Парадигма «переноса компетентности»
В англоязычной литературе по инженерии знаний под понятием «компетентность» (ехреПке) понимается набор качеств, лежащих в основе высокого уровня работы людей-специалистов, в том числе обширные познания в некоторой области, эвристические правила, упрощающие и улучшающие подходы к решению задач, метазнания и метасознание, а также «компилированные» формы поведения (навыки), обеспечивающие большую экономию при высококвалифицированной работе [Хейес-Рот, Уотерман, Ленат, 1987]. Иными словами, компетентность - это знания и опыт, которыми владеет эксперт. Парадигма «переноса компетентности» предполагает извлечение независимых фрагментов знаний опытных специалистов, которые, как правило, оформлялись в виде так называемых продукционных правил (правил типа ЕСЛИ - ТО), и передача их компьютерной системе. Экспертные системы первого поколения, например, такие как МУСШ [ЗпогШпе, 1976] и ОЕЫБКАЬ [РещепЬашп, Виспапап, 1978], появились в США в середине 1970-х годов. Система MУСШ была задумана как программа, консультирующая врача при установлении диагноза и выдаче рекомендаций по лечению инфекционных заболеваний крови. Затем область применения системы была распространена на ряд других инфекционных заболеваний. При разработке к систе- _________________ Компьютерная психодиагностика__________________ ме предъявлялись следующие требования: 1) программа должна быть полезной для пользователя-врача, предоставляя ему заслуживающие доверие рекомендации, не уступающие по качеству рекомендациям, даваемым экспертом-человеком; 2) программа должна быть ориентирована на приобретение и модификацию знаний; 3) программа должна уметь вести диалог, в ходе которого она могла бы объяснить полученный ею результат; 4) программа должна являться инструментом, помогающим врачу, а не заменяющим его. Ситуация, в которой врач обращается за консультацией к системе, может быть, например, такой. Лечащему врачу, который не является специалистом в области инфекционных болезней, может потребоваться рекомендация по лечению такого заболевания, например, тогда, когда в ходе тяжелой операции пациенту была занесена инфекция. Сложность этой ситуации состоит в том, что приступать к лечению бактериальных заболеваний надо как можно скорее, до того, как будет установлен возбудитель болезни (так как установление точного диагноза связано с выращиванием культур и требует примерно 48 часов и более). Лечение тяжелобольных должно начинаться немедленно. Врач оказывается перед выбором: либо прописать средства, обладающие широким спектром действия (чтобы охватить все возможности), либо назначить специфическое лекарство, рискуя не угадать возбудителя заболевания и подвергнуть больного опасности. Обычно в связи с недостатком времени и опыта назначают средства широкого спектра действия. Анализ подобных ситуаций в США показал, что в течение одного года пенициллин был прописан каждому четвертому больному, причем в 90% случаев в назначении пенициллина не было необходимости [Попов, 1987]. J. Н. Воо5е(1986)вьщеляетследующиеважныеособенностиэксперт-ных систем первого поколения. □ Прозрачность (1гапзрагепсу). Этот термин обычно используется в связи с тем, что просмотр поведения экспертной системы должен быть столь же доступным, сколь и получаемые с помощью нее результаты. Пользователь может спросить «Как?» и «Почему?» сделан тот или иной вывод, и система обязана ответить на эти вопросы. □ Разделение знаний на независимые фрагменты (кпо^1ес1ёе спип-кшв). Знания должны быть представлены в виде небольших кусков или частей (чанков), которые могут быть легко модифицированы независимо от остальных знаний. □ Отделение знаний от механизма вывода (крапКюп оГ кпо^1ес1ёе Ниже представлен такой фрагмент знаний - пример правила системы МУСПЧ, записанного во внутренней и внешней форме (на естественном языке) [Попов, 1987]. Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик "«И В»™ети^ рдвЕНконт Структура экспертной системы продукционного типа включает в себя базу знаний, базу данных, механизм вывода, подсистему приобретения знаний, подсистему общения и подсистему объяснения [Та-унсенд,Фохт,1990]. База знаний - это память для хранения правил, которая содержит набор срабатывающих в определенных ситуациях правил, имеющих форму ЕСЛИ-ТО. Для примера рассмотрим задачу поиска неисправностей автомобиля. Обнаружив, что автомобиль неисправен, специалист пытается оп- Автомобиль Система охлаждения
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |