Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности исследования испытуемых



2015-11-11 923 Обсуждений (0)
Особенности исследования испытуемых 0.00 из 5.00 0 оценок




Корректное использование компьютерных психодиагностических методик требует, прежде всего, понимания того, что лежит в основе психодиагностического инструментария этого класса. В связи с этим остановимся на особенностях исследования испытуемых с помощью компьютерных психодиагностических методик.


Компьютерная психодиагностика

Как правило, компьютерные психодиагностические методики содержат следующие функциональные возможности (или режимы ра­боты пользователя-психолога): администрирование (база данных ис­пытуемых), тестирование испытуемого, обработку результатов тести­рования, визуализацию тестовых данных и интерпретацию результатов.

Администрирование. Этот режим подразумевает автоматическое ве­дение протоколов исследования испытуемых, что обеспечивается нали­чием базы данных испытуемых, в которой, как правило, содержится не только биографическая информация (фамилия, имя, отчество, возраст, пол, образование и т. д.), но и результаты тестирования испытуемого.

Некоторые зарубежные исследователи [Ьеуще, АпсШ, КоЬегй, 1988; Ьоске, ОнЬеЛ, 1995] указывают на положительную роль автоматичес­кого ведения протоколов исследования испытуемых, отмечая увели­чение уровня самораскрытия испытуемых в этом случае, особенно для методик, затрагивающих личные и чувствительные темы.

Благодаря компьютерному администрированию, пользователи ком­пьютерных методик получают возможность накапливать ценную пси­ходиагностическую информацию и при необходимости использовать ее, например, для дальнейшей статистической обработки и создания собственных шкал и т. д.

Тестирование испытуемого. Этот режим характеризуется предъяв­лением испытуемому стимульного материала психодиагностической методики с подробной инструкцией, а также выполнением испытуе­мым заданий предъявленного теста. С точки зрения компьютерной реализации этих процедур возможны несколько вариантов.

Первый вариант заключается в том, что испытуемого к компьютеру не допускают, он заполняет свои ответы традиционно, как правило, на специально разработанном для каждой методики бланке, а уже потом психолог (или оператор) вводит ответы испытуемого для обработки в компьютер. Такой вариант полностью удовлетворяет условиям стан­дартизации в плане предъявления психодиагностической методики, однако требует дополнительных затрат и усилий для осуществления ввода информации.

Одной из разновидностей этого варианта, наиболее популярного в западных странах для методик опросного типа, является ввод ответов испытуемого, зафиксированных на бланке, с помощью сканера или других технических средств. В этом случае сохраняются условия стан­дартного предъявления стимулов и экономится время, затрачиваемое на ввод информации в компьютер. Однако следует отметить, что эта процедура не имеет смысла для некоторого класса методик, например, для методик, осуществляющих так называемое адаптивное тестирова-


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

ние [Анастази, 1982, 2001], или для методик, измеряемый критерий которых должен учитывать, например, время реакции испытуемого.

Другой вариант предъявления компьютерного психодиагностичес­кого инструментария можно охарактеризовать следующим образом. Испытуемый, сидя за компьютером, выполняет задания, заложенные в компьютерной системе. При этом следует помнить, что если использу­ется компьютерная версия «бланковой» методики, то ее можно считать эквивалентной «бланковой» лишь условно. Предварительно должны быть установлены психометрические характеристики компьютерного варианта. Для компьютерных психодиагностических методик, посколь­ку они с самого начала разрабатывались на компьютере и прошли ап­робацию на соответствующем контингенте, это не обязательно. Одна­ко следует отметить, что в любом случае желательно, чтобы испытуемый достаточно хорошо владел компьютером.

В западных странах часто используются оба варианта. Так, напри­мер, компьютерная программа, реализующая опросник детских де­прессивных состояний (CЫЫгепЪ Dергеааоп 1пуепЮгу CотрШег Pго8-гат), разработанная американской корпорацией МиШ-HеИп 5у51ет 1пс, использует оба варианта предъявления - как непосредственное компьютерное предъявление (опНпе), так и предъявление с помощью «карандаша и бумаги» с последующим сканированием протокола ис­следования.

Обработка результатов тестирования. Этот режим предполагает получениетестовыхданных(сырыхбаллов,стандартизованныхшкаль-ных оценок: стенов, стенайнов и т. д.) с помощью заранее известных предписаний (формул или таблиц).

Создание компьютерной программы, реализующей этот этап, не представляет абсолютно никакой сложности. Тем не менее многие оте­чественные психологи по-прежнему «накладывают ключи» или в луч­шем случае работают с калькулятором. Стиль работы психологов в за­падных странах предполагает, как правило, использование какой-либо компьютерной версии, необходимой для обработки данных тестиро­вания.

Визуализация тестовых данных. Тестовые данные отображаются в виде некоторого графического представления, имеющего либо форму графика, либо форму циркограммы, диаграммы, гистограммы и т. д.

Графические возможности современных компьютеров позволяют создавать такое визуальное представление, которое наиболее близко соответствовало бы тому, с чем привык работать психолог, используя неавтоматизированный вариант методики. Это касается, прежде все­го, тех методик, интерпретация результатов которых осуществляется


Компьютерная психодиагностика

на основании графического представления результатов тестирования испытуемого (MMР1, опросник Т. Лири, опросник Р. Кеттелла и др.)

Практически все отечественные компьютерные психодиагностичес­кие методики реализуют графическое представление, а некоторые си­стемы, например система УСК (компьютерная методика «Уровень субъективного контроля»), осуществляет двойное графическое пред­ставление (диаграмма и профиль).

Компьютерные психодиагностические методики, разрабатываемые наЗападе, тоже, как правило, предлагают визуализацию тестовых дан­ных. В качестве примера можно привести разработанную американс­кой корпорацией МиШ-НеИЬ 5у51ет Iпс. компьютерную программу, реализующую методику Ч. Спилбергера («ЗШе-Тгак Апх1еГу Ьшнйоху CотрШеr Рго8гат»), определяющую уровень личностной и ситуатив­ной тревожности. Компьютер предъявляет задания теста - 20 утверж­дений по каждой шкале, обсчитывает результаты тестирования и пред­ставляет результат графически, который хранится точно так же, как и числовые результаты.

Интерпретациярезультатовтестирования. Этот режим предназна­чен для получения психодиагностического заключения об испытуемом.

Основная ценность компьютерного заключения заключается в уменьшении гало-эффекта. Гало-эффект - явление, под которым в психодиагностике понимается тенденция исследователя, производя­щего оценку (интерпретацию) и готовящего заключение, поддаваться чрезмерному влиянию какого-либо одного свойства (особенности) личности, вызывающего у него благоприятное или неблагоприятное отношение к обследуемому и оказывающего воздействие на суждения обо всех других его особенностях.

Вообще говоря, заключение психолога может быть очень кратким и лаконичным. Например, посмотрев на значение шкалы личностной тревожности, полученной в результате тестирования испытуемого по методике Ч. Спилбергера, психолог может сказать всего четыре слова: «Высокий уровень личностной тревожности». И это может считаться заключением. Реализация такого подход^ в виде компьютерной систе­мы не представляет никакой сложности. Текст заключения выдается в соответствии с набранными испытуемым баллами. И таких программ, разрабатываемых иногда программистами без участия психологов, до­статочно много. Однако, как правило, в клинической практике психо­лог составляет развернутое психодиагностическое заключение, напи­сание которого представляет собой большое искусство и требует от психолога не только знания конкретной методики, общепсихологичес­ких и прикладных знаний, но и определенного опыта. Научить компь-


^Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

ютер составлять именно такое заключение, учитывающее все нюансы работы психолога, - это и является той задачей, которая решается в рамках инженерии знаний. Основными критериями автоматизирован­ного психодиагностического заключения такого рода должны быть связность и непротиворечивость текста, адекватность с точки зрения измеряемых тестом параметров, а также удобство восприятия заклю­чения для тех, кому оно предназначено (врачей, учителей и т. д.).

В последние годы появилось множество компьютерных программ, претендующих на роль компьютерного психодиагностического инст­рументария. Автоматизированное заключение, предъявляемое пользо­вателю, может служить хорошим критерием оценки таких программ в целом. Всевозможные компьютерные заключения можно классифи­цировать по стилю написания, языку, целям и пользовательской ори­ентации. Необходимо отличать профессиональное психодиагностичес­кое заключение от непрофессионального.

Профессиональное заключение ориентировано исключительно на психолога или врача и построено на основе технологии инженерии знаний. Как правило, оно содержит соответствующую психологичес­кую лексику, терминологию, которой владеют психологили врач, атак-же стиль, принятый при написании психодиагностических заключе­ний психологом в клинике. Испытуемому этот текст не предназначен в силу необходимой этики психодиагностического тестирования. Об­разцы профессиональных заключений будут представлены в следую­щих разделах.

Непрофессиональное заключение ориентировано на неспециалис­тов в области медицинской психологии, интересующихся своими пси­хологическими особенностями. По словам А. Г. Шмелева (2002. С. 176), в последние годы в сети Интернет «значительно расширилась аудито­рия добровольцев-интересантов, которые ныне представляют собой настоящую армию любителей самотестирования, насчитывающую, по самымскромнымоценкам,уженесколькодесятковтысяччеловек(если судить по суммарной суточной посещаемости сайтов, на которых опуб­ликованы психологические тесты)».

Непрофессиональные заключения по своему стилю и характеру могут носить самый разнообразный характер и, как правило, обраща­ются непосредственно к испытуемому. Например, «Вы счастливый че­ловек, у Вас все в порядке» или «У Вас скрытый стресс, возможен нерв­ный срыв» (образец заимствован из компьютерной программы «Тест на стресс», разработанной неизвестными автору АНс&Со).

Заключения, ориентированные на пользователя - не психолога, как правило, создаются специалистами в области сотршег «яепсе без при-


Компьютерная психодиагностика

влечения профессиональных психологов, в основном с коммерческой целью для повышения рейтинга создаваемого ими сайта в расчете на ту самую армию интересантов, о которой упоминает А. Г. Шмелев (2002). Не секрет, что чем больше «заходов» на сайт делают пользова­тели, тем более популярным («раскрученным») становится сайт, а это в свою очередь, привлекает рекламодателей. Технология создания та­ких заключений достаточно проста. Берется одно из методических по­собий или соответствующих печатных изданий и переносится в элект­ронный вид. Достоверность такого рода заключений может быть сравнима разве лишь с достоверностью журнальных гороскопов.

Среди непрофессиональных заключений следует различать заклю­чения, построенные в соответствии с эффектом Барнума (или иллю­зорной валидностью), названным так по имени Финиса Барнума, по­пулярного организатора публичных зрелищ, говорившего, что «глупец рождается ежеминутно».

Вв* Иллюзорная валидность - это иллюзия соответствия заклю-3 чения по результатам тестирования личностным характерис­тикам обследуемого. Возникает как следствие использования предельно общих, а поэтому применимых практически ко всем обследуемым формулировок, таких, например, как «ра­зумный в выборе цели», «стремящийся к лучшей жизни» и т. п. Такого рода утверждения принимаются почти всеми людьми в качестве точного описания их личности.

Заключения, ориентированные на пользователя - не психолога, с точки зрения профессиональной психодиагностической этики можно классифицировать как «безобидные» или «вредные». К «безобидным» относятся заключения, построенные в соответствии с эффектом Бар­нума или состоящие из любых нейтральных слов, не касающихся пси­хиатрической терминологии. «Вредные» заключения могут иметь не только соответствующую лексику, но и откровенно «ставить диагноз». Ниже представлены два образца, полученные в результате тестирова­ния с помощью двух разных компьютерных тестов Люшера, свободно имеющих хождение в среде студенческой молодежи Санкт-Петербур­га. Оба заключения могут быть отнесены к разряду «вредных».

О б р а з е ц 1. Состояние тревожное, неустойчивое, обостренная чувстви­тельность к средовым воздействиям. Сужена зона жизненного комфорта, потребность в щадящих условиях, прихотливость вкуса. Состояние разочаро­ванности и бесперспективности, сопровождающееся тревогой и чувством бес­помощности. Бегство в мир иллюзорных представлений, отвечающих соб-


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

ственному настроению и желаниям. Тревожные опасения угрозы, усиливаю­щие потребность в спокойствии и безопасности. Тревога и горькая убежден­ность в том, что бессмысленно надеяться на лучшее. Ощущение утраты со­чувствия и признания со стороны значимых окружающих.

Образец 2.

Результаты по сознательно заторможенной потребности:

Ключ:-0-4

Норм-фактор: 2

Физиологическая интерпретация: чрезмерное раздражение из-за разочаро­вания и неосуществившихся ожиданий.

Психологическая интерпретация: несбывшиеся ожидания привели к неуве­ренности и напряженной настороженности; хочет внушать доверие другим, чтобы чувствовать себя в безопасности и уверенно; сомневается, что в буду­щем дела пойдут лучше; тревожная неуверенность.

Психопатологическая интерпретация: аффективное стремление к деятель­ности на фоне депрессивного состояния.

Психогенные мотивы: страх перед внутренним одиночеством, страх быть обойденным, страх перед лишениями.

Эффект Барнума часто используется профессиональными психоло­гами для формулирования заключения по результатам заочного тести­рования. Такая позиция диктуется нормами профессиональной этики1.

Технология профессионального тестирования в сети Интернет на­бирает свою силу и приносит исследователям свои преимущества. Так, например, в считанные дни можно осуществить работу по сбору протоколов для получения нормативов. А для удовлетворения пользо­вателей, вносящих свой вклад в дело конструирования психодиагнос­тических методик, им предлагается в качестве обратной связи соответ­ствующее заключение.

Ниже представлен классический образец психодиагностического заключения, построенного в соответствии с эффектом Барнума и по­лученного в результате тестирования на одном из профессиональных серверов.

ТестАйзенка(EPI)

Вы - человек довольно гибкий, потенциально способный эффективно действовать в разных ситуациях - и таких, которые требуют быстрых и сме­лых решений, и таких, которые требуют вдумчивого, всестороннего анализа и осмотрительности. Развиваете ли Вы в себе эти качества? Ведь без трениров­ки они могут и не сформироваться (или, сформированные, потеряться). Чаще старайтесь бывать на людях и развивать в себе способности к общению с людь-

1 Этические нормы и деонтологические принципы в профессиональной деятель­ности медицинских (клинических) психологов подробно рассматриваются в моногра­фии Л. И. Вассермана, О. Ю. Щелковой (2003).

5 Зак 4548 129


_______________ Компьютерная психодиагностика____________

ми. Но не забывайте и о том, что Вам требуются ситуации спокойного уеди­нения, позволяющие собраться с мыслями, обдумать причины возможных неудач и планы на будущее.

Вы - человек по своей природе с достаточно ровным и спокойным харак­тером. Вы потенциально умеете переносить трудности и справляться со стрес­сами не хуже большинства других людей. Вы также можете быть вполне чут­ким и тонким человеком, предвидеть отдаленную опасность, сопереживать людям. Но эти качества надо постоянно развивать в себе, так как без употреб­ления они могут быть утерянными или вовсе не сформируются. Увлечены ли Вы каким-нибудь видом искусства - музыкой, живописью, аранжировкой цветов? Занятия изящными искусствами необходимы Вам для развития чув­ства прекрасного, чувства гармонии. Упражняете-ли Вы свою способность переносить и эффективно действовать в ситуации напряженности и повышен­ного риска? Ведь Вы приспособлены к этим условиям потенциально не хуже других людей.

Вы отнеслись к данному тесту довольно спокойно. Можно надеяться, что и в отношении к самому себе Вам всегда свойственна искренняя готовность к трезвой самокритике, но и без всякой склонности к самобичеванию.

Западный психодиагностический инструментарий, осуществляю­щий интерпретацию результатов тестирования, намного более пред­ставителен, чем в нашей стране. В качестве примера можно привести разработанную американской корпорацией Рзуспотегпс 5опл*аге Iпс. компьютерную интерпретацию теста MMPI-2 (MMPI-2 Керой, 4.0), психодиагностическое заключение которой содержит сведения о дос­товерности результатов тестирования (УаИсШу), об эмоциональной сфере испытуемого (АПесО, о поведенческих характеристиках лично­сти (РепюпаШу/Вепауюиг), о наличии соматических жалоб (Зотаис), об уровне познавательных способностей (Со8пШуе), о предполагаемом диагнозе (Ша^по^), прогнозе заболевания и рекомендациях (Рго8по818 ашПгеаПпепО.

Другим ярким и впечатляющим примером, иллюстрирующим воз­можности создания адекватного компьютерного заключения, служит разработанная американскими учеными ЬЬп Е. Ехпег и 1тпв В. \Уетег компьютерная версия теста Роршаха под названием RoгзсЬach® Ыегргешюn Аз^апсе Рго8гат: (К1АР4ТМ) Уегзюп 4 Гог Мпдо^®, осуществляющая интерпретацию результатов тестирования и генери­рующая соответствующий отчет (т1егрге«уе героп) [данные компью­терной сети Интернет].

В настоящее время для отечественной популяции существует зна­чительное количество компьютерных психодиагностических методик, осуществляющих интерпретацию результатов тестирования. Большая часть из них разрабатывалась в соответствии с методологией и техно­логией инженерии знаний, путем длительной совместной работы психологов, инженеров по знаниям и программистов [Вассерман Л. И.,


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

Бочаров, Вассерман Е. Л., Вукс, Иовлев, Карпова, Ромицына, Червин-ская, Щелкова, 2002]. В качестве примеров ниже в приложении пред­ставлены компьютерные психодиагностические методики, разработан­ные в лаборатории клинической психологии Психоневрологического институтаим. В. М. Бехтерева, с образцами компьютерных заключений.



2015-11-11 923 Обсуждений (0)
Особенности исследования испытуемых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности исследования испытуемых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (923)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)