Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требование к личностным и профессиональным качествам психодиагноста



2015-11-11 3973 Обсуждений (0)
Требование к личностным и профессиональным качествам психодиагноста 4.75 из 5.00 4 оценки




Личность психодиагноста играет ключевую роль в обеспечении профессионального успеха. Профессионально-личностный имидж психолога создают внешний, речевой и поведенческий облик, логичность и аргументированность высказываний, контактность, эмоциональность, гибкость поведения сообразно динамике психодиагностической гипотезы и коммуникативной ситуации.

Одно из основных личностных свойств психодиагноста – доброжелательность, любовь к людям. Без этого психолог вряд ли может состояться как профессионал и как личность. Именно данными свойствами во многом определяются эмоциональная включённость в практическую работу, интерес к ней и к объекту исследования, а также профессиональный такт. Эффект позитивных взаимоотношений с психодиагностом преимущественно обусловлен способностью последнего эмоционально «оформлять» общения, его убеждённостью и информированностью. При этом эмоциональный план общения способствует возникновению доверительных отношений, необходимого эмоционального отклика обследуемого.

Профессиональные качества психодиагноста:

теоретическая подготовка - опыт работы с конкретными методиками

Личностные качества

- общительность и развитая речь, толерантность

- критичность и гибкость мышления

- широта интересов и независимость взглядов,

- готовность к установлению и поддержанию контактов с людьми,

- способность эмоционально притягивать к себе людей и сохранять самообладание в процессе общения,

- стремление к познанию себя и других, осознание границ своей профессиональной компетентность,

- повышенное чувство ответственности за собственные действия, слова.

Интеллектуальный потенциал психологов и психодиагностов достаточно высок. Доминирующее положение в нём занимают самостоятельность, системность и оперативность мышления. Сохранение собственной позиции, настойчивость в её защите и развитии определяются способностью ориентироваться на собственное видение психодиагностической ситуации, на независимую диагностическую гипотезу, на свой представление о жизненном пути обследуемого.

Выраженная гибкость и системность мышления

Особого внимания требует Я-концепция психологов, отражающая состояние реального сознания, самосознания и самоотношения личности.

Личностное становление психодиагноста и формирование должного образа Я связаны прежде всего с преодолением ряда нравственных соблазнов, таящихся в профессии психолога. Приведём наиболее типичные из них.

Соблазн власти. Психолог не должен обращать знание психологии в своеобразное орудие управления, точнее, манипуляции людьми, делать их зависимыми от себя.

Соблазн ответственности. Психолог не должен брать на себя ответственность за судьбу обследуемого. Все свои профессиональные знания и умения он направляет на формирование у обследуемого готовность к самостоятельному принятию решения, готовность отвечать за себя. Психолог не должен лишать обследуемого права отвечать за свои действия и поступки, права совершать собственные ошибки и преодолевать их.

Соблазн самокрасования. Психолог не должен использовать знание психологии для демонстрации собственного превосходства над людьми, для рекламирования своих достоинств.

Соблазн следования «методической моде». Психолог обязан быть в курсе последний достижений психологии и смежных с ней научных дисциплин. В то же время он не должен в погоне за «новинками» игнорировать глубину и основательность изучения методических подходов и диагностических средств.

Соблазн «воздаяний». Известны результаты экспериментальных исследований, доказывающих большую эффективность платных психологических услуг. Обследуемый, заплатив немалые деньги, более ответственно относится к проводимой с ним работе. В то же время психолог нельзя осознанно стремиться к получению дополнительных вознаграждений за выполненную диагностику или консультацию. Когда психолог становится бизнесменом, то ему трудно удержаться от своеобразного овеществления своего обследуемого. Возможен этический конфликт между необходимостью получения гонорара для обеспечения собственного существования и проведения длительной диагностической или консультационной оплачиваемой работе. Чтобы разрешить такой конфликт или сделать его не столь очевидным и болезненным для самого психолога, последний должен понять сам и помочь понять обследуемому, что он получает плату не за внимание, не за доброжелательность, а за время, затраченное на обследование и консультирование.

Соблазн чрезмерного экспериментирования. Недопустимо, чтобы психодиагност для решения собственных исследовательских задач или ради научных поисков перегружал психодиагностическое обследование или увеличивал его время, превращая обследуемого в своего рода статистический материал и перенося его психодиагностические проблемы на второй план.

Соблазн эмоционально-соматического выгорания. Гуманистическая направленность психологии, доминирование значимости Я другого человека, а также эмоциональная вовлечённость в работу не должны мешать психодиагносту заботиться о своём психическом и физическом здоровье. Чрезмерное поглощение проблем обследуемых, подключение к их решению не только сознания, но и подсознания, постоянные дополнительные (часто телефонные) консультации, отказ от использования элементарных приёмов психогигиены могут негативно сказаться на психологическом комфорте диагноста, на его семейном благополучии, в конечном счёте – на профессионализме.

Соблазн спекуляции. Обследуемый не защищён от применения к решению его проблем неадекватных психодиагностических методов и методик, якобы необходимых для постановки объективного и надёжного диагноза. Отсутствие общепринятых критериев эффективности психодиагностического обследования, а также мер воздействия на психолога за неквалифицированный диагноз повышает значимость личных требований к себе самого психодиагноста, касающихся прежде всего его профессиональной совести.

Соблазн сохранения собственных проблем. Психодиагност должен внимательно относиться к собственным личностным и профессиональным проблемам, должен уметь их решать. Помогать другим людям, не справившись с самим собой, практически невозможно и даже вредно для тех, кому оказывается психологическая поддержка.



2015-11-11 3973 Обсуждений (0)
Требование к личностным и профессиональным качествам психодиагноста 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Требование к личностным и профессиональным качествам психодиагноста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3973)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)