ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Болезнь — жизнь организма в ненормальных условиях … с отклонениями, носящими чисто количественный характер». Р. Вирхов, 1853 «Болезнь — это приспособление организма, характеризующееся специфическими формами и уровнями приспособительной активности». И.В. Давыдовский, 1966 «Болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структур и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов и характеризующаяся общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного». БМЭ, 1976
«Болезнь — жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций». А.Д. Адо, 1980 «Болезнь человека … противоречивый процесс развития повреждения и компенсации (защиты), не адекватный условиям среды, снижающий трудоспособности и способный прекратить существование организма как целого». А.Д. Адо, 1985 «Болезнь — это динамическое состояние организма, характеризующееся нарушениями нормального течения жизненных процессов, приводящими к снижению биологических и социальных возможностей человека». Н.И. Лосев, 1997 «Болезнь — нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее вследствие наследуемого генетического дефекта и/или действия на организм повреждающего фактора, характеризующееся развитием закономерного динамического комплекса взаимосвязанных патогенных и адаптивных изменений, а также ограничением биологических и социальных возможностей индивида». П.Ф. Литвицкий, 2002 «Болезнь — жизнь, стесненная в своей свободе». К. Маркс ПРИМЕРЫ ПОРОЧНЫХ КРУГОВ
Сердечная недостаточность
Серповидноклеточная анемия
Хронический бронхит
Сахарный диабет II типа
Приступ стенокардии
Приступ бронхиальной астмы
Белковое голодание
Занятие 6. ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ № 1 Больная Р. в течение 11 лет имела непосредственный контакт с солями радия, работая на производстве радия и регенерации его отходов. Основной вклад в суммарную дозу составляли внешнее γ-облучение и ингаляция радона. Затем в течение 5 лет работа ее была связана с химпроизводством. Через 14 лет от начала контакта с соединениями радия развились симптомы хронического рино-ларингита, трахеобронхита и рецидивирующей интерстициальной пневмонии с медленно формирующимся пневмофиброзом. В последний год усилилось общее недомогание, слабость, потливость, одышка, сердцебиение. Потеряла в весе около 12 кг. При обследовании: пальпируются шейные, подчелюстные и подмышечные узлы (мягкой консистенции, величиной от лесного ореха до куриного яйца), увеличены селезенка и печень, фурункулез. Картина крови: Нb — 110 г/л, эр. — 3,4´1012/л; лейкоциты — 102´109/л; Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы: 1. Какие критические органы оказались пораженными у больной Р.? 2. В форме какого заболевания выразилось поражение кроветворной № 2 Группа детей нашла на свалке капсулу с порошком, светящимся в темноте. Разбив капсулу, мальчишки втирали ее содержимое в различные части тела, играли в «индейцев», перед уходом домой разделили порошок по старшинству. Самое большое количество досталось Коле, чуть поменьше Вите и т. д. На 7-е сутки у Коли на кистях рук, на предплечье и на лице, в тех местах, где втирался порошок, и где несколько дней назад появились красные болезненные пятна, стали образовываться пузыри наполненные жидкостью желтого цвета, а затем (к концу 3-й недели) — язвы. Такого же рода изменения возникли у Вити и Саши чуть позже и развивались медленнее. Лишь у Владика (самого младшего), который только наблюдал за товарищами и подержал капсулу в руках, дело ограничилось болезненной гиперемией рук. Лабораторное исследование содержимого флакона установило природу содержащегося во флаконе порошка. Это был фосфор32. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. К каким излучениям относится фосфор32? Какой период его полураспада? 2. Как называется поражение тканей, возникшее у детей? 3. Чем определяется различный срок проявления и различная степень выраженности описанного поражения тканей? 4. Можно ли ожидать развития у детей острой лучевой болезни или возникновение локального поражения исключает ее развитие? № 3 Больная З. 19 лет, лаборантка, во время несчастного случая находилась в лаборатории и на протяжении 30 мин подвергалась воздействию мощного источника γ-нейтронного излучения. Первые симптомы, развившиеся уже во время нахождения больной в комнате: быстро нарастающая слабость, тошнота, затем неукротимая рвота. На 3-4 сут состояние больной улучшилось, и она особых жалоб не предъявляла за исключением потери в весе и явлений афтозного стоматита и фарингита (в конце 1 недели). С 14-15 дня состояние вновь ухудшилось, стала повышаться температура (до 38-39°С), на 20 день — многочисленные геморрагии, изменения на ЭКГ, лабильность пульса, артериальная гипотензия, ухудшение зрения за счет развивающейся катаракты. С 31-34 дня самочувствие стало постепенно улучшаться. Рост полностью выпавших волос начался с 4-го месяца. Наблюдение за больной продолжилось 10 лет. Динамика изменений отдельных показателей крови у больной З. приведена на рисунке 1. Проанализировав имеющуюся информацию, дайте обоснованное заключение о перенесенном З. заболевании. № 4 Больной И. обратился к врачу с жалобами на сильное общее недомогание, слабость, сонливость, головокружение, частые головные боли, особенно по ночам, плохой аппетит, усиленные потоотделение, раздражительность, ослабление памяти, временами — боли в области сердца, обморочное состояние. При обследовании — неустойчивость артериального давления (чередование нормального АД с явлениями гипо-, реже — гипертензии), лабильность пульса. Анализ крови: Нb — 90 г/л; Эр — 3,0´1012/л; ЦП — ?; лейкоциты — 2,8´109/л; б — 0 %; э — 0 %; ю — 0 %; п — 2 %; с — 58 %; л — 37 %; мон — Из анамнеза выяснилось, что больной уже 5-й год живет в одной из деревень «зоны отчуждения», куда он вернулся, вопреки запрету, через 6 мес после эвакуации в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Питается овощами, выращенными на своем огороде, ягодами и грибами, собранными в ближайшем лесу, молоком от своей коровы, мясом кроликов, которых он разводит. Какая патология развилась у больного И.? № 5 Мальчик Ю. 7 лет, житель Краснополья, Могилевской области, особенно сильно пострадавший от взрыва Чернобыльской АЭС, поступил в детское отделение для обследования с жалобами на боли в горле при глотании, температуры до 38,5-39°С, озноб. При поступлении: кожные покровы и видимые слизистые оболочки бледные. На коже туловища, слизистой оболочки рта и мягкого нёба точечные геморрагические высыпания, на миндалинах некротические налеты, выражены явления гингивита. Пальпируются шейный и надключеные лимфатические узлы величиной с фасоль, не спаянные с окружающими тканями и кожей, безболезненные. Со стороны сердца и легких изменений не обнаружено. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см; при пальпации плотная, малоболезненная. Селезенка не пальпируется. Анализ крови: Нb: — 78 г/л; Эр — 2,5´1012/л; ЦП — ?; лейкоциты — 200´109/л; б — 0 %; э — 0 %; п — 0,5 %; с — 1 %; л. — 3 %; мон. — 0 %; бластные клетки — 95,5 %, тромбоциты — 38´109/л; СОЭ — 60 мм в час. Цитохимические данные: бластные клетки обладают высокой миелопероксидазной активностью, слабой ШИК — реакцией, умеренно выраженной активностью кислой фосфатазы и неспецифической эстеразы. Какое заболевание развилось у ребенка?
№ 6 На рисунке 2 отражена динамика изменений со стороны ряда показателей крови больного Г. — ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Проанализировав данную информацию, дайте обоснованные ответы на следующие вопросы: 1. Была ли у больного Г. лучевая болезнь? Если да, то какой формы? 2. Подпишите названия форменных элементов или показателей общего анализа крови над соответствующими графиками. 3. Какие отдаленные последствия могут быть у данного больного?
Рис. 2. Динамика изменения количества форменных элементов крови у больного Г.
Занятие 1. ТИПОВЫЕ нарушения ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |