Как создать безупречный текст выступления
С точки зрения требований структуры речи безупречный текст выступления состоит из тезиса, аргументов, иллюстраций к ним, вывода.
Тезис— это логический стержень всей речи. На него, как в игрушке-пирамидке, последовательно нанизываются нужные кольца аргументов и иллюстраций, а поверх всего этого насаживается наконечник-вывод. Таким образом, конструкция имеет правильную форму и не разваливается. Чтобы не допустить пустопорожнего «спора о словах» и/или неправильного понимания смысла речи, ключевые формулировки тезиса обязательно обосновываются. Для этого и необходимы аргументы. Но не любые, а только: Ø достаточные для доказательства; Ø истинные; Ø непротиворечивые; Ø четкие; Ø объединенные в систему.
С точки зрения восприятия слушателя аргументы делятся на сильные — те, которые трудно опровергнуть; слабые — те, против которых легко найти возражение. Разумеется, автор речи должен стремиться привлекать только сильные аргументы. Либо психологически усиливать те, что есть. И, наконец, направленность делит аргументы на: Ø собственно аргументы оратора; Ø контраргументы, возникающие у оппонента в качестве возражения оратору. Говорящий, зная или чувствуя аудиторию, может предвидеть ее возможные контраргументы. Но будет еще лучше, если он заранее исключит их с помощью фраз типа: «Здесь мне могли бы возразить, что ... но это не совсем так, потому что ...». К каким бы аргументам и иллюстрациям ни прибегнул автор пропагандистской речи, главное не забывать: ее содержание всегда должно быть конкретно и соотносимо с жизненными интересами адресата. Последнее звено в доказательственной цепочке — вывод. Это не просто заключение речи, а яркий и обязательный усилитель ее тезиса. «Итак, мы доказали, что ...» «Вы все теперь убедились в том, что ...» «И теперь нельзя усомниться в том, что ...». Все компоненты «пирамидки» должны быть прочно склеены. В качестве «клея» используются логические связки между всеми содержательными блоками. Они подчеркивают строгую логичность доказательства и усиливают убедительность речи. Кто ясно мыслит, ясно излагает Логика расположения аргументов на тезисном стержне тоже очень важна, поскольку напрямую связана с восприятием всей речи. Есть несколько способов композиции аргументов: Ø нисходящий и восходящий — когда аргументы располагаются по силе: от «ударных» к вспомогательным или от слабых к более веским; Ø индуктивный и дедуктивный — доводы выстраиваются либо от анализа конкретных фактов к выводу, либо наоборот, от общего рассуждения к частному; Ø односторонний и двусторонний — излагаются аргументы одной направленности (доказывающие или опровергающие), либо аудитория сопоставляет обе позиции и выбирает с автором одну из них. При этом оппонент может быть реальным или вымышленным (прием «чучело оппонента»). Двусторонняя аргументация активизирует внимание, позволяет глубже проанализировать ситуацию и подтолкнуть адресата к самостоятельным выводам. Этот прием предпочтителен в интеллектуальной аудитории, готовой принять чужую точку зрения.
При наличии первого и отсутствии второго начинать нужно с наиболее сильных аргументов. Но если автору нужно «завоевывать» аудиторию, то выбирается восходящий способ композиции аргументов, и они рассматриваются от самого слабого к самому сильному. Чаще всего аудитория бывает неоднородна, и определить ее отношение к оратору и его позиции невозможно. Тут эффективен «комбинированный» способ расположения аргументов, когда самые сильные ставятся по «краям» речи: второй по силе — в начале, самый сильный — в конце, а остальные выстраиваются так, чтобы «спрятать» слабые в середине.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |