Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности когнитивистского подхода к проблеме личности



2015-11-11 2218 Обсуждений (0)
Особенности когнитивистского подхода к проблеме личности 5.00 из 5.00 6 оценок




 

Все более значительное место в теории личности занимают когнитивные концепции. Эти концепции не принимают психоаналитический образ несовершенного человека, который подчиняется действию бессознательных и конфликтных мотивационных сил. Если Фрейд акцентировал роль инстинктов, сближающий человека с животными, то в основе когнитивного подхода лежит то, что выделяет человека в животном мире, – способность мышления и его рефлексии. Скептически относится когнитивная психология и к бихевиористскому образу человека, управляемого ситуацией.

Когнитивная психология исходит из предположения, что индивид является самостоятельным субъектом, реализующим исследовательскую установку по отношению к реальности. Он живет и действует как профессиональный исследователь: наблюдает, прогнозирует, формулирует гипотезы, планирует, экспериментирует, делает выводы, и использует свои знания для адаптации к миру и преобразования его.

В структуре и жизни личности огромное значение имеет информация. Но информация не управляет человеком, а является только материалом, который преобразуется в процессе мышления, прогнозирования и планирования действий. Подобно исследователю, индивид выходит за рамки наличной информации, самостоятельно организует знания о внешнем мире. Следовательно, личность не является ни марионеткой, которой управляет среда, ни бесталанным актером, полностью зависимым от темных инстинктивных сил. Личность – это более или менее зрелый исследователь, который в значительной степени самостоятельно определяет свою судьбу и умеет активно действовать в социальных условиях.

Одним из первых теоретиков когнитивной персонологии был Джордж Келли, создавший учение о личных конструктах. Келли рассматривал человека как ученого, действующего на основе личностных конструктов и мыслей. Согласно концепции личных конструктов, человек самостоятельно создает свой образ мира и собственной личности. Келли стремился понять неповторимость построения мира конкретным человеком.

По оценке О. Баннистера, “теория конструктов воспринимает человека не как инфантильного дикаря, не как существо, немного более способное, чем средняя крыса и не как жертву собственной биографии. Человек – это зрелый исследователь, который в ходе своих поисков сам себя творит и формирует – иногда великолепно, иногда трагически”.

Среди идейных предшественников когнитивного направления называют философа-стоика древности Эпиктета, который говорил: “Не то, чем воздействуют, принуждает тебя, а твое мнение”. Сознание – это ключ к психологическим проблемам. Когнитивный подход к личности представляет собой выдвижение на первый план внутренней картины мира, которой обладает каждый человек. Личность – то, что человек знает и во что верит. Личность – это система мнений, которые человек сформировал, о себе, жизни и других людях. Невозможно переоценить важность знания собственной системы представлений индивида и понимания механизма ее влияния на его жизнь.

В круг интересов когнитивного подхода к личности входит познание того, как индивид вырабатывает свои идеи и представления о реальности, как он делает выбор из имеющихся возможностей и принимает решения и как он действует фактически.

Познавательная концепция характерна тем, что человек представляется как система, преобразующая информацию. Поведение зависит не только от поступающей извне информации, но также и от внутренних познавательных структур и знаний, полученных в ходе учения и размышлений. Человек является системой самостоятельной и творческой. Основным методом изменения поведения и опыта индивида служит образование и воспитание.

Личность связана с тем, как человек интерпретирует события и ситуации: то, как человек воспринимает собственное поведение и его последствия, зависит от особенностей его личности. Например, одни приписывают своему образу действий внутренние причины, другие – внешние, то есть объясняют поведение обстоятельствами. Одни считают, что сами контролируют события, другие чувствуют, что подчиняются им.

Ни один человек не является вполне автономной системой, независимой от внешних влияний и от собственной биографии. Интеллектуальные процессы, эмоции и человеческие действия регулируются различными факторами. Согласно когнитивной теории, структура информации определяет то, к чему люди стремятся и чего они избегают.

Информация, используемая в поведении, поступает из двух источников. Первым из них является воздействующее в данный момент социальное и физическое окружение, то есть семья, школа, организация или СМИ, порождающее соответствующие образы восприятия. Второй источник информации – опыт, система знаний, которые индивид получил в прошлом путем учения, мышления и действия. В зависимости от источника информации выделяют два вида регуляции поведения: внешнюю и внутреннюю. Особый интерес представляет внутренняя регуляция.

Основой внутренней регуляции являются когнитивные структуры (“динамические схемы”). Понятие когнитивных структур имеет фундаментальное значение для понимания личности. Когнитивные структуры представляют собой систему информации о внешнем мире и собственной личности. Они являются определенной организацией прошлого опыта индивида, результатом учения и мышления. Система когнитивных структур, которая образует относительно стабильные черты человека, является основой личности. В когнитивной концепции личность – это, прежде всего, определенная организация информации, закодированной в памяти человека, совокупность опыта личности.

Личность во многом определяется когнитивными структурами, или схемами. В когнитивной теории личности используется расширенное понятие схемы. Схема – активная организация (структура) прошлого опыта, которая нацелена на поиск и отбор информации; восприятие строится на использовании схем: воспринимается только то, для чего есть схемы, все остальное игнорируется. Схемы, которые определяют личность, – это основные убеждения (концепции, позиции). Люди формируют концепции себя, других, мира в целом. Эти концепции влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций. Схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми людьми.

Когнитивные структуры являются источником информации об окружении, о собственном “Я”, а также о программах поведения и достижения намеченных целей. Когнитивные структуры выполняют следующие функции.

Во-первых, они дают человеку чувство идентичности. Благодаря соответствующим когнитивным структурам индивид получает чувство собственной идентичности, а также ориентируется во внешнем мире. Чтобы эффективно действовать, надо знать не только параметры внешней среды, но и понимать себя, свои компетенцию, мотивацию, эмоциональную зрелость и способности. Отличительной чертой человека является обладание информацией не только о внешнем мире, но и о себе самом, о своем Я. Человек без личности, лишенный прошлого опыта не знал бы, кем он является, не понимал бы своего места в мире, не мог бы вести себя в обществе. Совокупность данных о собственной личности, знаниях и умениях, а также мотивации называют самосознанием (Я-концепцией, образом “Я” или автопортретом). В наше время, которое ориенти-ровано на внешний мир, значение самопознания недооценивается.

В процессе развития структуры “Я”, кроме чувства тождества, формируется и чувство собственной ценности, т.е. убеждение в автономной ценности собственной личности и ожидание подтверждения этого убеждения от других людей и себя самого. Создание чувства собственной ценности происходит под влиянием поступления информации от социального окружения, признающего ценность индивида (например, в форме одобрения), его принадлежность и определенный статус в социальной группе, а также путем оценки положения “Я” в ценностной сети и степени эффективности функций регуляции структуры “Я”. Временное или постоянное изменение собственной ценности происходит или в результате действительных изменений положения индивида, или за счет изменения ценности других лиц и объектов, с которыми индивид себя сравнивает.

Во-вторых, когнитивные структуры облегчают ориентацию во внешнем мире, которая является условием приспособления. Благодаря текущему опыту и научным знаниям человек понимает явления природные, биологические, технические и социальные, может описать и объяснить причины благожелательных или враждебных межличностных отношений.

В-третьих, информация, содержащаяся в когнитивных структурах, облегчает оценку значимости вещей и событий. В ходе своей жизни человек учится тому, что для него хорошо, а что плохо, что приносит удовлетворение, а что несет с собой угрозу. Так, например, большинство людей усматривают положительную ценность в безопасности, образовании, любви и т.д. Точно так же люди знают, что насилие, неуверенность в завтрашнем дне, болезнь относятся к категории негативных ценностей. Человек, знания которого относительно ценностей являются размытыми, не понимающий, что хорошо и что плохо, сталкивается с большими трудностями при определении своих целей и образа жизни.

В-четвертых, в когнитивных структурах закодированы программы поведения, то есть система правил, позволяющих достигать намеченных целей. Эти программы могут представлять собой алгоритмы (например, технологические инструкции), эвристики (например, стиль игры
в шахматы, принципы решения творческих задач и т.д.). Среди этих программ – указания относительно того, как следует получать новые знания. Особое значение имеет система убеждений, то есть определенные правила жизни, которым человек старается следовать. Эти личностные правила или философия жизни могут формироваться родительским воспитанием, религией, здравым смыслом или фантастическими представлениями о том, как следует жить. Люди либо становятся несчастными из-за нелогичного ненаучного мышления, либо достигают большой степени удовлетворения в жизни, придерживаясь здравого смысла.

Таким образом, когнитивные структуры являются важным фактором регуляции поведения. Но не все схемы являются адаптивными. Бывают и дезадаптивные, дисфункциональные схемы, которые приводят к нарушениям поведения, эмоциональных процессов, восприятия и мышления. Выделяют три основных группы когнитивных механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

К когнитивным элементам относят базисные посылки, негативные ядерные убеждения, глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самом себе:
“Я никому не нужна, меня никто не любит”, “Нельзя верить людям” и автоматические мысли, названные так из-за своей непроизвольности, быстротечности и бессознательности, когда человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней невольно.

Когнитивные процессы – это связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, они обеспечивают соответствие между вновь поступающей информацией и прежними представлениями. Это, например, так называемые “условные” предположения: “Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня”; “Если он не любит меня, значит, я недостойна любви”.

Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг какой-либо специфической темы (“Я сексуально неполноценный”, “Никогда не выйду замуж” и т.п.).

В общем, в когнитивной структуре личности может быть свое слабое место – “когнитивная уязвимость”.

Когнитивные структуры как главный компонент личности характеризуются определенными чертами.

1. Они имеют определенный уровень сложности, то есть они могут быть более сложные или более простые. Сложность имеет несколько измерений. Одно из этих измерений – количество ас-пектов, которые человек берет во внимание при восприятии и оценке явлений. Например, учитель с незначительной сложностью познавательных структур оценивает учеников при помощи шкалы: способный – неспособный. При более высокой сложности когнитивных структур оценка осущест-вляется при помощи многих шкал: способный – неспособный; высоко мотивированный – низко мотивированный; эмоционально зрелый – эмоционально не зрелый; интроверт – экстраверт и т.д. Важным показателем сложности когнитивных структур является количество информации, которое они содержат: чем богаче знания, тем более сложной являются когнитивные структуры.

Степень сложности когнитивных структур играет важную роль в поведении. Чем выше сложность, тем реже человек воспринимает мир как черно-белый, тем больше он замечает тонкие различия между людьми, точнее оценивает события, тем более гибок он в поведении и тем меньше считается с эмоциями.

Люди с низкой когнитивной сложностью действуют стереотипно, не способны гибко перестроиться на новые требования ситуации, склонны к неопределенным обобщениям, часто оказываются зависимыми от внешних обстоятельств и т.д.

При усложнении ситуации у людей с высокой когнитивной сложностью темп переработки информации будет возрастать быстрее, чем у когнитивно простых людей. Первые сумеют справиться с более сложной обстановкой прежде, чем их способность к переработке информации снизится или истощится.

2. Когнитивные структуры характеризуются степенью абстрактности – конкретности. Человек, когнитивные структуры которого конкретны, воспринимает мир как ряд предметов; он испытывает затруднения с образованием понятий высокой степени общности. Например, человек с конкретными когнитивными структурами сопротивляется включению “газет” и “радио” в категорию “СМИ” потому, что в “газетах пишут”, а “по радио говорят”. У таких индивидов когнитивные структуры линейны. Абстрактные когнитивные структуры предполагают, что знания имеют иерархическое строение. В ходе мышления и действия они способны оторваться от образов восприятия и оперировать общими понятиями.

3. Когнитивные структуры оцениваются по степени их открытости. Структуры закрыты, если человек не корректирует своих убеждений и взглядов под влиянием новой информации, если информационный канал между средой и личностью заблокирован.

4. Когнитивные структуры характеризуются активностью – пассивностью. Чем выше уровень активности, тем большую управляющую роль играют познавательные структуры в поведении.

Когнитивный подход к личности изменяет взгляд на проблемы человека. Человек – это не беспомощное порождение биохимических реакций, слепых импульсов или рефлексов. Он – существо, способное исправить ошибочные идеи, отучиться от ложных способов мышления. Определив и исправив мыслительные ошибки, он может подняться на более высокий уровень самоосуществления. В основе когнитивной психотерапии лежит представление о примате сознательной, рациональной стороны психики в разрешении личностных проблем.

Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении многих столетий, но пышный расцвет в XX веке психоанализа заставил отчасти позабыть об этой простой истине. Личностные расстройства (тревога, депрессия, панический страх (фобия), скука, ощущение своей неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах, негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты поведения и деятельности. Психотерапевт в чем-то подобен хорошему (“системному”) программисту, который способен найти и устранить сбой в программе и даже (в идеале) научить подобным процедурам пользователя (клиента).

Качество мышления определяет комфортность существования – люди бывают несчастны от того, что неправильно думают или представляют нечто – вплоть до самих себя. Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мыслей, мнений, убеждений и представлений. Жан Пиаже показал, что очень маленькие дети не понимают, что объект существует вне их восприятия. Следовательно, нельзя понять ужас ребенка, родитель которого только что вышел из комнаты; выясняя истинное положение, скорее, следует обратиться непосредственно к когнитивным процессам этого ребенка и его внутренней реальности, в которой родителя действительно нет.

Нечто подобное происходит и с взрослыми людьми. Пол Вацлавик пишет: “Пациенты приходят в ваш кабинет, полагая, что мир устроен определенным образом. Эта конкретная система представлений не очень конструктивна, потому-то они и обращаются за помощью. Ваша работа состоит в том, чтобы помочь им поверить, что мир функционирует иначе. Необходимо помочь пациентам изменить их систему представлений. Новая стратегия, если она эффективна, должна помогать пациенту быть более довольным жизнью и получать от нее больше радостей, в то время как старая причиняла ему боль и страдания”.

По мнению Г. Виткина, личность – это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется:

1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга;

2) выделением системы из окружающего мира, т.е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри;

3) усложнением интеграции элементов системы.

В связи с этим Г. Виткин различает глобальную личность (“зависимую от поля”), которая отличается относительной гомогенностью, малой специализацией отдельных функций, невыраженным чувством собственного отличия от окружения (недостаточное чувство тождества) и несложной интеграцией, и гетерогенную личность (дифференцированную, “независимую от поля”). Различие между глобальной и дифференцированной личностью проявляется, например, в сфере восприятия как “зависимость” или “независимость” от поля. При “зависимости от поля” восприятие определяется общей организацией поля, а его составные элементы с трудом выделяются из общего фона. При “независимом от поля” типе восприятия отдельные элементы сложного комплекса раздражителей легко дифференцируются. Поэтому недостаток чувства тождества своего тела или личности – это проявление “зависимости от поля”.

 

 



2015-11-11 2218 Обсуждений (0)
Особенности когнитивистского подхода к проблеме личности 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Особенности когнитивистского подхода к проблеме личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)