Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик



2015-11-11 574 Обсуждений (0)
Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик 0.00 из 5.00 0 оценок




Еще один вариант ранжирования - парное сравнение объектов [Шмелев, 1996]. Различают парное сравнение по предпочтению и по сходству. Первое является более трудоемким и надежным вариантом ранжирования. Когда испытуемый сравнивает все пары объектов -каждый с каждым, возникает возможность получения ценной допол­нительной информации о противоречиях в системе предпочтений, от­раженной в так называемых «нетранзитивных тройках». Например, испытуемый предпочитает красный цвет синему, синий - зеленому, а зеленый предпочитает красному.

Часто за противоречиями (за нетранзитивными тройками) лежат разные субъективные критерии сравнения, разные индивидуальные конструкты. Для их выявления применяется также парное сравнение по сходству. Для каждой пары объектов испытуемый дает суждение о том, насколько они похожи или близки между собой. После получе­ния матрицы и ее обработки с помощью компьютерных программ воз­никает задача интерпретации размещения объектов в семантическом пространстве.

Процедура ранжирования может использоваться для установления сходства-различия методик (например, при определении валидности методики). Для этого упорядочиваются результаты группы испытуе­мых по двум различным методикам, а затем высчитывают коэффи­циенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла [Тарасов, 1999].

Вобщем случае процедура ранжированияможет быть реализована следующим образом.

1. Составляются объекты ранжирования.

2. Испытуемым дается задание проранжировать объекты, то есть проставить ранг (число).

3. Врезультате этой процедуры экспериментально-психологичес­кие данные представляются в виде, например, следующей таб­лицы:

Таблица 2.1

 

 

Объекты ранжирования Испытуемые
№1 №2
Л
в
с
О
Е
Р
С
Н Т

Компьютерная психодиагностика

Здесь 10 объектов и два испытуемых. При увеличении числа объек­тов увеличивается число строк, а при увеличении числа испытуемых -число столбцов.

4. ЭтЭ таблица мажет быть использована для вычисления коэффи­циента корреляции Спирмена. Формула коэффициента корреляции Спирмена такая:

N

6Е42

где М- количество объектов ранжирования, a л} - разность рангов в квадрате.

Для приведенного выше примера (ЛГ= 10) можно составить следу­ющую таблицу:

Таблица 2.2

 

 

 

 

Объекты ранжирования Испытуемые *1
№1 №2
Л
в
с
й
Е
Р
в
Н
/

Для этой таблицы в четвертом столбце находится разность рангов для каждого объекта, в пятом эта разность возводится в квадрат и за­тем суммируются результаты:

г. = 1--^_= 0,903030303.
*103—10

5. Если испытуемых больше двух, допустим М, то можно таким об­разом вычислить корреляционную матрицу, элементами которой бу­дут коэффициенты корреляции Спирмена для каждой пары объектов. Эта матрица может быть подвергнута различным процедурам анализа данных, например, факторному анализу.


Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик

Сортировка

Процедура сортировки (классификации), описанная G. MШеr (1969), основана на допущении, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и что структура последних может быть выражена в процедуре классифи­кации. Испытуемому предлагается классифицировать материал (обыч­но слова) в произвольное количество групп, причем в группу может входить произвольное количество объектов (слов). Результаты класси­фикации, как и в случае парных сравнений по сходству, суммируются в матрице, где мерой семантического сходства пары объектов высту­пает количество отнесений их испытуемыми в один класс. Матрицы сходства затем подвергаются процедуре кластерного анализа, в резуль­тате которого исследуемый материал дифференцируется в ряды клас­теров, соответствующих разным уровням семантической близости (строится «дерево» классификации) [Петренко, 1997].

Оригинальное использование приема сортировки при сравнитель­ном исследовании здоровых людей и психопатических личностей с преобладаниемвозбудимыхиистерическихчертпредложеноФ. С. Са-фуановым [1985]. Автором разработана методическая процедура при­менения сортировки карточек с изображением фрустрирующих ситу­аций, являющихся стимульным материалом в тесте Розенцвейга. Испытуемым предлагалось разложить карточки на любое количество групп так, чтобы каждая группа объединяла ситуации одинакового смысла для них лично.

При обработке результатов на основе кластерного анализа была построена дендрограмма («дерево» классификации), на которой зафик­сированы уровни объединений карточек во все более крупные класте­ры. Содержательное объяснение полученных результатов строилось поступательно - от интерпретации крупных кластеров (объединенных на низких уровнях сходства) к более мелким, дифференцированным кластерам (с высоким уровнем сходства). Обобщение результатов по­зволило сделать важные в дифференциально-диагностическом отно­шении выводы, показало существенные различия в системе смысло­вых отношений к фрустрирующим ситуациям у психически здоровых лиц и испытуемых с пограничными личностными аномалиями.

Обработка результатов процедуры сортировки возможна не только с помощью кластерного анализа, но и с помощью корреляционного анализа. В этом случае сама задача формулируется следующим обра­зом. Допустим, что выделены две дихотомические переменные А и В, принимающие значения 0 или 1 на некоторой выборке испытуемых.




2015-11-11 574 Обсуждений (0)
Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)