостояния акционеров – какая из указанных задач полнее отражает экономические цели компании. 2. «Нормальна» ли для фирмы нулевая экономическая прибыль. 3. Задачи и мотивы функционирования фирмы – это тождественные понятия или нет? 4. Как скрытые издержки приводят к различию между прибылью, которая учитывается по бухгалтерии, и экономической прибылью. 5. Считаете ли вы, что модель максимизации прибыли можно применять к деятельности современных корпораций. 6. Почему, как вы думаете, при определении спроса и предложения экономисты сосредоточиваются на цене, оставляя постоянными другие факторы, которые могут влиять на поведение покупателей и продавцов. 7. В чем заключаются различия между дефицитом и ограниченностью. Рассмотрите различия в долгосрочном и краткосрочном периоде. 8. Дайте определение трем стадиям производства. Почему фирма, действующая рационально, всегда пытается работать на II стадии. 9. Приведите примеры типов расходов, которые могут входить в производственную функцию для производственной компании и компании, оказывающей услуги. 10. Почему правило Р=МС ведет фирму к оптимальному уровню производства. 11. Объясните, почему MR=МС помогает монополиям определить оптимальный уровень цен и объема производства. 12. В чем состоит связь между правилом Р=МС и правилом MR=МС. 13. Дайте определение трем стадиям производства. Почему фирма, действующая рационально, всегда пытается работать на II стадии. 14. Рассмотрите и приведите примеры типов расходов, которые могут входить в производственную функцию для производственной компании и компании, оказывающей услуги. 15. Почему эффект масштаба считается явлением долгосрочным. 16. Что означает ценовая дискриминация. Объясните, как этот процесс влияет на цены и продукцию. 17. Объясните ход рассуждений в теореме Коуза относительно того, что для нивелирования внешних эффектов рынка вовсе не обязательно вмешательства правительства. 18. Объясните смысл термина «глобализация» и приведите аргументы за и против. 19. Покажите, как корпорация может извлечь выгоду из трансфертных цен. 20. Почему фирмы предпочитают сливаться на рынках, подверженных сильному дерегулированию со стороны правительства.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (675)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |