Доказательство наличия двух карбоксильных групп в винной кислоте
В пробирку поместите 1 каплю 15% раствора винной кислоты и 2 капли 5% раствора гидроксида калия. Потрите внутреннюю стенку пробирки стеклянной палочкой до начала выпадения белого кристаллического осадка. Добавьте в пробирку еще 4-5 капель раствора гидроксида калия. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о растворимости кислого и среднего тартрата калия. Напишите схемы проведенных реакций. Раствор тартрата калия сохраните для следующего опыта. Доказательство наличия гидроксильных групп в винной кислоте В пробирку поместите по 2 капли 2% раствора сульфата меди (II) и 10% раствора гидроксида натрия. К полученному голубому осадку гидроксида меди (II) добавьте раствор тартрата калия, полученный в предыдущем опыте. Что вы наблюдаете? О наличии какого фрагмента в молекуле винной кислоты свидетельствует данная реакция? Запишите её схему. Продукт данной реакции носит название реактива Фелинга и применяется для обнаружения глюкозы в моче. Блок информации Граф 16 Классификация кислород- и азотсодержащих гетерофункциональных соединений
Граф 17 Свойства α-гидроксикислот
H2SO4, to
(R’CO)2O
NaOH [O] R’OH, H+
Граф 18 Специфические свойства α-, β-, γ-гидроксикислот
to
α -H2O β -H2O γ -H2O
Граф 19 Свойства α-аминокислот
Ba(OH)2 to
HCl C6H5N=C=S
HNO2 Cu(OH)2
R’-Cl
(R’CO)2O
Граф 20 Специфические свойства α-, β-, γ-аминокислот
to
α -H2O β -NH3 γ -H2O
Приложение Вопросы для тестового контроля
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ! 1. Тривиальное название IUPAC 1. молочная кислота а) 2-оксипропионовая г) 3-аминопентановая 2. β-аминомасляная кислота б) 2-оксипропановая д) 3-аминобутановая в) 2-аминобутановая
2. а) β-оксимасляная б) γ-оксимасляная в) винная г) яблочная д) лимонная е) молочная
3. 1. γ-оксимасляная кислота 2. ацетоуксусная кислота
4. Название кислоты по IUPAC
а) пировиноградная г) 4-аминобутановая б) 2-оксопропановая д) ацетоуксусная в) γ-аминомасляная е) 2-оксипропановая
5.
1. норадреналин 2. адреналин
6. IUPAC Тривиальное название 1. 2-гидроксипропановая кислота а) яблочная г) винная 2. 4-аминобутановая кислота б) молочная д) β-аминомасляная в) γ-аминовалериановая е) γ-аминомасляная
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
15.
16.
17.
18.
19. соединение продукт, полученный при нагревании 1. α-оксикислота а) лактид г) α,β-непредельная кислота 2. γ-аминокислота б) лактам д) дикетопиперазин в) лактон
20. соединение продукт, полученный при нагревании 1. α-аминокислота а) лактид г) α,β-непредельная кислота 2. β-оксикислота б) лактам д) дикетопиперазин в) лактон
21. соединение продукт, полученный при нагревании 1. α-оксикислота а) лактид г) α,β-непредельная кислота 2. γ-оксикислота б) лактам д) дикетопиперазин в) лактон
22. соединение продукт, полученный при нагревании 1. α-аминокислота а) лактид г) α,β-непредельная кислота 2. β-аминокислота б) лактам д) дикетопиперазин в) лактон
23. соединение продукт, полученный при нагревании 1. β-аминокислота а) лактид г) α,β-непредельная кислота 2. γ-аминокислота б) лактам д) дикетопиперазин в) лактон
24. таутомер щавелевоуксусной соединения, с которыми он кислоты вступает в реакцию 1. кето-таутомер а) HCN в) Br2/H2O 2. енольный таутомер б) FeCl3 г) NH2NH2
25. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (ОТВЕТЫ)! 26. ТАУТОМЕРНЫЕ ФОРМЫ АЦЕТОУКСУСНОГО ЭФИРА:
27. ТАУТОМЕРНЫЕ ФОРМЫ ЩАВЕЛЕВОУКСУСНОЙ КИСЛОТЫ:
28. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНОЙ КИСЛОТЫ С КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ H2SO4 ОБРАЗУЮТСЯ:
29. В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАКЦИИ ОБРАЗУЕТСЯ:
30. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЩЕЛОЧНОГО ГИДРОЛИЗА γ-БУТИРОЛАКТОНА ОБРАЗУЕТСЯ:
31. ОСНОВНЫМ ПРОДУКТОМ РЕАКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
32. ПРИ НАГРЕВАНИИ α-ОКСИМАСЛЯНОЙ КИСЛОТЫ С КОНЦЕНТРИРОВАНОЙ H2SO4 ОБРАЗУЮТСЯ:
33. В РЕЗУЛЬТАТЕ КИСЛОТНОГО (HCl) ГИДРОЛИЗА γ-БУТИРОЛАКТАМА
34. ПРИ НАГРЕВАНИИ α-АМИНОПРОПИОНОВОЙ КИСЛОТЫ В ПРИСУТСТВИИ Ba(OH)2 ОБРАЗУЕТСЯ:
1. метиламин 3. пропиламин 5. пропеновая кислота 2. этиламин 4. изопропиламин
35. ПРИ НАГРЕВАНИИ α-ОКСИМАСЛЯНОЙ КИСЛОТЫ ОБРАЗУЕТСЯ:
36. В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАКЦИИ ОБРАЗУЕТСЯ:
37. ОСНОВНЫМ ПРОДУКТОМ РЕАКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ
38. К «КЕТОНОВЫМ ТЕЛАМ» ОТНОСЯТ: 1. ацетон 4. β-оксимасляную кислоту 2. ацетоуксусную кислоту 5. α-оксимасляную кислоту 3. щавелевоуксусную кислоту
39. ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ ВИННОЙ КИСЛОТЫ ИСПОЛЬЗУЮТ РЕАКЦИИ С: 1. CaCl2 3. KOH 5. NaOH 2. Cu(OH)2 4. конц. H2SO4
40. ПРОЕКЦИОННАЯ ФОРМУЛА МЕЗОВИННОЙ КИСЛОТЫ:
41. РАЦЕМИЧЕСКАЯ СМЕСЬ – ЭТО: 1. смесь равных количеств энантиомеров 2. смесь равных количеств диастереомеров 3. оптически неактивный стереоизомер 4. смесь мезоформ
42. КОЛИЧЕСТВО ХИРАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ДАННОЙ МОЛЕКУЛЕ: 1. один 3. три 2. два 4. четыре
ВПИШИТЕ НЕДОСТАЮЩЕЕ СЛОВО (ЦИФРУ)! 43. ХИРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОЛЕКУЛЫ ОБОЗНАЧЕН ЦИФРОЙ
_______.
44. СОЕДИНЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ В ВИДЕ
______ СТЕРЕОИЗОМЕРОВ.
45. СТЕРЕОИЗОМЕРЫ, ПОХОЖИЕ КАК ПРЕДМЕТ И НЕСОВМЕСТИМОЕ С НИМ ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ, НАЗЫВАЮТСЯ __________________________ .
46.
В МОЛЕКУЛЕ ДАННОГО СОЕДИНЕНИЯ ______ ХИРАЛЬНЫХ ЦЕНТРА. ЭТО СОЕДИНЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ В ВИДЕ ______ СТЕРЕОИЗОМЕРОВ.
УКАЖИТЕ СООТВЕТСТВИЯ! 47. а) D-молочная кислота б) L-молочная кислота в) D-винная кислота г) L-винная кислота д) мезовинная кислота
48.
а) энантиомеры б) диастереомеры в) мезоформа г) не являются стереоизомерами
Занятие № 10 ГЕТЕРОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ БЕНЗОЛЬНОГО РЯДА. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ Мотивация цели.Гетерофункциональные соединения ароматического и гетероциклического рядов являются родоначальниками важнейших групп биологически активных соединений, в том числе лекарственных препаратов. На их основе получены жаропонижающие средства (ацетилсалициловая кислота, фенацетин, парацетамол, амидопирин), антибактериальные препараты (сульфаниламиды), анестетики и анальгетики (анестезин, новокаин, анальгин). Структурной основой многих витаминов, аминокислот, гормонов, антибиотиков, алкалоидов также являются гетерофункциональные производные бензольного и гетероциклического ряда. Цель самоподготовки. Необходимо усвоить строение и свойства важнейших гетерофункциональных производных бензольного ряда и пятичленных гетероциклов, а также их значение для биологии и медицины. План изучения темы 1. п-Аминофенол и его производные (Самостоятельная работа 2. п-Аминобензойная кислота и её производные (Самостоятельная работа № 6). 3. Сульфаниловая кислота и её производные. 3.1. Кислотно-основные свойства сульфаниловой кислоты. 3.2. Строение амида сульфаниловой кислоты. Общая структура сульфаниламидов. 3.3. Биологическая роль сульфаниламидов. Объяснение механизма их антимикробного действия. 4. Салициловая кислота и её производные. Объяснение повышенных кислотных свойств салициловой кислоты в сравнении с бензойной. 4.1. Получение лекарственных препаратов – салицилата натрия, метилсалицилата, фенилсалицилата, ацетилсалициловой кислоты. Их медицинское применение. 4.2. Определение доброкачествености ацетилсалициловой кислоты. 4.3. п-Аминосалициловая кислота – противотуберкулёзное средство. 5. Определение понятия «гетероциклические соединения». Классификация гетероциклов. 6. Общая характеристика реакционной способности пятичленных гетероциклов с одним гетероатомом. 6.1. Строение пиррола, фурана и тиофена. Их ароматичность. Понятие «π-избыточные системы». 6.2. Сравнение активности этих гетероциклов и бензола в реакциях электрофильного замещения. Ацидофобные свойства. Особенности реакций нитрования и сульфирования. 7. Пиррол и его производные. 7.1. Кислотно-основные свойства. 7.2. Реакции гидрирования пиррола. Основные свойства продуктов гидрирования. 7.3. Тетрапиррольные производные (порфин, гем). Их биологическая роль. 7.4. Индол (бензопиррол). Кислотно-основные свойства. Окислительное (до серотонина) и неокислительное (до триптамина) окисление триптофана. 8. Производные фурана. 8.1. Фурфурол. Свойства как альдегида. 8.2. Получение фурацилина (семикарбазона 5-нитрофурфурола) из фурфурола. Биологическое действие препаратов – производных 9. Общая характеристика реакционной способности пятичленных гетероциклов с двумя гетероатомами (азолов). 9.1. Строение пиразола, имидазола, тиазола. Их ароматичность. 9.2. Кислотно-основные свойства. Прототропная таутомерия пиразола и имидазола. 10. Биологически важные производные пиразолона-3(5). (Самостоятельная работа № 7). 11. Производные имидазола (гистидин, гистамин) и бензимидазола (дибазол). 12. Реакция гидрирования тиазола. Тиазолидин – структурный фрагмент пенициллинов. Рекомендуемая литература А - с. 271-297. А* - с. 271-290 А** - с. 255-274. Б – тема 2.2, обучающая задача 1 (с. 160-163), тема 2.3, обучающая задача 1 (с. 164-166). Вопросы для самоконтроля(задания, обозначенные *, обязательны для выполнения в письменном виде) 1. Приведите строение биполярного иона сульфаниловой кислоты. 2. Приведите общую структурную формулу сульфаниламидов и формулу норсульфазола.
4*. Приведите схемы реакций получения натрия салицилата, метилсалицилата, фенилсалицилата. 5. Приведите схему реакции получения ацетилсалициловой кислоты. Какая реакция может с ней протекать при хранении при повышенной влажности? Как проверяют доброкачественность ацетилсалициловой кислоты? 6*. Объясните, почему пиррол, порфин, имидазол, пиразол являются ароматическими соединениями. Сравните поведение имидазола и пиррола в присутствии конц. серной кислоты. 7. Приведите схемы реакций окислительного и неокислительного декарбоксилирования триптофана, декарбоксилирования гистидина. Назовите полученные биогенные амины. План работы на предстоящем занятии. 1. Разбор основных вопросов темы, выполнение упражнений. 2. Тестовый контроль. 3. Выполнение лабораторной работы: - Гидролиз ацетилсалициловой кислоты. 4. Оформление лабораторного журнала, контроль выполнения лабораторной работы. Лабораторная работа
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |