Общие требования к психодиагностическим методикам
Психодиагностический метод – исследовательский метод психологической науки. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счёт которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления. Стандартизированные методики включают в себя тесты и личностные опросники. Нестандартизированные методики называются патопсихологическими. Заключение при использовании этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу способа выполнения целого ряда заданий. Стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путём сопоставления с результатами других обследуемых. В настоящее время существует несколько классификаций психодиагностических методик. 1. Классификация, основанная на заданиях, которые предполагают правильный ответ: многие тесты на интеллект, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт и др. Задания относительно которых правильных ответов не существует (личностные опросники, например, тест Кетелла). Эти диагностические методики характеризуются частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. 2. Психодиагностические методики разной речевой активности: вербальные и невербальные. Первые опосредованы речевой активностью обследуемых. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языковой форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные. 3. По степени формализации метода: 1. Высокоформализованные (стандартные). К НИМ ОТНОСЯТ: тесты, личностные опросники, психофизиологические методики, анкетирование + возможно также проективные методики. Объективные тесты, личностные опросники, психодиагностические методики отличаются надёжностью и валидностью. Достоинства: возможность перепроверить результаты; большая экономичность этих методов; инструкция не изменяется; результаты мало зависят от квалификации психолога. Недостатки: жёсткая регламентированная процедура получения данных; все определено заранее, опора на количественные показатели; отсутствие доверительной обстановки. 2. Малоформализованные (нестандартные). К НИМ ОТНОСЯТСЯ: беседа, наблюдение, психологический анализ информации (биографический метод, контент-анализ, анализ продуктов деятельности). Характеристика: импровизация (свободный выбор способов проведения обследования, свободная ситуация (беседа, интервью, наблюдение), результативность полностью зависит от квалификации психолога. Достоинства: возможность глубоко вникнуть в ситуацию консультирования; гибкость и вариативность диагностической процедуры, неформальная обстановка, возможность многократно уточнять получаемые данные. Недостатки: трудоёмкость этих методов; нельзя провести групповое исследование, получить обработку данных другому лицу; результат зависит от квалификации диагноста; диагностические суждения очень субъективны. Классификация психодиагностических методик:
В психологии существует 2 основных метода:
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1532)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |