Теория личности А. Адлера
Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, врач, социолог, психиатр; основатель оригинального направления глубинной психологии – индивидуальной психологии. В этом названии выражается его кредо – исследовать целостность личности. Адлер выступил против расчленения личности на три фрейдовских инстанции: Ид, Эго и Супер-эго. Созданная Адлером теория личности противостоит представлениям Фрейда. Раскрывая психологические причины человеческого альтруизма и сотрудничества, Адлер возвращал людям чувство собственного достоинства, разрушенное психоанализом. Вместо унылой картины, вызывавшей отвращение у многих читателей Фрейда, Адлер предложил портрет личности, который вселял надежду, давал возможность почувствовать свою целостность. Тем не менее методологически их взгляды достаточно близки. Так же, как и Фрейд, Адлер допускает врожденную сущность человека, определяющую его личность. Если Фрейд выделял секс, то Адлер говорил о врожденной социальности человека. Кстати говоря, Юнг тоже представлял свои архетипы как биологические наследственные факторы личности. Основными психологическими категориями, которые использовал Адлер в своей теории личности, явились: социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности. Ведущим в теории личности Адлера является положение об исходной социальности человека, выраженное в понятии социального интереса. Все поведение человека происходит в социальном контексте, и человеческую природу можно постичь только через понимание человеческих отношений. “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него”. Социальный интерес – врожденное стремление человека к сотрудничеству для достижения общих целей. Социальный интерес (чувство общности, социальное чувство, чувство солидарности) представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Это – “главная характеристика каждого чело-века, проявляющаяся во всех его действиях”. Это чувство является естественным и свойственным всем людям. Оно представляет собой врожденное стремление вступать в отношения сотрудничества для достижения общих целей. Первичными являются гармония и сотрудничество между человеком и обществом, а конфликт между ними вторичен и неестественен. Нормальный человек в своем образе жизни столь хорошо адаптирован к обществу, что, хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности. Человеческая мотивация в основном социальна. Люди соотносят себя с другими людьми, участвуют в совместной деятельности, ставят общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преимущественно социален. Врожденный социальный инстинкт заставляет отказываться от эгоистичных целей ради общественных. Люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Природа наделила человека стремлением к физическому контакту, эмоциональной привя-занности, дружескому единению. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес требует, чтобы его осознанно развивали. Особую роль в развитии социального чувства играет мать, контакт с которой оказывает на ребенка наибольшее влияние. Поэтому задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Отец – второй по важности источник развития у ребенка социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Его сформи-рованный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не за социальное превосходство. Наконец, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви. Социальный интерес является показателем психического здоровья. Это “барометр нормальности”, показания которого можно использовать при оценке качества жизни человека. Если социальный интерес выражен недостаточно, то человек является плохо приспо-собленным. Он эгоцентричен, у него нет социальных целей, он борется за превосходство над другими. Индивиды с неразвитым социальным интересом составляют группы проблемных детей, преступников, душевнобольных. Согласно Адлеру, невротики, психотики, наркоманы, алкоголики и самоубийцы потерпели неудачу в жизни вследствие недостатка социального интереса. Социальный интерес Адлер понимает как инстинктивную и в то же время осознаваемую и управляемую способность “видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого”. Эта способность опирается на: – чувство принадлежности к группе, народу; – способность к глубокой эмоциональной коммуникации с людьми; – интерес к процессам, происходящим в обществе; – веру в людей, способность доверять, быть откровенным, искренним, свободным в диалоге; – оптимизм и историческое чувство; – готовность выслушивать критику, трезво оценивать свои способности, признавать свое несовершенство; – стремление проявить доброту, участие, инициативу. Социальный интерес конкретизируется в целях человека, которым Адлер придает исключительно важное значение. “Первое открытие, которое мы совершаем, исследуя самих себя, – наше постоянное стремление к какой-нибудь цели”, – пишет он. Душа состоит главным образом из силы, стремящейся к цели. Существование души немыслимо без цели, к достижению которой направлены все усилия. Без цели невозможно также представить себе развитие личности. Знание цели, вместе с некоторыми познаниями о мире, дает возможность понять способы самовыражения данной личности, направления, в котором развивается ее жизнь и механизм достижения цели. Цели, которые люди ставят перед собой, и пути их достижения свидетельствуют о том, какое содержание они придают своей жизни. Жизненные цели выбираются индивидуально. Конечной целью человека, обеспечивающей меру постоянства и целостности жизни, является “стремление к совершенству”. Стремление к совершенству в теории Адлера – фундаменталь-ный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности. Стремление к совер-шенству является силой, организующей жизнь и придающей ей смысл. К этой идее Адлер подхо-дил постепенно. Первоначально он думал, что человеческим поведением управляет агрессивность, затем – “стремление к власти”. И, наконец, было выдвинуто положение, согласно которому люди стремятся к совершенству, к тому, чтобы быть недосягаемыми. Человеческая жизнь – это активное стремление к совершенству. При этом человек не отталкивается от внутренних или внешних причин, а скорее, тянется вперед – к личностно значимым жизненным целям. Другими словами, инстинкты, влечения или травмы играют подчиненную роль в жизни человека. Стремление к совершенству имеет определенные свойства. Во-первых, оно является универсальным, то есть общим в норме и патологии и способным принимать не только конструктивное направление, но и деструктивное. Негативное направление – это достижение превосходства за счет других. Позитивное направление соотносится с благополучием других людей. Во-вторых, стремление к совершенству является источником энергии, а также повышения уровня напряжения. В-третьих, стремление к совершенству проявляется как в поведении индивидуума, так и в поведении общества. Люди стремятся не только к индивидуальному совершенству; они стремятся совершенствовать культуру общества. Стремление к совершенству производно от чувства неполноценности. Чувство неполно-ценности – результат переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода, беспомощности в раннем детстве. Появление чувства неполноценности знаменует начало стремления к совершенству, которое становится основной мотивационной силой. Чувство неполноценности действует по принципу компенсации. Компенсация – замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление к освобождению от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображенными недостатками, путем их преодоления. Чаще всего люди с тем или иным дефектом стараются компенсировать его путем упражнений, что нередко приводит к выдающимся результатам: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”. Но иногда чувство неполноценности становится чрезмерным и перерастает в комплекс неполноценности(термин А. Адлера) – преувеличенное чувство собственной слабости и несо-стоятельности. Причин развития комплекса неполноценности три: 1) неполноценность органов; Случается, что комплекс неполноценности пробуждает механизм гиперкомпенсации, то есть комплекс превосходства. Комплекс превосходства – склонность преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности, преодолевая таким образом постоянное чувство неполноценности. Например, страдание от сознания неполноценности сопровождается убежде-нием себя в том, что человек умнее других, но не считает нужным демонстрировать свой интеллект. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцент-ричным и саркастичным. Он чувствует свою значимость только тогда, когда “сажает в калошу” других. Подчас “сверхкомпенсация” означает “выход в гении”. Значительное количество людей достигает “реальной компенсации”, то есть успешно адаптируется к своей социальной роли, вырабатывает более или менее эффективные технологии поведения в быту, в семье, на работе, среди друзей. Стремление к совершенству выдвигает еще один вопрос: как человек реализует это стремление? Для ответа Адлер прибегает к концепции “стиля жизни” – наиболее характерной особенности своей теории личности. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума; личная философия индивидуума, характерные для него верования и взгляды на жизнь, служащие стержнем личности. Стиль объясняет постоянство личности на протяжении жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Стиль жизни представляет собой творческую реакцию самого индивидуума на опыт первых лет существования, который, в свою очередь, влияет на всю картину его восприятия себя и мира, Психологическим предшественником стиля жизни является прототип, или личная схема апперцепции – ранний вариант личности, воплощающий цель. Адлер называет прототип ядром стиля жизни индивида. Он тоже устанавливает направление и ориентированность жизни индивида. Ребенок воспринимает различные ситуации не такими, какими они существуют в действительности, но согласно своей схеме апперцепции, то есть сквозь призму предубеждений своих личных интересов. Таким образом, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным Пока человек находится в благоприятной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывается ясно и отчетливо. Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви. Все эти проблемы взаимосвязаны, носят общественный характер и требуют для своего разрешения развитого чувства общности. “Решение одной помогает приблизиться к решению других; и мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть”. Разрешение проблемы дружбы – это ответ на вопрос о том, как жить в обществе и ладить с людьми. Искусство в устранении этой проблемы предполагает доверие в отношении к людям, свободу от подозрительности, интерес к другим, умение общаться. Результатом является определенный уровень социальной адаптации человека. Вторая проблема – это вопрос деятельности, выбора профессии и повседневного отношения Третья проблема, к решению которой, по оценке Адлера, не готово большинство людей, – это проблема любви. При ее решении проявляются все основные параметры личности: уровень развития социального интереса, стремление к совершенству, чувство (или комплекс) неполноценности. При неразвитом социальном интересе любовь превращается в желание господствовать, подчинять, властвовать. Стиль жизни предполагает четыре типа установок, направляющих социальное поведение человека, способы решения трех главных жизненных задач. Каждая из установок имеет два пара-метра: выраженность социального интереса и уровень активности. Каждый человек имеет опреде-ленный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень активности обычно устанавливается в детстве; он может варьиро-ваться у разных людей от вялости, апатичности до постоянного неистовства. Эти установки получили название: управление, получение, избегание и гармония. Для первых трех характерна низкая выраженность социального интереса, но они разделяются по степени активности. В четвертом типе присутствуют и высокая степень активности, и выраженность социального интереса. В соответствии с этими типами социальных установок различают четыре типа личности. Управляющий тип. Человек, относящийся к этому типу, самоуверен, напорист, обладает незначительным социальным интересом. Для этих людей характерно превосходство над окружающими, их не заботит благополучие других людей. Сталкиваясь с тремя основными задачами, они решают их во враждебной манере. Берущий тип. Большинство таких людей удовлетворяют свои потребности за счет других. Избегающий тип. У этих людей недостаточно социального интереса и социальной активности. Они ведут пассивный образ жизни, опасаясь неудачи. Социально-полезный тип. В человеке этого типа соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень социальной активности. Такие люди проявляют заботу о других, заинтересованы в общении. Вся их энергия направлена на помощь другим. Итак, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению поставленных целей. Согласно Адлеру, стиль жизни личности проявля-ется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных задач: работа, дружба и любовь. Были описаны типы установок и в соответствии с ними выделены типы личности. Важным вкладом Адлера в теорию личности является понятие креативного “Я”. В противовес Фрейду, считавшему “Я” лишь агентом “Оно”, производным бессознательного, Адлер утверждает первичность “Я”. “Я” – это фокус всей жизненной конструкции личности, жизненного стиля. “Я” у Адлера – высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма, ищущая тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности. Представление о “Я” сыграло главную роль в последних разработках относительно личности. Вклад А. Адлера в эту новую тенденцию – рассмотрение “Я” как существенной причины поведения – считается очень весомым.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3869)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |