Компьютерная психодиагностика
гу. На практике часто встречаются случаи, когда, например, шкалы, построенные на основе критериально-ключевого принципа, могутбыть в дальнейшем подвергнуты факторному анализу. В качестве примера такой работы можно привести работу по проведению факторного анализа полного пространства шкал методики MMР1 и опросника 16РР Кеттелла [Мельников, Ямпольский, 1985]. Стандартизация и испытание диагностической модели. Третий, заключительный этап разработки тестов включает две важные процедуры: стандартизацию и испытание построенной диагностической модели. Этапы процедуры стандартизации кратко описаны в п. 1.1. Кроме проведения этой процедуры, какправило, устанавливают и другие психометрические свойства теста. Для тестов, построенных по факторно-аналитическому принципу, производитсярасчеткоэффициентовнадежностипоуказаннымвп.1.1 формулам. Если имеются результаты обследования выборки стандартизации параллельными формами теста, то рассчитываются коэффициенты корреляции этих результатов с баллами, полученными с помощью нового теста. Проверка надежности как устойчивости к ретестированию совершенно необходима при диагностике свойств, по отношению к которым теоретически ожидается инвариантность во времени. Анализ ре-тестовой надежности может быть (так же как анализ надежности -согласованности) совмещен с исследованием информативности отдельных пунктов. Для анализа валидности рассчитываются коэффициенты корреляции сконструированного теста с релевантным внешним критерием, а также с результатами дополнительных тестов для оценки конструкт-ной валидности. Способы получения стандартизованных диагностических оценок, атакже основные характеристики психодиагностических тестов, подвергающиеся испытанию и отражающие качество разработанного психодиагностического инструмента, достаточно детально описаны в литературе [Анастази, 1982; Мельников, Ямпольский, 1985; Дюк, 1994; Клайн, 1994; Бурлачук, Морозов, 1999]. Компьютерные психометрические системы Очевидно, что конструирование психодиагностических методик и шкал предполагает использование какого-либо статистического паке- ___ Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал та многомерного анализа данных, например, такого, как 5Р5S или 5ТАТ15Т1СA. И многие исследователи так и поступают. С появлением персональных компьютеров стало реальностью создание достаточно универсальных и гибких программных систем, позволяющих автоматизировать практически все этапы исследования по созданию психометрических тестов: □ разработку «чернового» варианта теста; □ проведение пилотажного исследования в режиме диалога; □ анализ результатов, включая анализ пунктов, отсев «неработающих» пунктов; □ коррекция ключей и набора вопросов, создание новой (как правило, сокращенной) версии; □ построение системы интерпретационных правил и сообщений (на основе тестовых норм и профилей); □ сдача теста в эксплуатацию с использованием дополнительных возможностей диалогового режимадля контроля задостоверно-стью (контроль по шкале социальной желательности и т. п.). Ярким примером такого программного комплекса является система ТЕСТАН+ [Шмелев, 2002], которая дает возможность очень быстро разработать тест, собрать по нему в компьютерном классе (в локаль- Таблица 1.7 Меню психометрической системы ТЕСТАН+ [цит по: Шмелев, 2002]
Компьютерная психодиагностика ной сети) представительный массив в несколько сот протоколов, тут же проанализировать, построить обоснованную факторную структуру, отбросить неудачные пункты (не дающие вклад ни в один из интерпретируемых факторов). Ниже в таблице представлены возможности системы ТЕСТАН+ в виде меню, которое реализуется этим психометрическим пакетом. С помощью этого пакета были проанализированы, например, не только интеркорреляции между 300 пунктами 16РФ, но и между 377 пунктами ММИЛ (модификация ММР1, созданная Ф. Б. Берези-ным и соавторами), подсчитанные по выборкам, включающим свыше 1000 испытуемых. Сравнение факторных решений, полученных с помощью ТЕСТАН+ и одного из популярных западных пакетов 5Р55-10, показало, что главные компоненты и варимакс-факторы совпадают с точностью до сотых долей (по величинам факторных нагрузок).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (871)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |