Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды измерительных шкал



2015-11-11 581 Обсуждений (0)
Понятие и виды измерительных шкал 0.00 из 5.00 0 оценок




В психодиагностике понятие «шкала» используется в широком и узком значении. В первом случае эти термином называется конкретная психометрическая методика (например, шкала Бине-Симона, шкала Векслера, шкала тре­вожности Тейлора, шкала мотивации одобрения Марлоу-Крауна), так что фактически ставится равенства между понятиями «шкала» и «методика», «тест».

Во втором случае речь идет об измерительной шкале как форме фиксации со­вокупности признаков изучаемого психического явления с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Каждому элементу совокупности проявлений исследуемого явления соответствует определенный балл или шкальный индекс, количественно уста­навливающий положение наблюдаемой единицы на шкале, которая охватывает всю совокупность или ее часть. В основу разработки конкретной ПДМ (теста) закладывается определенный тип измерительной шкалы.

Выделяют следующие виды измерительных шкал: неметри­ческие (номинативные и порядковые шкалы) и метрические (интер­вальные шкалы и шкалы отношений).

Номинативные шкалы (шкалы наи­менований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объек­ты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эк­вивалентности) либо символа (обозна­чения). Не обязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя взаимосвязь.

Одним из распространенных видов но­минативной шкалы является классифика­ция объектов на две группы по принципу «А – не-А» (альтернативные признаки в дихотомической шкале наименований). Большинство диагностических и исследовательских методик построено на основе этого типа измерительной шкалы.

Конкретными примерами применения та­кой шкалы являются оценивание ответа испытуемого на пункты тест-опросникаили теста интеллекта в виде утверждения или отрицания, соответ­ствия или несоответствия полученного ответа «ключу» измеряемого свойства.

 

Вы склонны преувеличивать в своем воображении неприятные события, которые могли бы произойти? а) да; б) нет. Найдите закономерность и продлите числовой ряд 3 5 9 17 ... а) 25; б) 33; в) 35.

 

Другой разновидностью номинативной шкалы является перечень или набор каких-либо признаков, группи­руемых при сборе информации или ее об­работке.

Вы предпочитаете проводить досуг... а) с товарищами и приятелями; б) на лоне природы; в) занимаясь спортом; г) читая книгу; д) у телевизора; е) в кругу семьи. В профессиональной деятельности для меня более всего важно: а) зарплата; б) интересная работа; в) общение; г) самостоятельность; д) проявление своих возможностей; е) внимательное отношение руководства.

 

При построении шкал наименований главными являются качественные различия. Поэтому числовые значения, используемые в качестве обозначений признаков изучаемого психического объекта (явления), не отражают количественных различий этих признаков.

Операции присвоения чисел признакам какого-то явления являются совершенно произвольной операцией. Поэтому классы признаков можно обозначать любыми символами – произвольными числами, буквами или другими знаками при условии, что каждый символ будет использован исключительно для обозначения одного класса признаков объекта (явления) и одновременно ни один класс признаков не будет обозначаться двумя или большим числом символов. Например, по каждому пункту тест-опросника при совпадении ответа испытуемого со значимым ответом по «ключу» начисляется одна условная единица («1»).

Порядковые шкалыпредназначены для расчленения совокуп­ности признаков на элементы, связанные отношением «больше»-«меньше», и до­пускают отнесение переменных к груп­пам, упорядоченным (ранжированным) друг относительно друга и представляющим некоторое единство. При этом значения разностей между признаками не устанавливаются. Таким образом, порядковая шкала отображает монотонное возрастание или убывание признаков измеряемого свойства с помощью монотонно возрастающих или убывающих чисел.

Упорядочивание в порядковой шкале может быть униполярным и биполярным. В первом случае исходят из степени выраженности признаков измеряемого качества. Например, в тесте цветового выбора Люшера испытуемому предъявляется 8 цветных квадратов (в полном наборе – 73) на белом фоне, из которых он выбирает один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат откладывается в сторону, затем процедура повторяется. В конечном счете образуется ранжированный ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. В опроснике терминальных и инструментальных ценностей Рокича от испытуемого требуется проранжировать представленные наборы ценностей по мере убывания их личностной значимости. В модифицированном тесте прогрессивные матрицы Равенна каждый ответ включает три варианта, последовательно приближающиеся к правильному. В сокращенном варианте шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера (модификация А.С. Горбатенко) по каждому пункту методики (например, «Меня волнуют неудачи») испытуемый должен выбрать один из четырех вариантов ответа: «Нет, это совсем не так» (1), «Пожалуй, так» (2), «Верно» (3), «Совершенно верно» (4).

В биполярной порядковой шкале в основе разделения признаков лежит ранг (числовое значение) степени приближения к одному из противоположных полюсов качества. Типичным примером этой шкалы может служить техника семантического дифференциала, созданная Ч. Осгудом. В первоначальном варианте какое-то заданное специалистом понятие (например, «Моя работа», «Моя группа») оценивается путем соотнесения с одной из фикси­рованных точек (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3) набора биполярных конструктов («хороший-плохой», «бодрый-вялый» и т.п.). В методике изучения межличностной идентичности в группе и подгруппах стимульный материал (фрагмент представлен ниже)также построен на основе биполярной порядковой шкалы:

«С кем поддерживаю тесные отношения» Утверждения «По группе в целом»
Меня мало что связывает с другими членами группы
Обычно я не испытываю радости по поводу успехов других или переживания за их неудачи
Я стараюсь делать так, как считаю нужным и не подстраиваюсь под чье-то мнение

 

Порядковая шкала допускает операции равенства-неравенства и сравнения по интенсивности проявления.

В шкале интервалов элементы упорядочены не только по принципу выраженности измеряемого признака, но и на основе ранжирования признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого признака. Иначе говоря, классы объектов всегда дискретны и упорядочены по степени возрастания или убывания измеряемого свойства. В этой шкале одинаковым разностям степени выраженности измеряемого свойства соответствуют равные разности между приписываемыми им числами. Шкалы интервалов имеют равные единицы измерения, однако способ их определения является произвольным, а значит, и сами единицы произвольны. В этих шкалах нулевая точка отсчета также устанавливается произвольно, а величины единиц и направление отсчета могут определяться по избираемым константам.

Основными операциями с элементами интервальных шкал являются операции установления равенства, разности, сопоставление больше-меньше в отношении измеряемых свойств, а также утверждение равенства интервалов и равенства разностей между значениями одной шкалы.

Интервальные шкалы чаще применяются в процедуре стандартизации первичных тестовых показателей. К ним относятся следующие шкалы: IQ-показатель стандартный (шкалы измерения интеллекта Векслера), стены – стандартная десятка (16PF личностный опросник Кеттелла), стэнайны – стандартная девятка (Психодиагностический тест), Т-баллы (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) и др.

В шкалах отношений числовые значения присваиваются объектам таким образом, чтобы между числами и объектами соблюдалась пропорциональность. Начало отсчета в такой шкале фиксировано, так что в нулевой точке измеряемый признак полностью отсутствует. Следовательно шкалы отношений характеризуются тем, что в них: а) классы объектов разделены и упорядочены согласно измеряемому свойству: б) равным разностям между классами объектов соответствуют равные разности между приписываемыми им числами; в) числа, приравниваемые классам объектов, пропорциональны степени выраженности измеряемого свойства (эта особенность не свойственна всем предыдущим шкалам).

В области психологии такие шкалы используются прежде всего в психофизике (например, шкала порогов абсолютной чув­ствительности анализатора). Основная их особенность заключается в том, что испытуемый сам оценивает количественные отношения между физическими раздражителями.

На уровне этих шкал допускаются все те операции, которые могут применяться к перечисленным выше шкалам, а также – операции установления равенства-неравен­ства отношений между отдельными значениями шкалы.

В заключении надо отметить, что в психодиагностике часто используется термин шкалирование, под которым подразумевается совокупность методических и математических приемов для упорядочивания исходных эмпири­ческих данных в шкальные, т.е. для измерения особенностей проявления психических явлений. Иначе можно сказать, что шкалирование – это приравнивание к измеряемому психическому явлению чисел по определенным правилам, так чтобы в отношениях чисел отображались отношения этого диагностируемого явления. Фактически понятие «шкалирование» является синонимом понятия «измерение».

 



2015-11-11 581 Обсуждений (0)
Понятие и виды измерительных шкал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды измерительных шкал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)