Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Обсуждение результатов исследования




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Перечень персонажей и йонструктов. Названные обсоедуемым конструкты достаточно развиты и свидетельствуют о хорошем словар­ном запасе обследуемого. Конструкты затрагивают различные аспек­ты личности персонажей: сформированное^ жизненной позиции че­ловека («определенность жизненной позиции»); отношение к труду («трудолюбие»); отношение к нормам поведения в обществе («привер­женность условностям»); эмоциональные особенности личности («мяг­кость», «раскованность в общении», «уверенность в себе»); морально-этические установки («верность дружбе», «альтруизм», «правдивость», «доброта»).

Высказывая отдельные конструкты, Владимир проявил эгоцентри­ческие черты своего характера. Поясняя конструкт «способность по-


Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик

нять», «верность дружбе», «мягкость», он невольно возвращался к эмо­циональному подтексту - «способность понять меня, верность друж­бе со мной, мягкость в общении со мной». В целях иллюстрации кон­структа «смелость» он привел следующую ситуацию. «Один раз учитель математики почувствовал себя плохо и собрался домой. Классу он пред­ложил выбрать - или перенести занятия на другой день, или выпол­нить практическую работу самостоятельно. Класс был за первый ва­риант. Я убедил всех, что нужно остаться на «практику», и обосновал это несколькими причинами: закрепить теорию, разобрать другие спо­собы решения задачи, которую уже начали решать на уроке, через неделю задача потеряет свою актуальность и др.». В данном случае, по­мимо социальной смелости, Владимир проявил склонность к демон­стративным поступкам, рассуждательству и недостаточную синтон-ность настроению окружающих.



2) Психологические портреты персонажей. Чувствс Владимира в от­ношении близких не отличаются теплотой. Мама в его оценках «с не­определенной жизненной позицией», «зависит от условностей», «бе­залаберная», «закомплексованная», «неуверенная в себе», «со слабым характером». Отец - «понимающий меня» и «смелый». Сестра - «с определенной жизненной позицией», «целеустремленная» и «закомп­лексованная».

В неформальном общении Владимир ориентируется на людей не­зависимых, с нонконформистской ориентацией. Друг характеризует­ся им как человек «с определенной жизненной позицией», «верный дружбе», «понимающий», «уверенный в себе», «смелый», «с сильным характером». Аналогичный портрет имеет преподаватель, которого Владимир ценит.

Привязанности в отношении девушек пока отсутствуют. Как он сам пояснил, «избранница» и «подруга» названы им скорее по «инструк­ции, по необходимости». Свой взгляд на сверстниц выразил словами «узкий круг интересов, совсем другой уровень потребностей». Знако­мый, знакомая, преподаватель, младший, которые Владимиру не нра­вятся и которых он не ценит, характеризуются им в негативной мо­рально-этической тональности.

Себя в детстве Владимир воспринимает как «не определившегося в жизненной позиции», «трусливого» и «со слабым характером». Для сво­его «Я идеального» отмечает «определенность жизненной позиции», «свободу от условностей», «верность дружбе», «целеустремленность», «раскованность в общении», «уверенность в себе», «силу характера», «смелость». Сопоставив «Я в детстве» и «Я в идеале», можно заметить неприятие себя-ребенка и стратегию работы над собой по типу гипер-


Компьютерная психодиагностика

компенсации, когда акцент делается не на совершенствовании досто­инств своего характера, а на преодолении недостатков.

3) Сходные персонажи и группы сходных персонажей. Пары сходных
персонажей, то есть с высокими коэффициентами корреляции, объяс­
нимы и психологически благополучны (неблагополучным можно на­
звать, например, такое сочетание «Папа = Преподаватель (-)»). Число
пар сходных в области средних значений. В настоящее время Влади­
мир переживает перемену в своих референтных отношениях - «Я в
детстве = Мама», но «Я сейчас = Друг». В то же время «Я сейчас» и «Я в
детстве» входят в одну группу вместе с мамой, папой, сестрой, другом
и подругой, которую можно истолковать как группу «референтных и
родственных привязанностей».

«Я идеальное» вошло в довольно противоречивую группу персона­жей, где оно сосуществует с преподавателем и младшим, которых Вла­димир ценит, а также со знакомым, который ему не нравится, препо­давателем и младшим, которых он не ценит.

4) Сходные конструкты и группы сходных конструктов. Среди кон­
структов очень много сходных пар, что указывает на высокую степень
взаимосвязанности в системе конструктов. Многие из них имеют для
Владимира единый личностный смысл («определенность жизненной
позиции = целеустремленность», «определенность = уверенность в
себе», коэффициенты корреляции 0,8 и 0,9 соответственно); отдель­
ные даже дублируют друг друга («мягкость = альтруизм», «мягкость =
доброта», коэффициенты корреляции 1,0).

Взаимосвязанность системы конструктов определяется двумя ос­новными факторами. Первый фактор (информативность - 60%) мож­но назвать «морально-этическое Я» Владимира. В нем доминируют такие конструкты как «понимание меня», «верность дружбе», «мяг­кость», «альтруизм», «уравновешенность в общении», «правдивость», «доброта», «смелость». Второй фактор (информативность - 23%) -это «эмоциональное Я». Конструктами являются «определенность жиз­ненной позиции», «свобода от условностей», «глухота», «эгоизм», «су­масшествие», «лживость», «раскованность*, «уверенность в себе», «сме­лость», «сильный характер».

Названные факторы в сознании Владимира психологически про­тиворечивы - конструкты правого полюса 1-го фактора высоко кор­релируют с конструктами левого полюса 2-го фактора (например, «вер­ность дружбе = правдивость», «мягкость = альтруизм»), и в тоже время оба фактора определяют «идеальное Я» Владимира. Одно состояние «Я» советует ему быть моральным, скромным, а другое подсказывает быть в центре внимания окружающих, раскованно самовыражаться и смот-


Глава 2. Психосемантическая парадигма конструирования методик

реть на других свысока. «Моральное Я» Владимира имеет одну особен­ность - оно склонно самоутверждаться в критике окружающих и оправдании собственных поступков. В этом можно убедиться, проана­лизировав психологические портреты персонажей. Разумному разре­шению конфликта между «моральным Я» и «эмоциональным Я» ме­шает чрезмерно рационалистический стиль мышления и низкий контроль своей эмоциональности. Оценивая других людей, Владимир как бы выхватывает из их облика отдельные черты и комбинирует их в угоду своему настроению.

Таким образом, проведенное репертуарное тестирование выявило акцентуированное^ личности испытуемого. Причем акцентуирован-ность имеет противоречивый характер. Эмоциональная чувствитель­ность и ранимость сочетаются с демонстративностью и категорично­стью, творческие способности и высокие достижения в математике -с неразвитыми коммуникативными навыками. Самооценка затрудне­ний в общении необъективна. Нервно-психическая истощаемость, болезненная фиксированное^ на своих проблемах в общении не от­мечены. Рекомендованы психологическая поддержка со стороны пси­холога и социально-психологический тренинг.


Глава 3

КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНЖЕНЕРИИ ЗНАНИЙ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Компьютерный психодиагностический инструментарий - это слож­ный аппаратно-программный комплекс, позволяющий психологам осуществлять психодиагностическое исследование испытуемого.

В целом опыт работы с такими инструментами позволяет сформу­лировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом благодаря использованию автоматизированных тестов:

□ повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

□ предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобожде­нию его от трудоемких рутинных операций первичной обработ­ки данных;

□ повышение четкости, тщательности и чистоты психологическо­го исследования за счет увеличения точности регистрации резуль­татов и исключения ошибок обработки исходных данных, неиз­бежных при ручных методах расчета выходных показателей;

□ возможность проводить массовые психодиагностические иссле­дования в сжатые сроки путем одновременного тестирования многих испытуемых;


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

О повышение уровня стандартизации условий психодиагностичес­кого исследования за счет единообразного инструктирования ис­пытуемых и предъявления заданий вне зависимости от индиви­дуальных особенностей исследуемого и экспериментатора;

D возможность для испытуемого быть более откровенным и есте­ственным во время эксперимента благодаря конфиденциально­сти автоматизированного тестирования;

□ использование времени не только как управляемого параметра теста (исследователь с помощью компьютера способен регули­ровать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования), но и в качестве диагностического параметра (на­пример, показатели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать как индикаторы утомления, эмоционального шока и т. п.);

□ возможность распространять опыт работы психологов за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;

□ возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы «утраты» психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью «руч­ных» тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой ав­томатизированной методики.

Среди всевозможных инструментов выделяют компьютерные вер­сии психодиагностических методик и компьютерные психодиагности­ческие методики.

Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным ана­логом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Они осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестиро­вания, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.

Компьютерные психодиагностические методики - это новый класс психодиагностического инструментария, осуществляющий автомати­зированное исследование испытуемого с формированием компьютер­ного психодиагностического заключения на основе технологии инже­нерии знаний.

Признаки отличия компьютерных методик:

1. Компьютерные методики разрабатываются исключительно на компьютере и могут не иметь «бланкового» аналога.


Компьютерная психодиагностика

2. Хотя в основе компьютерных методик может лежать известный «бланковый» вариант, они могут существенным образом отли­чаться от «бланкового» варианта не только способностью созда­вать адекватное компьютерное заключение, но и стилистичес­кой редакцией утверждений методики, способами обработки результатов тестирования и пр.

3. Компьютерные методики, разработанные на основе технологии инженерии знаний, отличаются от любых других методик нали­чием так называемой базы знаний - специальным образом орга­низованных и формализованных знаний опытных психологов-профессионалов (см. п. 3.2.1).

История развития

Технические средства стимуляции, регистрации и обработки пси­ходиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования эксперимен­тальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средства­ми были и остаются «карандаш и бумага» (pепсИ апс! рарег). Типичная процедура технологии «карандаша и бумаги», в частности для одной из наиболее распространенных методик - ММР1, выглядит следую­щим образом. Испытуемый возвращает психологу бланк обследования, на котором отмечены выбранные им варианты ответов на вопросы (за­дания) психодиагностической методики. Психолог выполняет проце­дуру «наложения ключей», то есть накладывает на полученный бланк специальный трафарет и подсчитывает количество попаданий ответов испытуемого в окошки трафарета, которые в совокупности называют­ся диагностическим «ключом». Затем с помощью специальных таблиц или номограмм подсчитанное количество (по каждой из шкал) пере­водится в новое число, так называемую.стандартизированную оценку. Совокупность стандартизированных оценок по каждой шкале и явля­ется результатом психодиагностического тестирования, который по­зволяет психологу выносить суждение об особенностях испытуемого, его психических свойствах, делать определенный прогноз на будущее и давать те или иные рекомендации. Очевидно, что подобный стиль работы занимал и занимает у психологов достаточное количество вре­мени. Стремление к повышению эффективности работы и устранению рутинных операций привело к идее автоматизации психодиагности­ческих исследований испытуемых.


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

Первые упоминания о машинной обработке данных лсихологичес­кого тестирования относятся к началу 1930-х годов [Бурлачук, Моро­зов, 1999]. Долгое время использование компьютеров в психологичес­ких (и психодиагностических) исследованиях ограничивалось лишь обработкой числовой информации в процессе психодиагностическо­го эксперимента. В то время компьютер (тогда еще ЕС ЭВМ, СМ-3, СМ-4, «Электроника-100») представлялся мощным арифмометром, который может освободить психолога от трудоемких рутинных опера­ций типа «наложения ключей» и арифметического подсчета числовых показателей. В нашей стране первой программой, реализованной на языке ПЛ/1 для ЕС ЭВМ, была программа обработки результатов тес­тирования испытуемых с помощью методики ММР1[А. Б. Иовлев, Б. В. Иовлев, 1981]. Оператор набивал ответы испытуемого на перфо­карты, а компьютер, осуществляя числовую обработку, распечатывал значения Т-оценок.

Использование компьютера в качестве арифмометра для целей пси­ходиагностики, конечно же, оказалось значительным прогрессом. За счет автоматизации психолог освобождался от трудоемких рутинных операцийимогконцентрироваться на решении сугубо профессиональ­ных задач. Крометого,повысиласьточность регистрации результатов, и исключались ошибки обработки исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей теста, а оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяла в сжа­тые сроки проводить массовые психодиагностические обследования в рамках скрининговых программ.

В 1970-1980-е годы за рубежом широкое распространение получа­ют компьютерные тесты, осуществляющие не только обработку резуль­татов тестирования, но и предъявление стимульного материала испы­туемому. В большинстве своем такие автоматизированные тесты представляли собой модификации известных «бланковых» методик, а потому получили название компьютерных версий. В этот же период появляются первые адаптивные тесты, отличительная особенность ко­торых заключается в том, что управление процессом тестирования ча­стично, а в некоторых случаях и полностью передается компьютеру. 1980-е годы можно считать периодом наиболее активного развития компьютерного инструментария за рубежом, что связано с появлени­ем достаточно мощных и доступных персональных компьютеров.

В нашей стране с появлением первых персональных компьютеров появились и специализированные, решающие сугубо психодиагно­стические задачи компьютерные программы: статистические пакеты обработки данных для создания новых психодиагностических методик


Компьютерная психодиагностика

(или шкал), компьютерные версии имеющихся психодиагностических методик и программы, реализующие так называемый алгоритм инди­видуально-ориентированного или адаптивного тестирования (предъяв­ление стимулов в зависимости от ответов испытуемого). Уже в то время ни одна задача психодиагностики, будь то конструирование психоди­агностической шкалы или исследование испытуемого для написания психодиагностического заключения, практически не решалась без со­ответствующего программного обеспечения.

Вконце 1980-х-начале 1990-х годов наряду с определенными до­стижениями проявляется неудовлетворенность компьютерными тес­тами, обусловленная двумя существенными причинами.

Во-первых, при создании компьютерных версий, то есть при пере­носе «бланковой» методики в компьютер, нарушаются стандартные условия предъявления стимульного материала испытуемым - одна из важных психометрических характеристик. Иными словами, стимуль-ная ситуация, моделируемая компьютером, существенно отличается от той, когда тому же испытуемому предлагают «бланковый» вариант. Следствие этого - очевидные искажения результатов тестирования. Если, допустим, методика измеряет «тревожность», а испытуемый не­достаточно хорошо владеет компьютером, то параметр «тревожность» будет измеряться с явным искажением.

Во-вторых, появились компьютерные методики, предлагающие пользователю-психологу не только администрирование, предъявление стимульного материала, числовую обработку результатов тестирования, но и вербальную интерпретацию результатов тестирования. С техни­ческой точки зрения создать алгоритм интерпретации результатов тес­тирования достаточно просто: для этого надо сформулировать некото­рые правила интерпретации в виде «если - то». Например: «Если шкала D методики ММР1лежит в диапазоне 70Т-75Т - то у испытуемого явно выражена внутренняя напряженность, неудовлетворенность си­туацией, пассивность, пессимизм». Эти правила, написанные для каж­дой шкалы и «прошитые» в код программы, обрабатывались последо­вательно, в порядке написания, а результаты, то есть характеристики испытуемого, предъявлялись пользователю-психологу. С точки зрения психодиагностической практики конструирование компьютерной ин­терпретации результатов тестирования таким способом оказалось пла­чевным. Так, например, компьютер мог сформировать следующее за­ключение по результатам тестирования с помощью методики ММР1: «У испытуемого явно выражена внутренняя напряженность, неудов­летворенность ситуацией, пассивность, пессимизм, активность, опти­мистическая оценка перспективы, энергичность, активность».


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

Очевидно, что приведенные выше причины вызвали со стороны практических психологов большой скепсис и острую критику в адрес не только компьютерного психодиагностического инструментария, но и компьютерной психодиагностики вообще.

1990-е годы ознаменовались попыткой преодолеть указанные выше сложности, а сами исследования развернулись в двух направлениях: работы по обоснованию психометрических характеристик компьютер­ных версий и работы по созданию компьютерных психодиагностичес­ких методик, осуществляющих вербальную интерпретацию результа­тов тестирования.

В середине 1990-х годов появились первые дистанционные тесты, то есть тесты, работающие в глобальной компьютерной сети Интер­нет. Как сам Интернет, так и модемы для персональных компьютеров существуют уже довольно давно, однако лишь около 1990 года Интер­нет набрал критическую массу пользователей и ресурсов, необходи­мую для происходящей на наших глазах сетевой революции, а основ­ной инструмент этой сети - система \Уогс1 ТОёе \УеЪ <\У\Щ или «Всемирная паутина»), изобретенная в 1993 году, заняла доминирую­щее положение и стала определять лицо Интернета. Использование Ин­тернета для психологических обследований испытуемых, проблема психодиагностического тестирования в системе ТГОГО - стали оче­редной темой исследований в области компьютерной писходиагнос-тики. Подробнее об этом изложено в п. 4.2.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7