Методы постановки диагнозаДля постановки диагноза могут использоваться следующие методы: беседа, наблюдение, психологическое тестирование, моделирование ситуаций в естественных или лабораторных условиях. В каждом конкретном случае тот или иной метод может использоваться как основной или вспомогательный. Беседанаправлена: § на анализ жалоб, когда психолог обязан выслушать жалобы клиенты и сравнить эти жалобы с известными ему симптомами проблем или психических нарушений; § на сбор анамнеза, связанного с припоминанием клиентом тех жизненных событий, которые позволяют установить причину возникновения проблем или развития психического расстройства. По результатам беседы в анамнез могут быть включены следующие данные: социально-демографические и биографические, о трудовой и общественной деятельности, о бытовой стороне жизни (отношения в семье, особенности сексуальной сферы), об интересах и ценностях человека, о том, обращался ли человек ранее за помощью к психологу/психиатру (если да, то какой был получен эффект). Преимущества: - сбор разноплановой информации; - сбор информации, которая не может быть получена другими способами; - сбор информации, позволяющей выдвигать предварительные диагностические гипотезы; - индивидуальный подход к клиенту; - проведение беседы оказывает на человека, обратившегося к психологу за помощью, определенное психологическое воздействие; припомнив свою биографию и рассмотрев свою жизнь как бы со стороны, человек может осознать причины своих проблем и в какой-то мере избавиться от них. Ограничения: - обязательна высокая квалификация специалиста; - высокая вероятность проявления субъективности в постановке диагноза. Наблюдениеиспользуется для постановки диагноза на основе фиксации и анализа вербальных и невербальных проявлений внешней активности диагностируемого. Например, оценка внешнего вида, особенностей речи и поведения (использование вычурных оборотов речи, возбуждённое поведение и др.). Наблюдение часто используется в сочетании с другими способами постановки диагноза. Наблюдение может проводиться: а) в процессе беседы; б) в обычных естественных условиях жизнедеятельности объекта наблюдения; в) в сложных естественных или искусственных условиях. Преимущества наблюдения в процессе беседы (консультативной работы): - получение данных за короткий период, позволяющих выдвигать предварительные диагностические гипотезы. Ограничения наблюдения в процессе беседы: - отсутствие однозначной связи между внешними проявлениями и внутренними характеристиками; - высокая вероятность проявления субъективности в постановке диагноза. Преимущества наблюдения в сложных естественных условиях: - в сложных условиях более вероятно, чем в обычных, проявятся интересующие характеристики индивида или группы; - в сложных условиях можно наблюдать те характеристики, которые не могут быть оценены с высокой достоверностью посредством тестов (например, склонность к обману). Ограничения наблюдения в сложных естественных условиях: - редко можно воспользоваться сложными естественными условиями. Психологическое тестированиепредполагает использование стандартизированных, надежных и валидных психодиагностических методик (ПДМ). Преимущества: - возможность количественно выразить диагностируемые параметры; - возможность отследить динамику диагностируемых параметров; - возможность за короткий временной период поставить диагноз; - применение ПДМ придает начинающему психологу больше уверенности в себе; - использование ПДМ рассматривается некоторыми людьми как необходимый атрибут работы психолога, а значит, вызывает у них больше доверия к психологу. Ограничения: - отсутствие необходимой ПДМ; - низкая надежность и валидность ПДМ; - негативное отношение испытуемых к ПДМ. Моделирование ситуаций в естественных или лабораторных условияхможет использоваться для оценки, например,типа реагирования и поведения индивида в напряженных/экстремальных условиях, психологической готовности индивида к обману (деятельностому и/или информационному) в организации. Моделирование в естественных условиях может быть открытым или скрытым. В последнем случае испытуемый не информирован о том, что является объектом диагностики. Одним из главных направления моделирования ситуаций в психодиагностике являются тесты действия или ситуационные тесты. Преимущества моделирования ситуаций в естественных условиях: - обеспечение высокой достоверности и экологической валидности получаемых результатов; Ограничения моделирования ситуаций в естественных условиях: - если используется скрытая диагностика, то нарушается этический принцип не нанесения ущерба (один из пунктов этого принципа гласит: работа с Испытуемым/Клиентом допускается только после получения его согласия в ней участвовать); - трудности организационного порядка (в частности, в некоторых случаях ситуация не может быть смоделирована вообще или в соответствии с устанавливаемыми требованиями); - высокие требования к моделированию ситуаций; - специалист должен обладать высокой квалификацией. Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |