Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компьютерная психодиагностика



2015-11-11 795 Обсуждений (0)
Компьютерная психодиагностика 0.00 из 5.00 0 оценок




гу. На практике часто встречаются случаи, когда, например, шкалы, построенные на основе критериально-ключевого принципа, могутбыть в дальнейшем подвергнуты факторному анализу. В качестве примера такой работы можно привести работу по проведению факторного ана­лиза полного пространства шкал методики MMР1 и опросника 16РР Кеттелла [Мельников, Ямпольский, 1985].

Стандартизация и испытание диагностической модели. Третий, заклю­чительный этап разработки тестов включает две важные процедуры: стан­дартизацию и испытание построенной диагностической модели.

Этапы процедуры стандартизации кратко описаны в п. 1.1. Кроме проведения этой процедуры, какправило, устанавливают и другие пси­хометрические свойства теста.

Для тестов, построенных по факторно-аналитическому принципу, производитсярасчеткоэффициентовнадежностипоуказаннымвп.1.1 формулам.

Если имеются результаты обследования выборки стандартизации параллельными формами теста, то рассчитываются коэффициенты корреляции этих результатов с баллами, полученными с помощью но­вого теста.

Проверка надежности как устойчивости к ретестированию совер­шенно необходима при диагностике свойств, по отношению к кото­рым теоретически ожидается инвариантность во времени. Анализ ре-тестовой надежности может быть (так же как анализ надежности -согласованности) совмещен с исследованием информативности от­дельных пунктов.

Для анализа валидности рассчитываются коэффициенты корреля­ции сконструированного теста с релевантным внешним критерием, а также с результатами дополнительных тестов для оценки конструкт-ной валидности.

Способы получения стандартизованных диагностических оценок, атакже основные характеристики психодиагностических тестов, под­вергающиеся испытанию и отражающие качество разработанного пси­ходиагностического инструмента, достаточно детально описаны в ли­тературе [Анастази, 1982; Мельников, Ямпольский, 1985; Дюк, 1994; Клайн, 1994; Бурлачук, Морозов, 1999].

Компьютерные психометрические системы

Очевидно, что конструирование психодиагностических методик и шкал предполагает использование какого-либо статистического паке-


___ Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал

та многомерного анализа данных, например, такого, как 5Р5S или 5ТАТ15Т1СA. И многие исследователи так и поступают.

С появлением персональных компьютеров стало реальностью со­здание достаточно универсальных и гибких программных систем, по­зволяющих автоматизировать практически все этапы исследования по созданию психометрических тестов:

□ разработку «чернового» варианта теста;

□ проведение пилотажного исследования в режиме диалога;

□ анализ результатов, включая анализ пунктов, отсев «неработаю­щих» пунктов;

□ коррекция ключей и набора вопросов, создание новой (как пра­вило, сокращенной) версии;

□ построение системы интерпретационных правил и сообщений (на основе тестовых норм и профилей);

□ сдача теста в эксплуатацию с использованием дополнительных возможностей диалогового режимадля контроля задостоверно-стью (контроль по шкале социальной желательности и т. п.).

Ярким примером такого программного комплекса является систе­ма ТЕСТАН+ [Шмелев, 2002], которая дает возможность очень быст­ро разработать тест, собрать по нему в компьютерном классе (в локаль-

Таблица 1.7

Меню психометрической системы ТЕСТАН+ [цит по: Шмелев, 2002]

 

Нормы Валидность Надежность Достоверность Пункты
Анализ рас­пределения Ввод и редакти­рование крите­рия Расщепление теста Редактор бал­лов по СЖ-шкале Надежность пунктов
Проверка нор­мальности Внешняя (по критерию) Альфа-надеж­ность Расчет социаль­ной желатель­ности Валидность пунктов
Проверка ус­тойчивости Внутренняя валидность Ввод и редакти­рование Дублирующие пункты Достоверность пунктов
Табличные нормы Факторный анализ шкал Ретестовая надежность Консистент-ность протокола Ретестовая надежность
Критериальные нормь! Конфирматор-ный факторный анализ   Эксплоратор-ный факторный анализ
Настройка стандартной шкалы     Кластерный анализ
    Анализ конгру­энтности
  Сокращение пунктов

Компьютерная психодиагностика

ной сети) представительный массив в несколько сот протоколов, тут же проанализировать, построить обоснованную факторную структуру, отбросить неудачные пункты (не дающие вклад ни в один из интер­претируемых факторов). Ниже в таблице представлены возможности системы ТЕСТАН+ в виде меню, которое реализуется этим психомет­рическим пакетом.

С помощью этого пакета были проанализированы, например, не только интеркорреляции между 300 пунктами 16РФ, но и между 377 пунктами ММИЛ (модификация ММР1, созданная Ф. Б. Берези-ным и соавторами), подсчитанные по выборкам, включающим свыше 1000 испытуемых. Сравнение факторных решений, полученных с по­мощью ТЕСТАН+ и одного из популярных западных пакетов 5Р55-10, показало, что главные компоненты и варимакс-факторы совпадают с точностью до сотых долей (по величинам факторных нагрузок).



2015-11-11 795 Обсуждений (0)
Компьютерная психодиагностика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компьютерная психодиагностика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)