Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компьютерная психодиагностика. Вновь разработанная шкала УН показала эффективность несколь­ко большую по сравнению



2015-11-11 669 Обсуждений (0)
Компьютерная психодиагностика. Вновь разработанная шкала УН показала эффективность несколь­ко большую по сравнению 0.00 из 5.00 0 оценок




Вновь разработанная шкала УН показала эффективность несколь­ко большую по сравнению с опросником УНП. Статистически значи­мо возросла диагностическая эффективность шкалы невротизации УН для женщин, как это показывают приведенные выше результаты раз­ностороннего статистического анализа. Можно полагать, что диагно­стические коэффициенты новой шкалы УН, полученные на основе анализа материала современных исследований здоровых и больных неврозами, более точно характеризуют психодиагностическую инфор­мативность особенностей невротической личности и невротических состояний на настоящем этапе патоморфозаневрозов по сравнению с опросником УНП.

Надежность и адекватность использования опросника УН для пси­ходиагностической оценки степени невротизации личности могут быть повышены за счет разработки нового варианта диагностичес­кого правила. Традиционное использование итоговой оценки при вынесении диагностического решения, как указывалось выше, пред­полагает сравнение этой величины с двумя фиксированными поро­говыми значениями. Именно так было составлено рекомендуемое диагностическое правило опросника УНП. Однако использование двух фиксированных порогов позволяет выносить альтернативное диагностическое решение только с заранее заданным фиксирован­ным уровнем его надежности. Можно полагать, что более предпо­чтительным является вынесение решения, для которого психолог сам избирает уровень надежности психологического диагноза. При таком диагностическом правиле для каждой величины итоговой статисти­ческой оценки может быть указана вероятность наличия невротиза­ции, соответствующая этой величине.

В методических рекомендациях [Иовлев, Карпова, Вукс, 1999] от­дельно для мужчин и для женщин приводятся интервалы итоговых оценок, характерных для больных неврозами и здоровых. Кроме того, в таблицах указаны соответствующие «зоне диагностической неопре­деленности» интервалы оценок, встречающихся одинаково часто и у больных неврозами, и у здоровых людей. Таблицы позволяют на осно­вании величины итоговой шкальной оценки определить, какова веро­ятность наличия невротизации (Рпеи) у конкретного испытуемого и, соответственно, какова дополнительная вероятность отсутствия невро­тизации «2пси= 1 - Рпси)- Оценка вероятности наличия невротизации (Рпеи) определялась в предположении равенства априорных вероятно­стей наличия и отсутствия невротизации по формуле:

Рпт= вм/(Лп1 + Они).


Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал

где 0-м - вероятность нахождения итоговой шкальной оценки в за­данном интервале у больных неврозами; Рм - вероятность итоговой шкальной оценки в заданном интервале у здоровых.

Специальные исследования, подтверждающие надежность (воспро­изводимость) предлагаемой методики, не предусматривались прежде всего потому, что традиционные процедуры, предназначенные для изу­чения статистических характеристик воспроизводимости тестовых результатов, подразумевают направленность теста на изучение отно­сительно устойчивых психологических свойств личности и психоло­гических состояний.

Валидность разработанной шкалы невротизации УН обусловлена использованием одного из методов анализа данных для построения решающего правила, положительными результатами диагностической эффективности этого правила, полученными на «контрольной выбор­ке» наблюдений больных неврозами и здоровых, ранее не вошедших в их «обучающую выборку», а также корреляцией результатов примене­ния вновь разработанной шкалы и шкалы невротизации опросника УНП на одних и тех же наблюдениях. Кроме того, о валидности шкалы УН свидетельствуют и результаты содержательного клинико-психоло­гического анализа утверждений опросника и соответствующих отве­там на эти утверждения диагностических коэффициентов.


Глава 2

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

КОНСТРУИРОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Психосемантическая парадигма конструирования психодиагности­ческих методик существенным образом отличается от изложенной в пре­дыдущей главе традиционной психометрической парадигмы. В основе этого различиялежатдва разных фундаментальных представления о воз­можностях исследования психологических особенностей человека.

В рамках традиционной психометрической парадигмы конструи­рование методик основано на привлечении группы испытуемых или выборки, наличии тестовых норм, при этом испытуемый представля­ется в ряду других испытуемых как некоторая точка в пространстве признаков, определяемых разрабатываемым тестом.

Психосемантическая парадигма рассматривает индивида какноси-теля субъективного опыта с собственной системой смыслов. Субъек­тивный опыт представляется в виде семантического пространства, осями которого являются обобщенные смысловые основания, исполь­зуемые испытуемым для соотнесения и противопоставления стимулов или объектов.

Таким образом,обаподходапредполагаютпостроениеметрического пространства с помощью технологии анализа данных, только в первом случае точками такого пространства являются испытуемые, а во вто­ром - стимулы или объекты, имеющие тот или иной смысл для конк­ретного испытуемого.

Психосемантическая парадигма конструирования методик реали­зуется в русле экспериментальной психосемантики - сравнительно новой области психологии, возникшей в 1970-х годах и представлен­ной в первую очередь работами психологов Московского университе­та [Артемьева, 1980,1999; Петренко, 1983,1997; Шмелев, 1983].




2015-11-11 669 Обсуждений (0)
Компьютерная психодиагностика. Вновь разработанная шкала УН показала эффективность несколь­ко большую по сравнению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компьютерная психодиагностика. Вновь разработанная шкала УН показала эффективность несколь­ко большую по сравнению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)