Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Предмет, функции и методы экономики как науки



2015-11-11 1816 Обсуждений (0)
Глава 1. Предмет, функции и методы экономики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Предисловие

Современные образовательные технологии предполагают не только изложение материала на лекциях, но и рассмотрение возможностей применения полученных знаний при анализе конкретных или сконструированных ситуаций, решение числовых задач.

Данное учебное пособие задумано авторами как практикум. Однако, на наш взгляд, практические задания без изложения соответствующих разделов курса не обеспечивает достаточного уровня эффективности. Предлагаемое пособие содержит как краткое изложение основ теории, так и разнообразные задания для проверки степени усвоения материала: тесты, вопросы «верно-неверно», задачи, темы для подготовки докладов и рефератов. Часть задач сопровождается объяснением алгоритма решения.

Предлагаемые материалы позволяют увидеть за теоретическими моделями реальные процессы, дают навыки оценки ситуаций, возникающих у экономических субъектов как на микро, так и на макроуровне.

Структура учебного пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Экономика» для студентов инженерных специальностей. Но оно может использоваться для получения определенных навыков и студентами экономических специальностей.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 1. Предмет, функции и методы экономики как науки

 

Слово «экономика» можно употреблять в разных значениях: как вид и система деятельности, как область знания.

Как вид деятельности экономика нацелена на получение (собирательство, создание, приобретение) материальных благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Экономическая деятельность - это процесс, включающий взаимосвязанные фазы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В этом смысле экономика так же стара, как человеческое общество.

Под экономикой также подразумевается вся система экономической деятельности страны (национальная экономика) или всего мира (мировая экономика) как совокупность отраслей, подотраслей, хозяйственных комплексов, производств.

Экономика как область знания имеет многовековую историю, в ходе которой целые тысячелетия накопления эмпирических знаний сменились периодом, когда экономика вышла за рамки житейской мудрости и стала областью научных исследований.

Современная экономическая теория является итогом длительного процесса развития представлений человека об общественном производстве, в ходе которого менялся и сам предмет исследования данной науки.

По мере усложнения экономической деятельности углубляются знания людей о законах, которые лежат в основе ее развития. Экономическая теория выявляет новые проблемы, находит на них ответы, проверяет правильность найденных ответов. В ходе постоянного поиска ответов на все усложняющиеся вопросы наука развивается. По мере развития экономической науки меняется и ее предмет.

Предметом современной экономической теорииявляютсяотношения между людьмипо поводу альтернативного использования ограниченных ресурсов (редких экономических благ) в процессе производства, распределения, обмена и потребления с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей, и экономические законы,определяющие действия людей в определенных условиях.

Для исследования экономических явлений и взаимосвязей между ними используются экономические категории и экономические законы.

Экономические категории– обобщающие понятия, выражающие сущность экономических явлений.

Экономические законы – это устойчивые, постоянно повторяющиеся, внутренне присущие (имманентные) причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Проявляясь в действиях людей, движимых собственными интересами и целями, экономические законы имеют, тем не менее, объективный характер и действуют независимо от того, осознали ли их люди.

Различают три группы экономических законов:

Всеобщие экономические законы - действуют в ходе всей эволюции об­щественного производства, на всех этапах развития производства (закон возвышения потребностей; закон опережения роста потребностей по сравне­нию с ростом возможностей производства, закон повышающейся производительности труда и др.).

Общие экономические законы - действуют на нескольких этапах развития экономики (например, закон стоимости – закон товарного производства).

Особенные экономические законы - действуют на определенном этапе эволюции общественного производства (например, законы капитализма свободной конкуренции, законы феодализма и др.).

Специфические экономические законы - действуют в определенной сфере общественного производства на одном из этапов его эволюции (например, закон денежного обращения при капитализме).

Каждой исторической форме производства присуща определенная система экономических законов.

Экономические законы действуют независимо от того, осознали ли их люди. Но экономическая теория позволяет не только познавать, но и использовать познанные экономические законы, учитывая их в экономическом поведении людей на уровне индивидуумов, коллективов, государств. Характер использования экономических законов (то есть объективных причинно-следственных связей между экономическими явлениями) может быть двояким: активным и пассивным. При воздействии на экономику, исходя из последствий проявления экономических законов, можно говорить о пассивном использовании этих законов. Если же люди предпринимают действия в нужном направлении, воздействуя на причины экономических явлений и процессов, мы имеем дело с активным использованием экономических законов. Понятно, что второй вид использования гораздо сложнее, так как он должен опираться на достоверное предвидение действия каждого экономического закона в системе с другими законами, то есть в переплетении причинно-следственных связей в экономике. Поэтому экономическая теория тесно связана с разработкой экономической политики, которая, в самом общем виде, нацелена на то, чтобы создавать условия для желаемого проявления действия экономических законов. Это будет выражаться и в изменении поведения экономических агентов.

Экономическая теория нацелена на познание окружающего мира и разработку направлений совершенствования экономической деятельности.

Основные функции экономической теории:

· познавательная (позитивная), позволяющая расширять наши познания закономерностей экономической жизни в меняющемся мире; это значит, что экономическая теории нацелена на выяснение следствий, вытекающих из изменения обстоятельств, и отыскание причин, которые вызвали к жизни те или иные экономические явления;

· мировоззренческая, позволяющая адекватно оценивать роль экономической деятельности, экономических ценностей в жизни общества и отдельной личности, обусловленная ее местом в системе социальных наук;

· методологическая, обусловленная местом экономической теории в системе экономических наук, ее ролью фундаментальной науки, дающей теоретическую основу для конкретно-экономических, прикладных исследований;

· практическая (нормативная), которая состоит в теоретическом обосновании механизмов использования познанных экономических законов, то есть в разработке целей, инструментов, форм хозяйствования, направлений и инструментов государственной экономической политики в области национальной экономики и во внешнеэкономической сфере;

· прогностическая, связанная с тем, что, с одной стороны, экономическая теория делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития, а с другой стороны, она не может охватить все многообразные формы общественного развития, потому что «ее предсказательная сила» не распространяется на все стороны общественной жизни.

Экономическая теория в ходе своего развития выработала и восприняла с учетом специфики своего предмета от других наук широкий круг разнообразных методов. Специфика предмета определяет, в то же время, ограниченные возможности данной науки в использовании лабораторных исследований, экспериментов, которые применяются в естественных, в инженерных науках. Главным инструментом экономической науки остается мышление и присущие ему методы и приемы познания: диалектический метод, метод научной абстракции, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Для формализации процессов в экономике и определения функциональных зависимостей между параметрами этих процессов используются методы математического и статистического анализа. Они включают определение абсолютных и относительных величин, средних величин и индексов, выявление зависимостей между величинами с помощью функций. Количественные методы в экономической теории подчинены целям качественного анализа, расширению его возможностей. Главное - не демонстрация «математических изощренностей», а наличие глубоких связей между математическим инструментарием и предметом изучения экономической теории.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа (даже название одного из направлений науки – маржинализма - происходит от слова «предел»). В этих зависимостях используются такие переменные, как предельная полезность, предельная производительность, предельный доход; при анализе предельные выгоды сопоставляются с предельными затратами для обоснования стимулов к экономической активности.

Т Е С Т Ы

1. Для классического этапа в эволюции экономической теории характерно утверждение, что

а) труд – отец богатства, а земля – его мать;

б) кто не работает, тот не ест;

в) труд – источник любой стоимости товара;

г) труд – источник прибавочной стоимости.

2. Если мы применяем философские методы в экономике, то используем

а) метод функций и графических моделей,

б) метод абстракции и системный метод,

в) метод количественных измерений,

г) все перечисленные методы.

3. На первом этапе эволюции экономической теории

а) ученые определяли труд как источник богатства,

б) открыли источник прибавочной стоимости,

в) определили ограниченность ресурсов,

г) ничего из перечисленного.

4. Экономические законы предполагают причинно-следственные связи между

а) хозяйственными явлениями, отношениями и процессами;

б) между формами хозяйства;

в) экономическими интересами;

г) предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

5. Если экономические обобщения основаны на фактах, то такой метод называется

а) описательным;

б) гипотетическим;

в) дедуктивным;

г) индуктивным.

6. Для неоклассического этапа в эволюции экономической теории характерно утверждение, что

а) труд – отец богатства, а земля – его мать;

б) ресурсы ограничены, и необходимо использовать предельные величины;

в) государство является активным субъектом экономики;

г) труд – источник прибавочной стоимости.

7. Если мы применяем статистические методы в экономике, то используем

а) метод функций и графических моделей;

б) метод абстракции и системный метод;

в) метод количественных измерений;

г) все перечисленные методы.

8. Определение ограниченности ресурсов

а) открыли классики экономики;

б) разработали неоклассики экономики;

в) упоминали физиократы;

г) переоткрыли кейнсианцы.

9. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) рациональное использование ресурсов;

г) ограниченность ресурсов.

10. Экономические законы включают

а) общие;

б) особенные;

в) специфические;

г) все перечисленные.

11. Методология экономической теории это учение:

а) о динамике развития экономики;

б) о научных методах и принципах познания общества;

в) о принципах и методах экономического познания;

г) ничего из вышеперечисленного.

12. Позитивная экономическая теория изучает:

а) вопрос “что есть?”;

б) вопрос “что должно быть?”;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

13. Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.



2015-11-11 1816 Обсуждений (0)
Глава 1. Предмет, функции и методы экономики как науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Предмет, функции и методы экономики как науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)