Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТОДИКА Т. ЛИРИ



2015-11-11 762 Обсуждений (0)
КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТОДИКА Т. ЛИРИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Опросник для определения особенностей интерперсональных от­ношений 1п1егреп>опа1 Спеск Ш (1СЬ) [Ьеагу, СоЯёу, 1955] был разра­ботан на основе теории Т. Лири [Ьеагу, 1957]. Валидность методики целиком основывалась на концептуальном анализе существующих в английском языке понятий, описывающих коммуникативные харак­теристики человека.

Л. Н. Собчик (1990) адаптировала тест для русскоязычной популя­ции. В этом исследовании содержатся данные, касающиеся основных психометрических свойств методики, и новый интерпретационный подход.

Методиках Лири относится к группе так называемых контрольных списков, по своим психодиагностическим функциям, приближающим­ся к личностным опросникам, и позволяет получать сведения о меж­личностных отношениях и личностных особенностях, существенных для интерперсонального взаимодействия, выявляет зоны актуальных личностных конфликтов, уровень и направленность межличностных притязаний, а также причины нарушения общения в малых группах. Многоаспектный характер теста позволяет определять также степень удовлетворенности испытуемого собой в ситуациях интерперсональ­ного взаимодействия и уровень отражения изменений интерперсональ­ных личностных особенностей под влиянием различных факторов.

Материал теста представляет собой перечень из 128 прилагатель­ных, характеризующих различные варианты межличностного поведе­ния. Испытуемому предлагается описать с помощью данного перечня различные реально существующие или воображаемые объекты: себя («реальное Я»), себя воображаемого («идеальное Я»), своих родителей


Компьютерная психодиагностика

(«моя мать» или «идеальная мать»), партнеров по общению и т. д. Та­ким образом, из предложенного перечня испытуемый отбирает те при­лагательные, которые соответствуют описываемому объекту.

В основе методики лежат представления Т. Лири о личности и меж­личностных характеристиках. В общем виде эти представления могут быть сведены к следующему [Собчик, 1990; Вассерман, Бочаров, Тка-ченко,Червинская,1994].

Во-первых, все коммуникативные свойства человека обладают оп­ределенной качественной близостью или отдаленностью; во-вторых, качественно близкие свойства могут отличаться по своей интенсивно­сти (выраженности); в-третьих, совокупности качественно близких интерперсональных характеристик могут быть объединены в относи­тельно однородные группы, отражающие типы межличностного пове­дения; в-четвертых, совокупность типов межличностного поведения образует определенную структуру, при этом распределение типов и ха­рактер их взаимоотношений строго определен степенью выраженнос­ти глубинных (обобщающих) интерперсональных тенденций; в-пятых, интенсивность (выраженность) коммуникативных характеристик от­ражает их приспособительное или дезадаптационное значение.

В соответствии с этими положениями межличностные характерис­тики могут быть представлены несколькими разделенными на сектора концентрическими окружностями. Каждый сектор этих окружностей соответствует определенному типу интерперсонального поведения. Распределение типов поведения в окружности не случайно, а строго определено выраженностью глубинных коммуникативных тенденций. Распределение характеристик внутри секторов обусловлено степенью выраженности, заостренности межличностных свойств, так что помере отдаления от центра к периферии нарастает акцентированность и де-задаптационность.

Т. Лири выделил восемь типов межличностного поведения и две основные интерперсональные тенденции.

Властно-лидирующий тип отражает выраженность в интерперсо­нальных отношениях стремления к лидерству, которое обычно прояв­ляется в склонности и способности к руководству, тенденции к орга­низаторской деятельности, наставничестве, стремлении советовать и поучать. По мере усиления эти черты могут все более трансформиро­ваться в поведении в доминантность, властность, нетерпимость к кри­тике, в переоценку собственных возможностей, дидактичность и дес­потизм.

Эгоцентрический тип отражает склонность демонстрировать в меж­личностном поведении уверенность в себе и постоянное соперниче-


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

ство. При нормативной выраженности поведение характеризуется не­зависимостью, уверенностью в себе, тенденцией к здравому соперни­честву. По мере нарастания данные черты могут выявляться в виде из­лишней самоуверенности, гипертрофированном чувстве превосходства над окружающими, хвастливости и эгоцентричное™, в крайних вари­антах доходя до высокомерности и самовлюбленности.

Прямолинейно-агрессивный тип характеризуется выраженностью в коммуникативном поведении «открыто» агрессивных тенденций, ко­торые при невысокой интенсивности проявляются в искренней и не­посредственной прямолинейности, в настойчивости при достижении поставленных целей, требовательности. Усиление этих качеств ведет к критичности, недружелюбию, агрессивности, непримиримости, не­сдержанности и вспыльчивости вплоть до взрывчатости, открытой враждебности и жестокости.

Скептический тип выявляет стремление занимать в интерперсональ­ных отношениях недоверчиво-скептическую позицию. Обычно пове­дение человека такого типа характеризуется реалистической оценкой окружающего, проницательностью, неконформностью, критичностью, которые по мере нарастания типологического акцента переходят в то­тальный скептицизм, неконвециальность, недовольство, резкость, склонность к критическим высказываниям, в крайних вариантах про­являясь негативистичностью, выраженной подозрительностью, частой чрезмерной неоправданной обидчивостью.

Субмиссивный, покорный™ характеризуется склонностью занимать в интерперсональных контактах пассивно-подчиняемую позицию. Коммуникативное поведение при незначительной выраженности дан­ных типологических особенностей описывается как скромность, уступчивость, застенчивость, чувствительность, которые по мере уси­ления проявляются кротостью, стремлением охотно выполнять чужие поручения, отсутствием своего мнения, самокритичностью, в крайних вариантах характеризуясь повышенным чувством вины, полной покор­ностью чужой воле.

Зависимо-послушный тип отражает склонность в межличностных отношениях ориентироваться на помощь и сочувствие со стороны окружающих. Эта склонность обусловливает такие черты коммуника­тивного поведения, как доверчивость, принятие авторитетов, уступ­чивость, послушность, уважительность, которые по мере нарастания преобразуются в чрезмерную конформность, тенденцию к восхище­нию окружающими, потребность в помощи и опеке, доходя в крайних вариантах до полной зависимости от мнения других, активных поис­ков помощи и сочувствия.


Компьютерная психодиагностика

Аффилиативный, сотрудничающий тип характеризуется тенденци­ей к тесному сотрудничеству с окружающими в системе интерперсо­нальных отношений. При незначительной выраженности этой уста­новки межличностное поведение описывают такие характеристики как мягкость, дружелюбие, доверчивость, склонность к компромис­сам и соглашению, сотрудничество и бесконфликтность. По мере на­растания психологические особенности все более выражаются в виде сверхкомпромиссности, соглашательской позиции, стремления под­черкнуть причастность к интересам большинства, несдержанности в проявлении положительных эмоций. Крайние варианты отражают сверхконвенциальность, склонность к постоянному излиянию дру­жеских чувств.

Протективно-покровительствующий тип отражает тенденцию в межличностных отношениях проявлять постоянную готовность к по­мощи окружающим. Коммуникативное поведение в нормативном ди­апазоне отличают склонность к сочувствию и поддержке, добросер­дечность в отношениях, мягкость, деликатность, ответственность, доверие к другим. Нарастание типологических качеств приводит, од­нако, к мягкосердечию, сверхобязательности и сверхответственнос­ти, гиперсоциальной направленности, чрезмерной эмоциональнос­ти, которые в крайних проявлениях представляются чрезмерной жертвенностью.

Глубинные интерперсональные тенденции образуют два коммуни­кативных вектора, определяющие обобщенные модусы межличност­ного поведения. Первый вектор отражает стремление к самостоятель­ности, доминированию или к зависимости, подчинению. Второй вектор представляет тенденции эмоционального принятия (доброже­лательности - любви) или отвержения (агрессивности - ненависти).

Концепция интерперсональных свойств Т. Лири фактически пред­ставляет собой структурирование межличностного пространства, на которое принципиальноможетбытьспроецирована коммуникативная сфера любого человека. При этом каждого индивида характеризует строго определенный «рисунок». Специфические особенности этого «рисунка» отражают наиболее существенные характеристики комму­никативной деятельности. Таким образом задается система координат, позволяющая однозначно картировать свойства исследуемого объекта.

Тест интерперсональных отношений является многошкальной и многоаспектной методикой. Составляющие перечень определения об­разуют восемь равных по количеству групп (октант). Каждая октанта представляет собой шкалу, отражающую один из восьми описанных выше типов интерперсонального поведения и построенную в полном


Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

соответствии с приводившимися ранее положениями концепции Т. Лири. Октанта, таким образом, включает 16 определений, распреде­ленных по четырем уровням в зависимости от степени выраженности, заостренности представленных характеристик. Так, например, первый уровень I октанты составляют такие определения, как «умеет нравить­ся», «производит впечатление на окружающих», «умеет распоряжать­ся, приказывать», «умеет настоять на своем»; второй уровень - «спо­собен вызывать восхищение», «пользуется у других уважением», «обладает талантом руководителя», «любит ответственность»; четвер­тый уровень - «стремящийся к успеху», «ожидает восхищения от каж­дого», «распоряжается другими», «деспотичен».

Каждое определение в перечне имеет свой порядковый номер, позволяющий идентифицировать его принадлежность к шкале - ок­танте, поскольку организация всего перечня основывается на квази­случайном распределении характеристик. Полученные в тестовом ис­следовании данные представляются графически в виде циркограммы, состоящей из восьми октант. Каждому из четырех уровней в цирко-грамме соответствует определенная концентрическая окружность.

Интерпретация результатов тестирования осуществляется, исходя из следующих принципов.

1. Количественный результат по шкале отражает степень заострен­ности, выраженности соответствующего типа интерперсональ­ного поведения. По мере роста показателя по шкале поведение все более приобретает черты акцентированное™, а при крайних оценках характеризуется дезадаптирующими качествами.

2. Распределение шкальных оценок представляет меру гармонич­ности или дисгармоничности исследуемого аспекта межличност­ной сферы. Особенно неблагоприятны подъемы по «полярным», диаметрально расположенным шкалам.

3. Распределениеоценокпошкалам,атакжесоотношениеэтихоце-ноки«вторичных»факторовхарактеризуютмеру согласованно­сти или внутренней конфликтности описаний.

4. Степень соответствия шкальных распределений (закрашенные области циркограммы на рис. 3.28), полученных при описании различных аспектов коммуникативной сферы («реальное Я», «идеальное Я», «Я глазами окружающих» и т. д.), свидетельствует о наличии или отсутствии глубоких интрапсихических конфлик­тов, позволяет проанализировать интерперсональные взаимодей­ствия, психологическую коммуникативную совместимость; вы­явить особенности и детерминанты используемых личностью в общении оценок и самооценок.


Компьютерная психодиагностика



2015-11-11 762 Обсуждений (0)
КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТОДИКА Т. ЛИРИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТОДИКА Т. ЛИРИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)