Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психодиагностика – измерение и оценка профессиональных качеств



2015-11-11 968 Обсуждений (0)
Психодиагностика – измерение и оценка профессиональных качеств 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Возникает важный в практическом отношении вопрос – как измерить и оценить профессионально важные качества. Это умение называют психодиагностикой или тестологией. Цель психодиагностики предсказать эффективность действий исполнителя в реальной производственной обстановке, включая чрезвычайные (экстремальные) условия [7].

Профессиональная диагностика состоит в том, чтобы при помощи определенных психодиагностических средств и методов произвести объективную оценку способностей и деловых качеств человека и разработать практические рекомендации по выбору профессии или совершенствованию его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Основные принципы профессиональной диагностики заключаются в вероятностном характере результатов диагностики в зависимости от осознания,
а также искренности ответов обследуемого. Оценка психологических качеств личности в процессе диагностики, проводимой в короткий промежуток времени, зависит от состояния, в котором находится обследуемый, она может измениться по мере перехода из спокойного состояния в стрессовую ситуацию, переживания возрастных изменений или кризисов.

Точность и прогностичность психодиагностической информации зависит также от таких факторов, как степень открытости человека в ходе тестирования, знания им своих особенностей, степени осознания им собственных психологических защит и установок, функционального состояния и настроения, желания или нежелания тестироваться. Следует учитывать и тот фактор, что одним из ведущих факторов внутреннего развития человека и, как следствие этого развития изменения результатов психодиагностической оценки, выступает фактор волевой саморегуляции.

Для психодиагностики используется целый арсенал методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Методики измерения предполагают выполнение определенных заданий и количественную оценку качества выполнения такого задания (по времени, количеству ошибок, опознанных фигур и др.).

Абсолютные значения измеренных показателем могут находиться в разных диапазонах, каждому из которых ставится в соответствие определенный балл или прогностический коэффициент.

Сумма баллов или прогностических коэффициентов по всем измеренным профессионально важным качествам определяет соответствие данного человека требованиям профессии или позволяет выработать рекомендации по увеличению эффективности профессиональной деятельности.

Познакомимся с некоторыми методиками измерения психофизиологических профессионально важных качеств.

 

Оценка уравновешенности и подвижности нервной системы

Уравновешенность нервных процессов (УНП) оценивается с помощью измерения реакций на движущийся объект (на приборе РДО). Испытуемый должен остановить стрелку секундомера на делении, указанном экспериментатором, предварительно дав описать ей один круг. Оценка – по количеству точных реакций.

Лабильность (подвижность) нервных процессов (ЛНП) – испытуемый на приборе КЧСМ 5 раз выводит лампочку из режима мельканий поворотом рукоятки частоты от 20 до 60 Гц и пять раз поворотом от 60 до 20 Гц. Оценка – по разнице между средним значением частоты мельканий при повороте от 20 до 60 Гц и средним значением при повороте в обратном направлении.

Оценка внимания

Определение скорости переключения внимания осуществляется с помощью цифровой черно-красной таблицы, на которой размещены числа черного
(от 1 до 24) и красного (от 1 до 24) цветов в случайной комбинации. Испытуемый сначала должен находить красные числа в возрастающем порядке. Затем черные числа в убывающем порядке. Затем дается задание отыскивать красные числа в возрастающем порядке и одновременно черные в убывающем.

Исследование устойчивости внимания проводится с помощью таблицы знаков в виде колец с разрывом, ориентированных в разных направлениях. Дается задание найти и вычеркнуть кольца, у которых разрыв ориентирован, например, на 12 часов. Оценка – по количеству пропущенных знаков в 1-ю и 5-ю минуты и по общему количеству просмотренных знаков в 1-ю и 5-ю минуты.

Исследование концентрации внимания проводится с помощью таблицы «Перепутанные линии». На такой таблице имеется 25 перепутанных линий. Начало каждой линии обозначено цифрой (от 1 до 25), конец – буквой (от А до Ш). За определенное время необходимо найти наибольшее количество соответствий каждой цифре определенной букве, при последовательном просмотре каждой линии, начиная с первой. Оценка – по количеству правильно просмотренных линий за определенный период времени.

Широта распределения внимания (ШРВ) – испытуемый должен в течение заданного времени найти и записать определенное количество недостающих чисел из таблицы с числами от 1 до 40. Оценивается время выполнения задания и количество правильных ответов.

 

Оценка памяти

Исследование долговременной памяти по предъявлению и узнаванию зрительных образов применяется для профессии, где превалирует зрительная память. Методика заключается в том, что испытуемому предлагается запомнить несколько геометрических фигур, а затем узнать их среди большого количества фигур, предъявляемых впоследствии.

Методика определения объема кратковременной памяти применяется для определения способности запомнить на непродолжительный срок предъявленную информацию. Испытуемому предъявляют числовые рады, содержащие от 3 до 10 цифр, в порядке увеличения на одну цифру. Эксперимент прекращается, если испытуемый 2 раза неправильно воспроизведет одинаковые по объему ряды.

 

Оценка мышления

Тесты на оценку мыслительной деятельности человека очень разнообразны. Это еще раз подчеркивает сложность процесса мышления. Наиболее простым представляется тест для исследования способности человека к пространственно-образному мышлению или тест на технический интеллект: испытуемому необходимо из 4 предлагаемых видов найти тот, который является правильным, т.е. соответствует виду на какой-либо объект в указанном направлении. Количество предъявляемых объектов 4–5 .

Другие тесты являются более сложными и включают в себя несколько десятков заданий, которые надо выполнить за ограниченное время. Например, при исследовании оперативного мышления и подвижности второй сигнальной системы задания могут быть следующими:

1) напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года;

2) напишите слово «шар» так, чтобы любая из букв была вписана в треугольник .

При выявлении способности к аналитическому мышлению и установлению закономерностей используется методика Равена. Испытуемому предъявляются бланки с рисунками, представляющими собой комбинацию из 4–9 фигур, состоящих между собой в определенной зависимости. Задачей испытуемого является установление этой зависимости (закономерности).

Оценка эмоций

Для экспресс-оценки эмоциональных личностных характеристик используются тесты Остберга, Тейлора, Айзенка, «незаконченные предложения».

Личностный опросник Остберга дает информацию о хронобиологическом типе человека, что важно при расстановке рабочих по сменам вахты, организации многосменной работы.

Широкую популярность получили тесты Тейлора для определения уровня эмоциональной напряженности (УЭН) – тревожности и Айзенка для характеристики типа личности и свойств ее реакций и поведения.

Уровень тревожности – биологически и социально необходимое явление, обеспечивающее реакцию человека на изменения в окружающей среде и адаптацию к этим изменениям. Тест Тейлора состоит из ряда утверждений, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться. Например:

1) обычно я работаю с большим напряжением;

2) обычно мои руки и ноги холодные;

3) у меня прерывистый и беспокойный сон;

4) временами я волнуюсь из-за пустяков.

Каждое согласие оценивается баллом. Несогласие нулем. По сумме баллов определяется УЭН – тревожности. Согласно закону Йеркса-Додсона с увеличением уровня тревожности увеличивается и психическая работоспособность деятельности, но при достижении определенного значения тревожности (УЭНзапр) психическая работоспособность принимает максимальное значение и в дальнейшем падает. Организм попадает в зону запредельных психических напряжений. Рекомендуемое значение УЭН 40 – 60% от УЭНзапр.

Личностный опросник Айзенка характеризует такие стороны личности, как экстраверсия –интроверсия и нейротизм (несколько упро­щенно понимаемые как степень склонности к общению и разно­образию впечатлений). Он состоит из 57 вопросов, на которые даются ответы «да» или «нет». При помощи ключа определяется тип личности:

· экстраверсия (Э) – 13–25 баллов;

· интроверсия (И) – 12 и меньше баллов;

· нейротизм (Н) – больше 25 баллов.

Установлена корреляция между уровнем тревожности, нейротизмом и работоспособностью человека.

Тест «Незаконченные предложения» применяется для определения внутреннего конфликта личности – конфликтности человека.

Необходимость в тестировании эмоциональных личностных характеристик возникает в случае возможной работы в экстремальных условиях, при вахтовом методе организации работы.

Следует обратить внимание на одну особенность личностных опросников, общую для опросников Айзенка, Тейлора, Кеттела, ММРI (Миннесотский многофакторный личностный опросник), разра­ботанных зарубежными психологами и психиатрами: «диагноз личности», полученный с помощью этих опросников, довольно неустойчив, заметно изменяется с изменением жизненных обсто­ятельств опрашиваемого. Например, такие утверждения, как «я сплю крепко», «обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на шум», «я начинаю нервничать, когда задумы­ваюсь обо всем, что меня ожидает», «когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство» и т. п., по-разному могут приниматься одним и тем же чело­веком в разные периоды его жизни. Известно, например, что под влиянием болезни или серьезных неприятностей человек часто интровертируется (снижается его потребность в общении). Для медицинского психолога и представителей ряда других специальностей такая особенность личностных опросников выступает как достоинство, для целей профессиографии она выступает как недостаток.

Итак, мы рассмотрели некоторые методики для определения профпригодности испытуемых, выявления профессионально важных качеств личности. Разумеется это только небольшая часть существующих методик. Кроме этого, не рассматривались методики определения и оценки характеристик анализаторов, физических характеристик человека.

 

4. Практическое исследование характеристик
и профессионально важных качеств личности

 

4.1. Задание на исследование психической работоспособности
и уровня эмоционального напряжения

Задание предусматривает исследование зависимости психической работоспособности от уровня тревожности как устойчивой черты личности.



2015-11-11 968 Обсуждений (0)
Психодиагностика – измерение и оценка профессиональных качеств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психодиагностика – измерение и оценка профессиональных качеств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (968)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)