Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Расследование преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления



2015-11-11 2808 Обсуждений (0)
Расследование преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления 4.75 из 5.00 4 оценки




Способы совершения должностных преступлений многообразны. Практика показывает, что в случаях, когда преступление совершается путем активных заведомо противоправных действий, нарушающих обязательные для исполнения правила, инструкции, положения, используются различные способы. К ним можно отнести следующие:

- внесение заведомо неправильных записей в официальные документы;

- издание незаконных приказов и распоряжений;

- сокрытие незаконной деятельности других лиц путем самоуправных действий;

- временное заимствование и использование государственных или общественных средств на личные нужды;

- расходование денежных средств не по назначению;

- выдача бестоварных накладных;

- подчистка, травление и иные изменения текста документов;

- незаконное применение оружия представителем власти;

- нанесение побоев подчиненным по службе.

 

Как показывает криминалистический анализ, мотивами преступлений чаще всего выступают корысть и иная личная заинтересованность, зависть, месть, желание создать видимость хорошо поставленной работы, ложно понятая «служебная необходимость» и т.д.

Практика показывает, что всякого рода злоупотребления - это результат многих обстоятельств, между которыми имеется тесная связь.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела следует тщательно выяснить основания к этому, ибо в ряде случаев сообщаемые факты о даче и получении взятки отличаются неконкретностью, а объяснения тех или иных лиц – определенной тенденциозностью. Если в полученных следователем материалах имеются достаточные данные, указывающие на дачу-получение взятки, например явка взяткодателя с повинной, то уголовное дело должно быть возбуждено незамедлительно. Необязательно, чтобы в этих материалах содержались сведения обо всех обстоятельствах совершения преступления и всех его участниках. Эта задача решается в процессе расследования.

Иногда проводится предварительная проверка, которая должна установить основания для возбуждения уголовного дела. Такая проверка обычно нужна при поступлении заявлений граждан, которым стало известно о взяточничестве из каких-либо непроверенных источников; писем из редакций газет, из учреждений и организаций; показаний подозреваемых (обвиняемых) по другим делам, которые знают о взятке, но не хотят по каким-то соображениям рассказать подробности совершенного взяточничества, из оперативно-розыскных данных органов дознания; заявлений и сообщений по телефону.

Предварительная проверка может быть проведена посредством: 1) изучения структуры и общих условий деятельности организации, в которой работает должностное лицо, заподозренное в получении взятки, ознакомления с кругом его обязанностей; 2) истребования необходимых документов и их изучения, ознакомления с системой документооборота, порядком прохождения документов, постановкой учета и отчетности, состоянием контроля; 3) изучения находящихся в прокуратуре, милиции и других органах документов о фактах, изложенных в первичных материалах (например, ранее рассмотренное заявление или сообщение, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела, прекращенное уголовное дело, переписка и т.д.); 4) проведения по предложению следователя проверки деятельности конкретной организации вышестоящими органами; 5) консультации у соответствующего специалиста, в частности аудитора, бухгалтера-ревизора, технолога; 6) получения письменных и устных объяснений от должностных лиц и граждан; 7) использования оперативно-розыскных возможностей соответствующих правоохранительных органов.

 

Проверка должна производиться с максимальной осторожностью, чтобы преступники не узнали о ней и не уничтожили следы своей криминальной деятельности. Поэтому категорически запрещено начинать проверку с получения объяснений от заподозренных лиц. Если такая необходимость неизбежна, следует получать объяснения в самом конце проверки, с тем чтобы сразу же после этого решить вопрос о возбуждении уголовного дела и немедленном допросе подозреваемого.

В процессе расследования уголовного дела должны быть доказаны следующие обстоятельства:

 

1) Цель дачи взятки. Какие действия (бездействие) осуществлены взяткополучателем в интересах взяткодателя? Были служебные действия взяткополучателя законными или нет?

2) Обстоятельства дачи взятки – обстановка (время и место, при которых была вручена взятка), способ вручения взятки (например, ее передача под видом обмена дорогой вещи на менее ценную, проигрыш в карты, бильярд, пари, получение денег по фиктивному трудовому соглашению, за совместительство, в качестве премиальных и т.д.), кто присутствовал при даче-получении взятки, кто мог наблюдать общение взяткодателя, взяткополучателя и посредника в момент совершения преступления?

3) Предмет взятки, его признаки, источники получения средств для дачи взятки (нередко взяточничество бывает сопряжено с совершением иных преступлений. Установление источника поможет выявить и другие преступления).

4) Круг возможных участников. Характер служебных полномочий должностного лица, получившего взятку или покушавшегося на дачу взятки, его должностное положение, взаимоотношения между участниками взяточничества (например, установление знакомства между ними, связей между взяткодателем, взяткополучателем и посредником), роль каждого соучастника, виновность лица во взяточничестве, цели и мотивы совершения преступления, в чьих интересах действовал взяткодатель – своих, в интересах других лиц, в ложно понимаемых интересах государственной или общественной организации, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

5) Размеры преступного обогащения взяткополучателя и посредника.

6) Наличие вымогательства взятки, конкретные обстоятельства этого.

7) Нет ли заранее обещанного укрывательства?

Первоначальные следственные действия. Особенности и последовательность первоначальных следственных действий определяются целым рядом обстоятельств – содержанием служебных действий (бездействия) взяткополучателя, давностью совершения преступления, характеристикой предмета взятки, полнотой первичных материалов, на основании которых возбуждено уголовное дело, и другими обстоятельствами. Все это учитывается при составлении плана производства первоначальных следственных действий.

 

Планирование расследования взяточничества отличают такие характерные черты, как: 1) в самом начале расследования обычно имеются достаточные фактические данные, необходимые для составления развернутого плана; 2) выдвигается, как правило, ограниченное число следственных версий.

Типичные первоначальные следственные действия таковы: 1) допросы заявителя; 2) задержание с поличным; 3) обыски у взяткодателя, взяткополучателя, посредника, наложение ареста на имущество преступников в целях обеспечения его возможной конфискации; 4) осмотр документов по месту работы взяткополучателя и взяткодателя, выемка этих документов; 5) осмотр предмета взятки; 6) осмотр места происшествия; 7) допрос подозреваемых.

 

Общие положения методики расследования должностных преступлений.

В процессе расследования этих преступлений надлежит установить: 1) характер незаконных служебных действий должностного лица и их содержание; 2) характер общественно опасных последствий, вызванных этими действиями. Уголовная ответственность может наступить только тогда, когда незаконные служебные действия (бездействие) должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, повлекли причинение существенного вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам граждан.

 

Понятие существенного вреда определяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела: размера ущерба, характера вреда, обстановки, места и времени его причинения. Существенный ущерб может выражаться в материальном ущербе как в форме прямой потери имущества, так и в форме упущенной выгоды или неполученных доходов, которые могли быть получены.

 

Наиболее характерные формы злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушение финансовой дисциплины или штатного расписания (например, неплановое расходование денежных средств, завышение объема выполненной работы с выдачей излишней зарплаты, нарушение порядка ее начисления и выплаты, временное заимствование денежных сумм из государственной кассы для личных нужд и т.д.); нарушение правил торговли (продажа в кредит товаров там, где это не разрешено); запутывание отчетности с целью обмана контролирующих органов; нарушение устава соответствующих организаций, например незаконное предоставление частным лицам или организациям земельных участков; неоднократное умышленное, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности невыполнение заданий по поставкам продукции. Тяжкими последствиями такого злоупотребления могут быть признаны дезорганизация работы учреждения, срыв срока запуска партии продукции в производство и др.

 

Превышение должностных полномочий может выражаться в таких формах, как осуществление действий, на которые имеют право только вышестоящие должностные лица, совершение действий, которые можно выполнять лишь при наличии определенных условий или обстоятельств, отсутствующих в данном случае (например, применение оружия с нарушением действующих правил и др.), единоличные действия должностного лица, которые должны осуществляться только коллегиально.

 

Для халатности наиболее типично небрежное отношение к приему, хранению и отпуску материальных ценностей, повлекшее их недостачу, преступно-небрежное отношение к вверенному должностному лицу имуществу, повлекшее его хищение или порчу, плохой контроль и учет расходования материальных ценностей, приведшие к их хищению или недостаче, и т.д.

 

Служебный подлог состоит в подделке, подчистке или пометке другим числом документа, внесение в него из корыстных или иных личных побуждений заведомо ложных сведений, а также в составлении и выдаче заведомо ложных документов или внесении в книги заведомо ложных сведений.

 

Собирая данные, характеризующие должностное лицо, следует выяснить характер его служебной деятельности, деловые качества, допущенные нарушения, полученные взыскания и поощрения. Эти сведения можно почерпнуть из материалов личного дела, служебных документов, а также из свидетельских показаний его сослуживцев, в том числе и начальников.

Мотивы совершения рассматриваемых преступлений заключаются в корыстной или иной личной заинтересованности, в стремлении посредством тех или иных незаконных действий получить для себя определенную материальную выгоду или в реализации желания оказать за счет государственной или общественной организации кому-либо неправомерную услугу или содействие, имея в виду при этом свои личные интересы. Иногда мотивом преступления выступает стремление скрыть имеющиеся в работе недостатки или создать видимость хорошего состояния дел, ложно понятые интересы служебной необходимости.

 

Уголовные дела этой категории чаще всего возбуждаются по материалам ревизий, ведомственных и аудиторских проверок, по заявлениям и письмам граждан, сообщениям СМИ. В ряде случаев признаки рассматриваемых преступлений обнаруживаются непосредственно органом дознания, следователем, прокурором или судом в ходе расследования или судебного разбирательства других преступлений. Нередко из содержания первичных материалов прямо усматриваются признаки преступления и решение вопроса о возбуждении уголовного дела трудностей не вызывает. Если же имеющихся данных недостаточно для установления факта преступления, необходима предварительная проверка, целью которой представляется получение информации, свидетельствующей о наличии или отсутствии признаков преступления.

 

В любом случае в материалах, дающих основание для возбуждения дела, должны содержаться конкретные сведения: 1) о характере существенного вреда и обстоятельствах его причинения; 2) о служебных действиях или бездействии должностного лица, которые вызвали причинение этого вреда.

 

По делам рассматриваемой категории обычно уже к моменту возбуждения дела имеются достаточные данные для выдвижения версий. Типичные версии могут быть такие: о характере и размере ущерба, причиненного преступлением, о причинной связи между действиями или бездействием должностного лица и наступившими вредными последствиями, о роли отдельных должностных лиц в совершенном преступлении, о форме их вины и мотивах, которыми они руководствовались, о возможной связи субъектов должностных преступлений с организованными криминальными структурами.

 

Наиболее характерные первоначальные следственные действия по подобным делам – осмотр и выемка документов; осмотр места происшествия; осмотр и выемка образцов продукции и материалов (о порче, ненадлежащем, хранении и незаконной реализации которых ведется расследование); допросы свидетелей и подозреваемых.

 



2015-11-11 2808 Обсуждений (0)
Расследование преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Расследование преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)