Компьютерная психодиагностика. Вновь разработанная шкала УН показала эффективность несколько большую по сравнению
Вновь разработанная шкала УН показала эффективность несколько большую по сравнению с опросником УНП. Статистически значимо возросла диагностическая эффективность шкалы невротизации УН для женщин, как это показывают приведенные выше результаты разностороннего статистического анализа. Можно полагать, что диагностические коэффициенты новой шкалы УН, полученные на основе анализа материала современных исследований здоровых и больных неврозами, более точно характеризуют психодиагностическую информативность особенностей невротической личности и невротических состояний на настоящем этапе патоморфозаневрозов по сравнению с опросником УНП. Надежность и адекватность использования опросника УН для психодиагностической оценки степени невротизации личности могут быть повышены за счет разработки нового варианта диагностического правила. Традиционное использование итоговой оценки при вынесении диагностического решения, как указывалось выше, предполагает сравнение этой величины с двумя фиксированными пороговыми значениями. Именно так было составлено рекомендуемое диагностическое правило опросника УНП. Однако использование двух фиксированных порогов позволяет выносить альтернативное диагностическое решение только с заранее заданным фиксированным уровнем его надежности. Можно полагать, что более предпочтительным является вынесение решения, для которого психолог сам избирает уровень надежности психологического диагноза. При таком диагностическом правиле для каждой величины итоговой статистической оценки может быть указана вероятность наличия невротизации, соответствующая этой величине. В методических рекомендациях [Иовлев, Карпова, Вукс, 1999] отдельно для мужчин и для женщин приводятся интервалы итоговых оценок, характерных для больных неврозами и здоровых. Кроме того, в таблицах указаны соответствующие «зоне диагностической неопределенности» интервалы оценок, встречающихся одинаково часто и у больных неврозами, и у здоровых людей. Таблицы позволяют на основании величины итоговой шкальной оценки определить, какова вероятность наличия невротизации (Рпеи) у конкретного испытуемого и, соответственно, какова дополнительная вероятность отсутствия невротизации «2пси= 1 - Рпси)- Оценка вероятности наличия невротизации (Рпеи) определялась в предположении равенства априорных вероятностей наличия и отсутствия невротизации по формуле: Рпт= вм/(Лп1 + Они). Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал где 0-м - вероятность нахождения итоговой шкальной оценки в заданном интервале у больных неврозами; Рм - вероятность итоговой шкальной оценки в заданном интервале у здоровых. Специальные исследования, подтверждающие надежность (воспроизводимость) предлагаемой методики, не предусматривались прежде всего потому, что традиционные процедуры, предназначенные для изучения статистических характеристик воспроизводимости тестовых результатов, подразумевают направленность теста на изучение относительно устойчивых психологических свойств личности и психологических состояний. Валидность разработанной шкалы невротизации УН обусловлена использованием одного из методов анализа данных для построения решающего правила, положительными результатами диагностической эффективности этого правила, полученными на «контрольной выборке» наблюдений больных неврозами и здоровых, ранее не вошедших в их «обучающую выборку», а также корреляцией результатов применения вновь разработанной шкалы и шкалы невротизации опросника УНП на одних и тех же наблюдениях. Кроме того, о валидности шкалы УН свидетельствуют и результаты содержательного клинико-психологического анализа утверждений опросника и соответствующих ответам на эти утверждения диагностических коэффициентов. Глава 2 ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КОНСТРУИРОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Психосемантическая парадигма конструирования психодиагностических методик существенным образом отличается от изложенной в предыдущей главе традиционной психометрической парадигмы. В основе этого различиялежатдва разных фундаментальных представления о возможностях исследования психологических особенностей человека. В рамках традиционной психометрической парадигмы конструирование методик основано на привлечении группы испытуемых или выборки, наличии тестовых норм, при этом испытуемый представляется в ряду других испытуемых как некоторая точка в пространстве признаков, определяемых разрабатываемым тестом. Психосемантическая парадигма рассматривает индивида какноси-теля субъективного опыта с собственной системой смыслов. Субъективный опыт представляется в виде семантического пространства, осями которого являются обобщенные смысловые основания, используемые испытуемым для соотнесения и противопоставления стимулов или объектов. Таким образом,обаподходапредполагаютпостроениеметрического пространства с помощью технологии анализа данных, только в первом случае точками такого пространства являются испытуемые, а во втором - стимулы или объекты, имеющие тот или иной смысл для конкретного испытуемого. Психосемантическая парадигма конструирования методик реализуется в русле экспериментальной психосемантики - сравнительно новой области психологии, возникшей в 1970-х годах и представленной в первую очередь работами психологов Московского университета [Артемьева, 1980,1999; Петренко, 1983,1997; Шмелев, 1983].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |