Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ УРОВНЕ



2015-11-11 4357 Обсуждений (0)
НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ УРОВНЕ 4.80 из 5.00 5 оценок




 

 

Стратегия заключается в последовательных маркетинговых действиях. Продукт, ценообразование,
дистрибуция, реклама – вот действия, которые составляют маркетинг и которые должны быть последовательно сфокусированы на тактике. В маркетинге, как и в войне, самой безопасной стратегией является быстрое использование тактики...

Джек Траут

На инструментальном уровне разрабатывается комплекс инструментов маркетинга – маркетинг-микс.

Маркетинг-микс – это набор, поддающийся контролю переменных факторов, совокупность которых позволяет решить маркетинговые задачи в отношении целевых рынков.

Первоначально выделялось 4 группы переменных факторов – «4Р» (товар, цена, место, продвижение). Данное сочетание инструментов маркетинга предложил в 1964 г. Джерри Маккарти.

 

Пример 5.1*

История самой успешной маркетинговой концепции (модели)*   Примерно в 1940-х гг. появляются первые попытки систематизи- ровать инструменты маркетинга. В одной из публикаций Джеймса Кали- тона возникает новый термин «marketing mix» (комплекс маркетинга) с мыслью о том, что маркетинговое решения является чем-то наподобие рецепта. В 1953 г. термин «marketing mix» используется в одном из доку- ментов Американской ассоциации маркетинга Нейлом Борденом. Примерно к концу 1950-х гг. Нейл Борден использует в этом качестве модель из 12 элементов: планирование продукта, ценообразование, брендинг, каналы дистрибуции, личные продажи, реклама, продвижение, упаковка, демон- страции, обслуживание, физические свойства, поиск фактов и их анализ. Альберт Фрей в 1961 г. высказал идею, что переменные маркетинга должны быть разделены на две основные группы: первая составляет пред- ложение (продукт, упаковка, бренд, цена, сервис), а вторая – методы и инструменты (каналы дистрибуции, реклама, личные продажи, стимули- рование сбыта и PR). В 1964 г. Джерри Маккарти предложил модель 4P – комплекс маркетинга из таких элементов, как продукт, цена, дистрибуция (место) и продвижение. По иронии судьбы (или дальновидному замыслу автора?), в концепции Маккарти все 4 элемента комплекса маркетинга начинаются на букву «Р». В результате получилось удачное простое название концепции – «4Р», во многом благодаря которому эта концепция получила столь широкую известность (тем самым явив собой образцовый пример практического применения маркетинга). Концепция Маккарти «4Р» была впервые опубликована в 1965 г. в статье «The Concept of the Marketing Mix», автором которой являлся Нейл Борден. Из множества предложенных по сегодняшний день схем только классификация Маккарти стала действительно общепринятой.

 

Кроме «4Р» продавца, стало популярным выделение «4С» покупателя, предложенные Бобом Лотерборном:

1) нужды и потребности;

2) издержки клиента;

3) удобство;

4) коммуникации.

С развитием маркетинга возникли споры о составе элементов
и предложения о расширении комплекса.

Появился 5-факторный комплекс маркетинга, в который добавился элемент «люди», что отражает возрастание значения человеческого фактора при реализации стратегии и тактики маркетинга.

Ф. Котлер в книге «Маркетинг в третьем тысячелетии» предлагает
к «5Р» добавить элементы «влияние макрополитических факторов на маркетинговые решения» и «учет тенденций общественного мнения».

Некоторые исследователи предлагают детализировать элемент «товар» и выделить элемент «процессы».

Процесс производства может быть разделен на элементы, поэтому важно, как каждый элемент работает и выполняет свою задачу.

Особое значение процессы имеют в сфере услуг, так как услуги нельзя хранить и они неосязаемы.

В последнее время предлагают включать еще один специальный элемент, описывающий целостную программу работы с клиентами в рамках индивидуального маркетинга. Все это привело к расширению модели маркетинга-микс (рис. 5.1).

Введение новых элементов в комплекс маркетинга обычно обосновывается критикой канонической формулы «4P». В основном концепцию «4Р» критикуют за то, что она ориентирована на микроуровень и затрагивает лишь продавца.

Рис. 5.1. Современная модель маркетинга-микс

 

 

Таблица 5.1

Основные модели комплекса маркетинга*

Модель Английская расшифровка Русская расшифровка Примечание
4P Product, Price, Place, Promotion Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение Джерри Маккарти, 1964
4P+1S Product, Price, Place, Promotion, Service Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, обслуживание  
5P Product, Price, Place, Promotion, Personаl Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, персонал  
  Product, Price, Place, Promotion, Package     Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, упаковка    
Product, Price, Place, Promotion, Publicity Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, связи с общественностью  
5P+1S Product, Price, Place, Promotion, Personnel, Service Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, персонал, обслуживание  

Окончание табл. 5.1

Модель Английская расшифровка Русская расшифровка Примечание
6P Product, Price, Place, Promotion, Personnel, Publicity Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, персонал, связи с общественностью  
7P Product, Price, Place, Promotion, People, Process, Physical Evidence Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, люди, процесс, физический атрибут Дж. Бумс и Б. Битнер, 1981  
10P Product, Price, Place, Promotion, People, Personnel, Package, Purchase, Probe, Public Relations Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, люди, персонал, покупка, апробирование, связи с общественностью  
12P Product, Price, Place, Promotion, PR, People, Personnel, Process, Package, Purchase, Physical Premises, Profit Продукт, цена, дистрибуция/место, продвижение, связи с общественностью, люди, персонал, процесс, упаковка, покупка, окружающая среда, прибыль  
4C Customer needs and wants, Cost to the customer, Communication, Convenience Нужды и потребности покупателя, затраты покупателя, информационный обмен, удобство Боб Лотерборн, 1990  
SIVA Solution, Information, Value, Access Решение, информация, ценность, доступ Ч. Дев и Д. Шульц, 2005
2P+2C+3S Personalisation, Privacy, Customer Service, Community, Site, Security, Sales Promotion Персонализация, приватность, обслуживание клиентов, сообщество, сайт, безопасность, стимулирование продаж Комплекс электронного маркетинга (e-marketing), Otilia Otlacan, 2005

 

Несмотря на такое разнообразие предлагаемых моделей комплекса маркетинга (табл. 5.1), Е. П. Голубков отмечает, что расширенное содержание комплекса маркетинга перестает удовлетворять определению данного понятия. Традиционная структура комплекса маркетинга принята ведущими маркетологами мира. Добавленные элементы характеризуют не комплекс маркетинга, а факторы, влияющие на маркетинговую деятельность, которые необходимо учитывать в том числе и при разработке комплекса маркетинга. Многие из них являются составными частями, подэлементами комплекса маркетинга.

Например, такие элементы, как «Package» (упаковка), «Physical Evidence» (физический атрибут) являются подэлементом «Product» (продукта); «Profit» (прибыль) – частью «Price» (цены); «Public relations» (связь с общественностью) – частью «Promotion» (продвижения).

Элемент «People»(люди) – это элемент внешней среды, который не могут контролировать маркетологи. Именно на потребителей направлен комплекс маркетинга. Через ценовую политику, качество продукции, удобное географическое расположение, а также с помощью инструментов рекламы и PR компания воздействует на своих потребителей. Поэтому потребителей как элемент комплекса маркетинга рассматривать нельзя. Нужно рассматривать их как объект, на который направлен комплекс маркетинга. К тому же если бизнес компании является b2b, то словом «People» этот элемент охарактеризовать было бы не совсем корректно.

Элемент «Рersonnel» (персонал) входит в качестве кадровой составляющей во все 4 элемента комплекса маркетинга. Кроме того, персоналом невозможно манипулировать так, как, скажем, ассортиментом товара и его ценой.

Тому же критерию возможности прямого управления не удовлетворяют элементы «Purchase» (покупка), «Process» (процесс) и «Physical Premisses/Surround» (окружающая среда).

 


УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРОМ

 

 

Маркетинг – битва идей. Поэтому для того, чтобы добиться успеха, вам нужно иметь идею или атрибут, вокруг которого вы будете фокусировать свои маркетинговые усилия.

Дж. Траут

 

 



2015-11-11 4357 Обсуждений (0)
НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ УРОВНЕ 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ УРОВНЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)